Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 16:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Файлы: 1 файл

0687870_C9C2C_shpory_po_politologii_bntu_60_voprosov.docx

— 126.46 Кб (Скачать файл)



 

46.Социальное гос-во РБ: сущность, направления развития, приоритеты. Соц гос-тво– демократическое гос-во, осуществляющее эффективную соц политику, гарантирующую достаточный уровень жизни и достаточную образованность личности. Последовательное повышение качества жизни гр-н Беларуси выступает важнейшим направлением гос политики. Обеспечивая высокий уровень занятости и динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных соц услуг. В  ближайшие годы  предусматрива(лось\ется)   динамичное  повышение  уровня  оплаты труда в стране. Так, Законом о бюджете на 2011 год заложен рост зарплаты  работников  бюдж. сферы на 35%, а в 2015 году средняя  зарплата  в  Беларуси  должна  достичь 1000 долл США  в  эквиваленте.  Закладываемые  высокие  темпы  роста  реальной заработной  платы  направлены  на обеспечение  приближения  средней зарплаты в 2015 году к уровню европейских  гос-в. Низкий уровень зарегистрированной безработицы- отличительная особенность Беларуси. На конец октября он составил 0,7 процента. Характеризуя ситуацию в сфере занятости, следует иметь в виду, что она улучшилась по сравнению с нач 2010г - в январе чис-ть безработных превышала число свободных рабочих мест. Сейчас число имеющихся вакансий в 1,6 р превышает кол-во безработных Ключевой задачей политики занятости является активная модернизация и введение эффективных рабочих мест, что даст возможность людям макс эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантирует достойное вознаграждение за достойный труд. Жилищное строительство- 1н из важнейших приоритетов социально-экономического развития. Также одним  из  приоритетных направлений  является  развитие  системы образования. Работа отрасли здравоохранения направлена  на  реализацию комплекса мер по  сохранению  и  укреплению  здоровья  наших граждан. Перспективы: Дальнейшие ориентиры и приоритеты социальной политики нашего государства определены проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Согласно программному документу,  качество жизни населения республики в течение последующего пятилетия приблизится к европейским стандартам, Беларусь войдет в число 50 государств с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала

47.Глобальные  проблемы современности. Глоб проблемы современности– это  комплекс политич-х, экономич-х, соц-х, экологич-х проблем общемирового масштаба, от решения кот зависит судьба человеческой организации. Проблемы политич характера: 1мирное разрешение межгос-ных, межнац-ых и региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом; 2предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение; 3установление нового мирового порядка, упрощение системы междунар безопасности; 4утверждение принципов прав гос-ва и прав общества. Проблемы социально–экономического характера: 1преодоление экономич отсталости, ликвидация голода, нищеты, преодоление негативных тенденций в духовном развитии; 2обеспечение эффек-го произ-ва и воспроиз-ва мирового валового продукта; 3предупреждение и искоренение преступности; 4оптимизация демографической ситуации, борьба с болезнями; 5освоение космического пространства и мирового океана; 6повышение уровня жизни людей. Проблемы экологического характера: 1рац-ое использование прир ресурсов; 2поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризиса; 3охрана окруж среды; 4предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельностью. Основная политич предпосылка решения этих проблем –создание нового и справедливого мирового порядка, пересмотр междунар отношений  на демократич и гуманных принципах. «Контуры мирового порядка» были обозначены «Делийской декларацией о принципах свободы от ядерного оружия и ненасилия в мире» в 1986г. Существует концепция строительства нового, демократического и справедливого мирового порядка: -демилитаризация междун-х отношений (ликвидация на тер-и военных сооружений и укреплений, запрет на содержание военной базы и войск); - создание глобальной и региональной систем безопасности на основе баланса интересов всех стран; -строгое соблюдение и совершение междунар правовых норм, регулирующих отношения между субъектами мировой политики. -конструктивное взаимодействие государств и народов в обеспечении прав человека в каждой стране, во всем их объеме, предусмотренном Всеобщей деклараций прав человека; -укрепление роли ООН как центрального органа управления междунар отношениями в интересах каждого гос-ва и мирового сообщества

