Шпаргалка по «Политологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 01:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Политологии»

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 65.68 Кб (Скачать файл)

4. Политические партии  и движения;

5. Система негосударственных  СМИ.

 

 

24. Политическая партия – это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащих к определенной группировке общества, созданная на основе общности политических убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, мировоззренческих, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть, давлении на нее мирными, конституционными средствами.

В конституциях многих стран  нет юридического определения политической партии. В этих основополагающих документах определяются только цели и задачи партий.

Партии, которые выдвигают  цели насильственного свержения  конституционного строя, применяют  террористические методы для достижения своих целей, требуют установления диктатуры определенного социального  слоя, запрещаются конституциями  и законами и действуют нелегально.

Партии организуются и  действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного порядка: никаких предварительных уведомлений  или разрешения властей (государственных  органов) для создания партии не требуется. Партии сами определяют свои цели, структуру, внутреннюю организацию, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.

Для создания партии созывается учредительное собрание. На учредительном  собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или  на другом собрании принимаются устав  партии, ее программный документ.

 

25.  Граждане объединяются  в партию не по причинам  культурных или просветительских  целей (хотя и такие задачи  партия может выполнять), не из-за  стремления к извлечению прибыли  (хотя вступление некоторых граждан  в правящую партию может преследовать задачи материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, более или менее общего мировоззрения. Конституционное право в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий.

     Ограничения  связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, ненависть, вражду.

  Конституции демократических  стран (Германии, Испании, Венгрии,  Франции и др.) устанавливают,  что партии содействуют формированию  и выражению политической воли  народа, выражению общественного  мнения путем голосования. Законы  о политических партиях определяют  их роль более детально. В них  говорится также, что политические  партии стимулируют активное  участие граждан в политической  жизни, воспитывают их в духе  ответственности за дела общества, выдвигают кандидатов на выборах,  заботятся о постоянной связи  между народом и государственными  органами, содействуют осуществлению  политических прав граждан и  т. д.

     Посредством  партийной деятельности, как и  деятельности некоторых других  общественных организаций, осуществляются  отбор и подготовка политической  элиты, кадров управленческого  аппарата.

     Партии могут  влиять демократическими методами на политику государства, на политическую деятельность парламента и правительства, но они не могут непосредственно руководить государственными органами, им запрещено непосредственное осуществление публичной власти.

 

26 Становление многопартийной системы в РБ. Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь 1 партия, в 1994 — 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет РБ 13-го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения.

В результате объединения  отдельных партий, а также их самоликвидации 6 политических партий были исключены  Министерством юстиции из Государственного реестра политических партий. 
В марте 1998 года решением Верховного Суда РБ еще 6 политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29 политических партий . группы полит партий и общ движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации. 
Оссобенности:1. в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в соц-полит плане.2, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. 3.  формирование полит партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.4. между полит партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий. Партия БНФ(Образована в итоге раскола Белорусского Народного Фронта (старейшей партии страны, с 1988 года) в 1999 году – самая многочисленная 5000 человек.)

 

27 .Партийные системы и их характеристика. типы однопартийности и многопартийности:Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу гос-ва, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям.Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Следующая разновидность многопартийности - атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. (Малайзия, Боливия). Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки.( власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики, отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.) Существенное влияние на характер деятельности полит партий оказывают СМИ. Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды. Полит партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи и представителей новых профессий, воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды людей. А так же самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

 

28. Сущность и структура политического процесса, его стадии

ПОЛИТИЧ.ПРОЦЕСС-это последовательная внутренне связанная цепь политич.событий и явлений,а также сов-ть последовательных действий различных субъектов политики направленных на завоевание,удержание,укрепление политич.власти в об-ве.

Считается общепризнанным,что категория политич. Пр-с отражает не формальное,а реальное взаимодействие субъектов политики,кот.складываются не столько в соответствии с намерениями властных политич.групп,или программными документами,а в р-те складывающихся разнообразных внутренних и внешних факторов.Поскольку стимулы и мотивы политич. Поведения индивидов и властных групп постоянно изменяются,категория политич.пр-са отражает сопративление изначальной заданности,предсказуемости развития  событий и явлений.

СУЩНОСТЬ политич.пр-са выражается в:

1.производстве  и воспроизводстве различных  компонентов политич.с-мы,стр-р,нинститутов,а также чел-ка ,политич.и средств и норм политич.властвования и политич.участия.

