Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:39, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и задачи политологии
Вопрос 2 Политология в системе социально-гуманитарных наук
Вопрос 3. Политика как социальное явление и предмет научного познания

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы.doc

— 889.00 Кб (Скачать файл)

Дэвидом Истоном системы разделялись  на открытые и закрытые.

Открытая  система испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов.

Полит. система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.  Если такое  воздействие слабое, тогда полит. система не имеет достаточной  информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонным, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

 

Вопрос 18. Природа и  сущность политического лидерства. Проблема политического лидерства  в современном  обществе

 

Габриэль Тард (франц. социолог, один из основоположников соц. технологии) пытался док-ть, что осн-м з-ном соц. жизни явл-ся подражание последователь лидеру.

Большинство населения не способно к самостоят. соц. творчеству, а источником прогресса общ-ва явл-ся открытия сделанные  инициативными, оригинальными личностями.

Сущ-ют следующие осн. подходы к  трактовке лид-ва:

1. Фактическое лид-во - постоянное  приоритетное влияние со стороны  определенного лица или группы  лиц на других людей. 

2. Формальное лид-во - управленческий  статус, соц. позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация вытекает из рассмотрения общ-ва как сложной, иерархически организованной системы соц. позиций и ролей. Даунтон отмечал, лид-во - “положение в об-ве, к-рое хар-ется способностью занимающего лица направлять и орг-вывать коллективное поведение некоторых или всех его членов”.

3. Лидерство - влияние на др. людей.  Однако это не любое влияние,  а такое, для которого хар-ны 4 особенности:1) необходимо чтобы  влияние было постоянным(к полит. лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на полит. процесс, историю страны);2) руководящее воздействие лидера должно осущ-ся на всю группу;3) полит. лидера отличает явный приоритет во влиянии;4)влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.

4. Полит. лид-во -это особого рода  предпринимат-во, осущ-мое на специфич. рынке, при котором полит. предприниматели  в конкурентной борьбе обменивают  свои пр-мы решения общ-ных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.

5. Лидер - это символ общности  и образец полит. поведения  группы. Он выдвигается снизу,  преимущественно стихийно, и принимается  последователями. Полит. лид-во  отличается от полит. руководства, которое, “в отличие от лид-ва, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отн-ний господства- подчинения”.

Природа лидерства

1 теория - “теория черт”суть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами чел-ка. Среди черт, присущих полит. лидеру, обычно называют ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую Энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. Для занятия лид-щих позиций нужны психол-кие и соц. качества, но их набор зависит от историч. эпох и от конкретных государств мира. Даже в наши дни личностные качества, дающие шанс на полит. успех существенно отличаются. Напр: в Швеции и в Авганистане и т.п. К томуже, часто полит. лид-рами становятся заурядные серые личности, не обладающие яркой индивид-тью.

2 теория - идею зависимости лид-ва от опред-х соц. условий обосновывает так наз. “ ситуационная теория”. Она показывает, что сложившиеся обстоят-ва определяют отбор полит лид-ра. Так напр. ситуация в Иране не примет европейского политика и наоборот. Кроме того требования к лидеру завися от того наход-ся ли гос-во в кризисе или развивается в стабильности.

3 теория - явл-ся уточнение и развитием 1 и 2 “ теория последователей”. Именно последователь воспринимает лидера, ситуацию в стране и в конечном итоге отвергает или принимает данного лидера. Такой подход рассмат-ет лид-во как особого рода отн-ния между руководителями и его последователями. В соврем. общ-ве лид-р может получить одобрение только в том случае если его имедж соотв. настроению общ-ва.

Вывод: природа лидерства сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Вопрос 19. Типология и  функции лидерства

 

Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность “Отдавать приказы и вызвать повиновение”, М. Вебер различал:

1. традиционное лид-во, основанное на вере в святость традиции(вожди племен, монархи)

2. рационально-легальное, основанное на вере в законность сущ-го порядка и его “разумность”. В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной госуд-ной ф-ции, рациональной с точки зрения целостности системы.

3. Харизматическое, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности . Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой.

По стилю деятельности типы лидерства  выделяются как авторитарный и  демократический.

Авторитарный - держится на авторитете того лица который держит власть в своих руках. Характеризуется жесткостью, изданию команд и требованию беспрекословного их выполнения. Его главное орудие - “железная требовательность”, угроза наказания.

Демократический - основан на уважении к лидеру. Лидер инициирует максимальное участие каждого в деятельности групп, не концентрирует ответственность, а старается распределить ее среди членов группы, создает отмасферу сотрудничества.