48.Политическое  поведение, основные характеристики, типология. Политич поведение– важная разновидность поведения человека в обществе. Оно представляет собой процесс взаимодействия человека с политич средой и составляет совокупность форм и способов бытия индивидуума в политич сфере жизнедеятельности общества. Речь идет о политич поведении субъектов политики: физич-х, юридич-х лицах, соц-х группах. Единицей политич поведения является конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт, в кот отражаются политич знания человека, его убеждения, материализуется его политич культура. Политич поведение определяют многие факторы, кот можно классифицировать по нескольким основаниям. 1е по степени политич включенности субъекта в политич поведение, распадается соответственно на активное и пассивное. 2е по характеру поступков, используемым методам, а также направленности политич-ое поведение можно разделить на конфликтное и  бесконфликтное. В самих политич институтах политич поведение определяется и регулируется правовыми нормами, традициями, правилами и т.п. Власть имеет возможность контролировать политич поведение гр-н и соц-х групп посредством законодательства, подзаконных актов органов гос управления, а также с помощью правоохранительных органов. Политич участие – это вовлечение членов общества в существующие внутри нее политич отношения и структуру власти. Уровней и типы участия: 1.Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политич системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. 2.Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или гос-го уровня), референдумах и т. д. 3.Участие в деятельности политич и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов и др. 4.Выполнение политич ф-ий в рамках гос-ных институтов, включая сми. 5.Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. 6.Участие во внеинституциональных политич движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы. Политич иммобильность- низкая эффективность механизма обратной связи между гражданским обществом в целом и самой системой. Политическая апатия как форма непринятия политич системы. Политический байкот как выражение политической активности в политич системе и ее институтах

49.Понятие,  сушность и истоки геополитики. Термин "геополитика" появился в нач 20 в. Геополитика (от гр. gе  Земля + politike  политика) — это учение о географической обусловленности политич явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географ-ой средой и политикой гос-в.  Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционир-го гос-ва. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политич обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше попять политич процессы, происходящие в стране. Составные элементы (концепции): 1)географический детерминизм— концепция, стремящаяся объяснить место страны в системе междунар отношений, ее внешнеполитич деятельность исходя из особенностей географич среды. 2)образование гос-в и политич границ; 3)пространство. Структура пространства предопределяет ход истории, прежде всего политический. 4)жизненное пространство — эта концепция выработана немец геополитиками, но имеет важное значение для судеб всех стран. 5)зона жизненных интересов— земное пространство, представляющее для любой страны жизненно важный, необходимый, стратегический участок, объект и др. 6) население республики, продовольствен и демографич проблемы. 7)гос-ая безопасность и др концепции. Предметом геополитики являются актуальные проблемы существования и развития гос-ва, нац интересы. К ф-ям геополитики относятся:1) познавательная. Она помогает гр-ам, особенно молодежи, получить необходимую инф-ию, раскрывающую сущность и основные концепции геополитич теории, познать ее роль в гос-ве, в межстрановых отношениях и т.д. 2) интегральная. Геополитика объединяет в единое целое и пользуется достижениями многих естественных и общественных наук для эфф-го решения социально-политических проблем в интересах людей, гос-ва. 3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует территориальную расстановку политических сил как внутри, так и в других странах в соответствии с их географическим положением. 4) сохранно-защитительная. Эта функция нацелена на сохранение своего гос-ва и народа как культурно-исторической общности. Таким образом, основные вопросы геополитики — изучение геополитической практики государства, конфигурации расселения, среды обитания и качества жизни своего парода, отношения с политическими силами соседних и других стран. Геополитика в определенном смысле — это психология и стратегия гос-ва

50.Политические  конфликты: сущность, виды и способы  разрешения. Политич конфликты (лат.серьезные разногласия) – это столкновение, противоборство различных социально-политич сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политич статуса, с политич перспективами развития общества. Сфера политики - это область постоянной и повышенной по сравнен с др сферами общес-ой жизни конфликтности. В политич кон-ах сталкиваются противоположные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же - к власти. Наиболее значительным компонентом структуры политич конф-ов являются их источники или причины, из-за кот и начинается конфликт. Типы конфликтов: К 1му внесоц-ому типу относятся источники, кот основываются на определ качествах, чертах человека: агрессивности, страхе, панике. Такие источники чаще всего приводят к развитию политич конфликтов в виде бунтов, голодовок, террористич актов и др. Источники 2го, социального, типа связаны со спецификой различных сфер политики, с характером субъектов и др аспектами. 3ий- комбинированный тип источников политич конф-ов характеризуется устойчивым сочетанием мотивов соц-го и внесоц-го характера. Способы преодоления политич конфликтов: -инициация конфликта: намеренное обострение имеющихся в общ-ве противоречий, направленное на создание ситуации, кот можно использовать гораздо эфф-ее, чем это могла сделать противоположная сторона; -рутинизация конфликта: сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон с целью использования ее в своих интересах; -предупреждение конфликта: действия, направлен на недопущение перехода имеющихся между сторонами противоречий в открытую стадию противоборства, способную создать политич напряженность в об-ве; -урегулирование конфликта: действие сторон, ориентирован на избежание негативных явлений; -разрешение конфликта: устранение причин конфликта, исчерпание предмета спора между сторонами; -вытеснение конфликта: перенесение ответственности за разрешение конфликтной ситуации на иной уровень политич системы (напр, с федерального на региональный). Классификацией 3х организационных уровней обусловлена следующая типология: конфликты между индивидуумами; пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами; конфликты между гомогенными организациями (напр, гос-ми ); конфликты между гетерогенными организациями (напр, между гос-ом и церковью); конфликты между индивидуумом и группой (напр, в семье); конфликты между индивидуумом и организацией (напр, между гр-ом и гос-ом); конфликты между группой и организацией

