Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка

Описание работы

1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

Одна из основных характеристик гражданского общества – светское начало (в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести – одно из основополагающих прав личности и гражданина.

Так как  центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.

Институты гражданского общества:

– семья;

– родственные связи;

– общины;

– профессиональные организации;

– творческие и научные союзы, ассоциации, фонды;

– трудовые коллективы;

– социальные слои, сословия, классы;

– общественные организации и т. д.

Единицей  социальных взаимодействий в гражданском  обществе является группа. Группа – это совокупность людей, объединяющихся для реализации определенной цели. Характерная черта группы – функциональная зависимость ее членов друг от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:

– по роли в жизни общества;

– размерам;

– предназначению;

– функциям.

Существуют так называемые заинтересованные группы , объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.

 

15. Классики политической мысли о гражданском обществе

 

Концепция существования гражданского общества сформировалась к концу XVIII – началу XIX вв. Мыслители этого периода пересматривали традиционную концепцию единого общества-государства, где общество составляло неразделимое целое с государством. Английский мыслитель и философ Дж. Локк считал, что общество предшествует государству, оно существует по «природе». Государство строится на уже существующих естественных человеческих отношениях. Устраняется власть, государство, система – общество продолжает функционировать по своим правилам, законам, традициям. Главная цель государства, согласно Локку, – защита общества .

Наиболее радикальную концепцию  гражданского общества сформулировал Т. Пейн в памфлете «Права человека»: власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Государство, по Пейну, – зло; чем оно меньше, тем лучше для общества. Каждому индивиду по своей природе присуща тяга к обществу. Гражданское общество способно само управлять и регулировать свою жизнь, не нуждаясь в государстве и его системе. Цивилизованным будет лишь то государство, которое образовано в результате единого согласия всех членов общества, зафиксированного в конституции.

Весомый вклад в разработку концепции  гражданского общества и его взаимосвязи  с государством внес немецкий философ XIX в. Г. Гегель . Под гражданским обществом он подразумевал рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты. Их задача – обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, по Гегелю, – совокупность частных лиц, классов, групп, чье взаимодействие регулируется гражданским правом и не зависит от государства. Причем формирование гражданского общества возможно лишь в зрелом буржуазном обществе . Однако, в отличие от Пейна, Гегель понимал, что гражданское общество не может оставаться гражданским, если оно не управляется государством, которое призвано сглаживать конфликты между элементами гражданского общества. Конституционное государство способно решить проблемы, связанные с существующей несправедливостью, и объединить интересы различных групп в единую государственную политику.

Немецкий философ и экономист К. Маркс , основатель марксизма, характеризовал гражданское общество как этап исторического развития: это не природное состояние человеческого общества, а результат классовой борьбы, классового разделения и особых отношений производства. Для Маркса гражданское общество – преходящий элемент развития общества. Если отменяется частная собственность, гражданское общество теряет смысл. Гражданское общество по сути своей буржуазное, считает Маркс, так как приемлет классы, сословия и борьбу за права (в обществе коммунистическом не будет сословий, следовательно, нет борьбы за права).

Продолжая развивать идеи Маркса, основоположник Советского государства В.И. Ленин полагал, что освобождение человечества придет в результате уничтожения классовых различий и последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством, а также слияния личного и общественного.

 

16. Политическая система общества

 

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Система в политологии – все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том  числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает качественно  новое свойство, не присущее ее отдельным  частям.

Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Функции политической системы:

1) обеспечение власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (управляющая политическая система включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (включает организаторскую работу, людские, материальные и духовные ресурсы для решения многих поставленных целей и задач);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (селекция, четкое определение и выражение на политическом уровне данных интересов);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества;

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

7) политическая социализация, посредством которой формируется политическое сознание индивида;

8) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).

 

17. Типологизация политических систем

 

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Категория политической системы выполняет в политологии две функции: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. Поэтому имеют право на существование различные типы политических систем. Поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными являются и типологии политических систем.

По характеру исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, характерные для определенных регионов (основанные на традициях, обычаях). По господствующим в политической системе способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют: на командную политическую систему, ориентированную на использование принудительных методов управления; соревновательную политическую систему, где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил; социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов.

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Для политической системы демократического типа характерны:

– правление большинства;

– свобода критики и оппозиция правительству;

– защита меньшинства, которое со своей стороны лояльно по отношению к политическому сообществу;

– право народа на участие в решении государственных дел;

– уважение и охрана права человека.

Для политической системы авторитарного типа характерны:

– использование властных, радикальных средств решения социальных и политических проблем, использование деятельности репрессивных органов для разрешения конфликтов;

– ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

– централизация управления (сосредоточение власти в едином центре), подавление региональной и личностной автономии;

– концентрация функций управления обществом в одном лице или узкой социальной группе;

– навязывание обществу властными структурами определенной модели поведения.

Для политической системы тоталитарного типа характерны:

– отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

– отсутствие грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

– ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

– повсеместное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

 

18. Сущностные характеристики политической системы

 

Политическая система – это комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого протекает политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Социальная сущность политической системы состоит в том, чьи интересы (каких социальных групп) приоритетно она реализует, какими средствами и методами пользуется при этом. Политическая система является формой выражения отношений социальных групп по поводу власти. Она характеризует:

– организацию политической власти;

– отношения между обществом и государством;

– протекание политических процессов, включающих институционализацию власти; состояние политической деятельности;

– наличие политического творчества в обществе;

– формы политического участия, политических отношений.

Структура политической системы:

– политические институты (государство, политические партии, общественные организации и др.);

– политические отношения;

– политические принципы и нормы;

– политическое сознание;

– политическая культура.

Главным институтом политической системы  является государство, так как организует, направляет и контролирует совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Характерная тенденция современных  политических систем – постепенное  превращение государства в орган  выражения потребностей и интересов  всего общества.

Направляющую роль в политической системе современного общества играют политические партии , поскольку являются выразителями интересов и целей различных социальных групп населения, принимают активное участие в функционировании политической власти.

В состав политической системы входят политические отношения, являющиеся разновидностью общественных отношений и выражающие отношения по поводу политической власти. Политические отношения могут быть отношениями сотрудничества, учета баланса интересов, изоляции, нейтрализации, борьбы.

Выделяют три группы политических отношений:

– отношения между крупными социальными слоями, а также нациями и государствами;

– вертикальные отношения, которые складываются в процессе воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе;

– отношения, которые складываются между политическими организациями и государственными учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы, закрепляемые в конституциях, законах и нормативных актах.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура , предопределяющие поведение людей и их организаций, процесс подготовки и принятия политико-управленческих, властных решений.

Механизмы политической системы позволяют  разрешать социальные противоречия, достигать консенсуса (согласия) относительно дальнейшего направления общественного  развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"