По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:

1. универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;

2. ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

По содержанию типы лидерства выделяются как:

1. лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий пр-му поведения;

2. лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

3. лидер, являющийся одновременно  и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают формальное и неформальное лидерство.

Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.

Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Ф-ции лидера:

1. Интегративная, т.е. лидер - это механизм интегр-ции группы.

2. Лидер вып-ет ф-цию принятия  решения. Способность лидера найти  правильное решение и дает  ему право на лидерство.

3. Соц-кий арбитраж и соц-кий  патронаж - защита масс от беззакония, самоуправства, бюрократов. Не всегда  реализуется, но люди верят,  что лидер наведет порядок.

4. Коммуникация власти и масс - постоянное информирование об-ва  о том, что происходит, о политике.

5. Инициирование обновления - генерирование  в об-ве оптимизма, т.е. мобилизация  масс на решение каких либо  задач.

6. Легитимация строя - т.е. каждый  полит. деятель внушает своим  гражданам, что его власть законна.

Вопрос 20. Теория лидерства  в современной политологии

 

Среди современных концепций, рассматривающих  природу  лидерства, можно выделить несколько наиболее влиятельных.

  Теория “Черт лидера”.                                                                                                 

Сторонники этой теории стремятся  объяснить природу лидерства  как чисто социально-психологический  феномен. Лидером они объявляют  человека, обладающего особой совокупностью  психологических черт. Один из первых представителей этой теории американский социолог Э.Богардус перечисляет следующие качества, которыми должен обладать лидер: способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание, иметь чувство юмора, такта... Главный недостаток теории черт втом ,что она рассматривает лидерство как изолированный феномен, который можно объяснить из него самого. Но различные соц. эпохи, разные классы и соц. группы требуют лидеров, обладающих разл. кач-вами. Очевидно, что черты лидера необх. рассматривать не изолированно от соц. условий, а в связи с ними, не в статике, а в динамике. Также важно, что само выполнение  ф-ций лидера способствует развитию необходимых для этого качеств. Человек, долгое время являющийся лидером, привыкает к своей роли. В нем формир-ся и закрепляются черты, необходимые для выполнения этой роли. Например появл-ся чувство ответственности за других, которого могло не быть раньше, властность, уверенность в себе...Т.е. то, что было соцю ролью лидера, становится частью “Я”.

Теория лидерства как  “функции ситуации”.  

Сторонники ситуационизма не отрицают “теорию черт” ,а пытаются интегрировать  её. Они исходят из того, что те или иные черты лидера изменяются в зависимости от ситуации. Исследования лидерства, основанные на этой теории, позволили американскому социологу Э.Фромму сделать вывод, что в современном мире в кач-ве лидера чаще всего выступает беспринципный человек, являющийся “функцией ситуации” ,своего рода флюгером, действующим по обстоятельствам. Это человек с “рыночной ориентацией”, он относится к себе, как к товару, который необх. продать подороже, поэтому вырабатывает в себе кач-ва, соответствующие “ситуационному спросу”: это ловкий приспособленец, который заботится только о своей карьере. Западные политологи отмечают, что ситуационизм принижает активность лидера. Не учитыв-ся тот факт, что лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать на нее влияние. Ситуационизм не раскрывает всей сложности феномена лидерства. Он игнорирует относит. самостоятельность личности, растворяя ее в обстоятельствах, обрекая на пассивность. Прогресс становления личности -не пассивное отражение человеком соц. среды, а активное формирование себя как личности.

Теория определяющей роли последователей.

Здесь на первый план выдвигается  анализ не самих лидеров а его последователей, их соц., психологич.интересов и запросов. природа лидерства исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Согласно определяющей роли ведомых, группа сама выбирает себе лидера, который ее удовлетворяет. Лидер в сущности не более чем инструмент группы. Поэтому “ тайна лидера “ не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Этот подход близок к ситуационизму. В нем настроения, интересы, потребности группы рассматриваются как важнейшие элементы ситуации, ориентируясь на которую, лидер строит свое поведение. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых негативно влияет на лидера. В этом они видят главную причину ослабления лидерства, превращения лидеров в “марионеток” , действующих на потребу толпы.

 

Вопрос 21. Социальная стратификация  и мобильность.

 

Социальные связи соединяют  индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются  различными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут  быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюргеймом в его работе «О разделении общественного труда». Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано по принципу «выше - ниже».

Анализ вертикального расслоения общества находит отражение в  теории стратификации. Само понятие  «стратификация» пришло в социологию из геологии, где «страта» означает геологический пласт. Данное понятие  достаточно удачно передает содержание социальной  дифференциации. Критерии организации неравенства могут быть различными. У нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа.

Разные формы социальной дифференциации выделяет Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации. Итак, социальную стратификацию можно определить, как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"