2.пр-ве посредством  политич.с-мы определ.соц.порядка и соц.изменений.

3.осуществление  политич.воли об-ва через принятие и выполнение политич.решений,кот.интегрируют в себе разнообразные интересы граждан и выражаются в сложенной с-ме общенациональных целей.

СТРУКТУРА политич.пр-са включает:

Соц.-политич. Условия возникновения и ф-ния политич.пр-сов.

2.Субъекты политич.действий,а также их взаимодействие в ходе борьбы и сотрудничества.

3.Объекты воздействия,цели политич.пр-са

4.Политич.интересы,мотивы и цели поведения в политич.взаимодействии

5.Ресурсы пр-сов,ср-ва воздействия на объект

6.Исполнители  пр-са(политики,депутаты,деятели культуры)

СТАДИИ:

Политический  процесс можно условно разделить  на 5 стадий: формирование политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов повестку дня политического  процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных  решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма  реализации принятых решений; оценка результатов  политических решений.

 

 

29. Политическая модернизация - совокупность приемов и средств  совершенствования политической  системы государства, повышения  ее эффективности. 

    История политических  модернизаций знает два основных  пути ее осуществления :

либеральный;

консервативный.

    Основным условием  успешного осуществления политической  модернизации является рост экономики  страны.

    Американский политолог  Р. Даль в качестве основных  условий политической модернизации  выделил следующее: 

последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ;

установление сильной  исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;

достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений  в политической системе и государстве;

установление определенных отношений равенства-неравенства;

субкультурное разнообразие;

наличие интенсивной иностранной  помощи или международного контроля;

демократические убеждения  правящей политической элиты и политических лидеров.

    Во всяком политическом  процессе существенное значение  имеет то, какими приемами и  средствами достигается политический  результат, какова политическая  технология

 

30. Политическую деятельность можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий. В качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций, событий, действий. Однако первичные субъекты политики – индивиды, соц. группы, нации, народы – не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях.

Полит деятельность дел на:

а) позитивные (направлены на осущ опред полит акций с целью достижения желаемого рез-та)

б) негативные (суть в том, чтобы ничего не  предпринимать и позволить произойти опред-ным полит событиям.

Полит действия могут быть:

 а) рациональными-субъекты действия имеют чёткие представления о своих целях, ср-вах и методах их осущ и способны эф-но их применять)

б) иррациональными-связаны с политич иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам.

Абсолютно рацион-ых действий практически не бывает, они всегда несут в себе элементы неопределённости. По степени упорядоченности выд-ют: а)стихийные (внезапно возникшие) б) организованные (продуманные).

 

31. Политическое поведение  и его виды

Понятие политического поведения  помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно  позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к  системе отдельных действий, элементов.

Специфика политического  поведения определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

В ходе развития любого политического  процесса возникает ощутимая потребность  в закреплении черт, норм, регуляторов  политического поведения в принципах  политической организации, в придании духовным ориентирам политического  действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или  замещения должностей в государственном  аппарате и т.п.)

Очевидно, что в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя по-разному. В зависимости  от политического поведения участники  политики подразделяются на следующие  категории:

— лидеры, возглавляющие  политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению  и достижению намеченных целей;

— активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией  о достигнутых результатах и  трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения  масс;

— последователи. Их поведение  характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они  поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим  интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует  их участие в политической деятельности;

— лидеры мнения, не влияя  на поведение участников с точки  зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и  интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для  действия.

 

32. Понятие политической элиты.

Понятие “элита”  и его основные синонимы всегда играли и играют важную роль в гуманистических  дисциплинах и особенно в политической науке. Взгляды разделяющие общество на высших и низших, аристократию и простой люд проявляется во времена разложения родового строя. Наиболее последовательными мыслителями обосновавшими элитистские идеи были: Конфуций, Платон, Аристотель, Ницше.

  В современной  политологии применяется термин  “пол. элита”, введенный итальянским исследователем Парето.

Решетников. Пол. элита – организационное меньшинство, контролирующая группа, кот. явл-ся частью класса или соц. слоя и обладает реальной пол. властью, возможностью воздействовать на все функции и пол. действия данного общества.

Информация о работе Шпаргалка по «Политологии»