Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Политологии»
15. Одна из самых древних
теорий происхождения
Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает из увеличившейся семьи. Соединение семей означает, что члены семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти – власть главы государства – монарха.
Естественно-правовая теория основывается на положении о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Локк считал, что естественное состояние человека в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права видят появление государства как результат юридического акта – общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.
Органическая теория выражает
древние представления о
Представители теории насилия считали, что государство возникло в результате завоеваний. Смысл теории состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т. е. путем прямого политического действия, а государственная власть, соответственно, возникает и базируется на физической силе.
Сторонники психологической теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и различных их объединений Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства отталкивается от того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство возникает как объективный результат этих процессов и специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно экономические интересы господствующего класса.
16. Политический режим
– это система методов,
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
По политическому режиму
судят о подлинной картине
принципов организации
Типы политических режимов:
– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;
– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;
– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.
17. Форма государства –
это способ организации
Формы государства
1. По форме правления
(порядку образования и
– на монархические;
– республиканские.
Монархии различают абсолютные,
конституционные (парламентские), дуалистические.
В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар)
монарху принадлежит вся
18. По форме государственного устройства государства делятся:
– на унитарные; Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. (Греция, Ирландия, Люксембург)
– федеративные; Федеративное
государство – это союз государственных
образований, обладающих юридической
и определенной политической самостоятельностью.
имеют собственное административно-
– конфедеративные. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).
19.Тоталитарный политический режим. Тоталитарный режим – режим, при котором гос-во, не довольствуясь функцией социального представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений. .( ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.).Признаки тоталитаризма:1.центральное руководство и управление в экономической сфере,2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в соц сфере.3.признание руководящей роли 1 партии в полит сфере и осуществление ее диктатуры.4. господство официальной идеологии в дух сфере и принудительное ее навязывание.5.сосредоточение в руках партии гос-ва средства массовой коммуникации.6.культ руководящей личности на всех уровнях .7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных.8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, гос террор и массовые репрессии.9.проникновение власти во все части соц механизма. Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.Разновидности тоталитаризма:1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)2.Коммунистический (СССР, Куба)3.Национал – социализм (Германия).Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию. Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Главн характеристиками посттоталитаризма явл: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.
20.Авторитарный политический режим. Авторитарным -полит режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность. При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общ-во не поглощается полностью.Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.
Характер отношений
Разновидности авторитаризма:1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан). 2 – связан с правлением военных. 3 – персонифицированный режим(Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти). 4 – монархии(Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ)
21. Демократический режим
– форма государственного
– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
– существование гражданского общества с его развитой структурой;
– реальное осуществление правового государства;
– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
– легитимность государственной власти;
– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:
1) с высокой степенью
независимости подсистем –
2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);
3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).
22. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство
- это демократическое
Основными признаками правового государства являются:
1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2) деятельность органов
правового государства,
3) взаимная ответственность личности и государства;
4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5) стабильность законности и правопорядка в обществе.
23. Гражданское общество -
такое состояние общества, когда
человек является высшей
Признаки гражданского общества:
1. Индивид независим от
государства, 2. Наличие частной собственности,
3. Многоукладная экономика, 4. Отсутствие
государственной монополии на
СМИ, 5. Человек сам выбирает сферу
профессиональной реализации, 6. Наличие
в обществе различных классов,
социальных групп, имеющих
Структура гражданского общества:
1. Негосударственные социально-
2. Совокупность независимых от государства производителей;
3. Общественные объединения и организации;