Шпаргалка по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Политологии»

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

 

15. Одна из самых древних  теорий происхождения государства  – теократическая теория. Теория  божественного происхождения, согласно  которой государство предписано  человеку Богом. Известна юридическая  формула: всякая государственная  власть происходит от Бога, а  все государи осуществляют свою  власть как исполнение божественной  воли.

Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает  из увеличившейся семьи. Соединение семей означает, что члены семей  превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид  власти – власть главы государства  – монарха.

Естественно-правовая теория основывается на положении о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Локк считал, что естественное состояние  человека в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права  видят появление государства  как результат юридического акта – общественного договора, который  является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или  даже изобретением.

Органическая теория выражает древние представления о государстве  как о своеобразном подобии человеческого  организма. Ее суть такова: общество и  государство представляются как  организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неочевидное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство является общественным организмом, состоящим из отдельных личностей подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Представители теории насилия  считали, что государство возникло в результате завоеваний. Смысл теории состоит в том, что возникновение  частной собственности, классов  и государства является результатом  внутреннего и внешнего насилия, т. е. путем прямого политического  действия, а государственная власть, соответственно, возникает и базируется на физической силе.

Сторонники психологической  теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и различных их объединений Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства  отталкивается от того, что государство  возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство возникает как объективный результат этих процессов и специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно экономические интересы господствующего класса.

 

16. Политический режим  – это система методов, способов  и средств осуществления политической  власти. Любые изменения, происходящие  в сущности государства данного  типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим –  это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический  режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни  общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется  системой методов осуществления  государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной  деятельности, соотношением официальных  конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине  принципов организации политического  устройства общества. Политический режим  характеризует определенный политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие  гражданские права и свободы  человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

 

17. Форма государства –  это способ организации политической  власти, охватывающий форму правления,  форму государственного устройства  и политический режим.

Формы государства

1. По форме правления  (порядку образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношениям друг  с другом и населением) государства  подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота  законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим  законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две  независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

 

 

18. По форме государственного устройства государства делятся:

– на унитарные; Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. (Греция, Ирландия, Люксембург)

– федеративные; Федеративное государство – это союз государственных  образований, обладающих юридической  и определенной политической самостоятельностью. имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.) США, Германия, Россия.

– конфедеративные. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

 

19.Тоталитарный политический режим.  Тоталитарный режим – режим, при котором гос-во, не довольствуясь функцией социального представительства выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений. .( ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.).Признаки тоталитаризма:1.центральное руководство и управление в экономической сфере,2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в соц сфере.3.признание руководящей роли 1 партии в полит сфере и осуществление ее диктатуры.4. господство официальной идеологии в дух сфере и принудительное ее навязывание.5.сосредоточение в руках партии гос-ва средства массовой коммуникации.6.культ руководящей личности на всех уровнях .7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных.8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, гос террор и массовые репрессии.9.проникновение власти во все части соц механизма. Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.Разновидности тоталитаризма:1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)2.Коммунистический (СССР, Куба)3.Национал – социализм (Германия).Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию. Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Главн характеристиками посттоталитаризма явл: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.

 

20.Авторитарный политический режим. Авторитарным  -полит режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность. При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общ-во не поглощается полностью.Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.

Характер отношений государства  и личности(при авторитар): они построены больше на принуждении, чем на убеждении. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над соц и эконом инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме. Режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Разновидности авторитаризма:1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан). 2 – связан с правлением военных. 3 – персонифицированный режим(Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти). 4 – монархии(Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ)

 

21. Демократический режим  – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление  народа. Признаки демократического  режима:

– население участвует  в формировании и осуществлении  государственной власти посредством  прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются  большинством с учетом интересов  меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление  правового государства;

– выборность и сменяемость  центральных и местных органов  государственной власти, их подотчетность  избирателям;

– легитимность государственной  власти;

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление  принципа разделения властей на законодательную, исполнительную  и судебную. Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью  независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией  подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией  подсистем (например, Мексика).

 

22. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество.

Основными признаками правового  государства являются:

1) верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов  правового государства, которая  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность  личности и государства;

4) реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

5) стабильность законности  и правопорядка в обществе.

 

23. Гражданское общество - такое состояние общества, когда  человек является высшей ценностью,  когда признаются, защищаются его  права и свободы, когда государство  способствует динамическому развитию  экономики и политической свободы  и находится под контролем  общества, когда государство и  общественная жизнь основываются  на праве, идеалах демократии  и справедливости.

Признаки гражданского общества:

1. Индивид независим от  государства, 2. Наличие частной собственности, 3. Многоукладная экономика, 4. Отсутствие  государственной монополии на  СМИ, 5. Человек сам выбирает сферу  профессиональной реализации, 6. Наличие  в обществе различных классов,  социальных групп, имеющих собственные  интересы, 7. Самоуправляемость общества, 8. Отсутствие обязательной государственной  идеологии, 9. Права и свободы человека  признаются, соблюдаются и защищаются  государством, 10. Человек имеет возможность  свободно выражать свои политические  убеждения.

Структура гражданского общества:

1. Негосударственные социально-экономические  отношения и институты;

2. Совокупность независимых  от государства производителей;

3. Общественные объединения  и организации;

Информация о работе Шпаргалка по «Политологии»