51. политическая идеология: понятие  и функции. Полит идеология – систематизированная совокупность полит идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию полит действий по завоеванию и удержанию власти. Основным содержанием ПИ является полит власть, её трактовка, отношение к различным полит институтам, представления о наилучшем гос устройстве, методах и средствах соц преобразований. ПИ формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Цель идеологии – формир сознания людей и формир их поведения путём воздействия на сознание. ПИ реализуется в полит теорий, доктрин и полит программ.Уровни функционирования ПИ:1) теоретико – концептуальный (политическая философия)2) программно – политический (здесь принципы и идеи преобразуются в политическую программу, лозунги, требования властвующей элиты);3)актуализированный (определяет степень эффективности идеологии).Функции идеологии:1)познавательно – воспитательная 2)нормативно-ценностная 3)интегрирующая 4)мобилизационная.Функции идеологии сводятся к овладению массовым полит. сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач. Идеология должна создавать позитивный образ проводимой политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций


 

 

 

 

 

 

 

 

52. консерватизм и неоконсерватизм Консерватизм (возник в 18 в) - полит идеология, ориентир на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм гос и общественной жизни, приверженность полит ценностям, выдержавших испытание временем (английский философ Э. Берк, М. Фримен).Полит идеи консерватизма:1)Традиционные нормы жизни общ-ва –главная движущая сила прогресса, а исходные ценности – порядок в обществе, стабильность гос-ва. Власть в общ-ве принадлежит элите. Свобода личности предполагает подчинение гос власти и лояльность к ней. 2)Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, а частная собственность – гарант личной свободы и защиты соц порядка.3)Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы => закономерно неравенство людей в отношении умственного и физ развития, соц статуса. 4)Соц попечительство гос-ва порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.1970 – 80 гг. – неоконсерватизм (Вильям Кристол и Роберт Каган). Лео Штраус —основатель неоконсерватизма. Неоконсервати́зм — идеология и полит движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации,не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера гос аппарата и расходов на соц обеспечение. Основные идеи – усиление гос регулирования экономич жизни и соц сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества. Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения ,то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те,  и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны

53. Либерализм и неолиберализм

ЛИБЕРАЛИЗМ - соц-полит учение и обществ движение, основной идеей кот является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общ-ва. Оформляется в Новое Время в борьбе против феодальных порядков. Сформировался в конце 17 – начале 18 века на базе Джона Локка, Адами Смита, Гоббса. Идеалом либерализма  - общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой инф-цией, ограничением власти гос-ва и церкви, верховенством права, частной собственностью, свободой частного предпринимательства. Фундаментальные принципы либерализма включают признание: 1)данных от природы естественных прав и других гражданских прав; 2)равноправия и равенства перед законом; 3)рыночной экономики; 4)ответственности правительства и прозрачности гос власти. Ф-ция гос власти сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении гос-вом, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Неолиберализм отрицает полностью гос регулирование эк-ки, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное ср-во обеспеч прогресса и достижения соц справедливости, возможных прежде всего на основе экономич роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации». Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с гос регулированием и соц программами.  Основная его сущность ––зрелое гражданское общество. Гос-во вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономич стабильность и соц справедливость, а точнее гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант

54. современная  социал-демократия:теория и практика.

Социал-демократия (часто идентифицируется с демократическим социализмом) — направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – теоретически обосновалась в 19 веке (Маркс, Энгельс, Ленин). Основные идеи – капитализм дает предпосылки для социальной революции и переход к социализму. Построение социального справедливого общ-ва без классовой борьбы в социальной революции и диктатуры пролетариата. Социализм есть совокупность общественной и плановой экономики. Принцип: от каждого по способности – каждому по труду. Всестороннее и гармоничное развитие личности невозможно без уничтожения эксплуатации человека человеком. Социализм – это переходный этап к коммунизму.  Носители – социально – коммунистические партии. К 20 веку социализм преобразовался СОЦИАЛДЕМОКРАТИЮ (это идеология постепенного преобразования капиталистического общества на основе последовательной демократизации политики, экономики, социума и других жизней, гражданского согласия). Основные идеи – это социализм, последовательный процесс реформирования политической системы как капиталистической системы, реализация и обогащение демократических принципов социального партнерства – солидарности, справедливости, свободы. Социализм есть совокупность смешанной экономики, рыночных отношений и более высокого качества жизни. Гос регулирование и перераспределение доходов в обществе с рыночной экономикой, многообразие форм собственности – гарант эффективной экономики и благосостояния человека и общ-ва. Социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства: 1)Защиту прав человека, 2)Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. 3)Принцип справедливой торговли. 4)Равноправие и защиту всех форм собственности. 5)Создание мощного госо сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным. 6)Национализацию стратегически важных предприятий.7) Сотрудничество с профсоюзами. 8)Сокращение разрыва между богатыми и бедными.9)Поддержку неимущих слоев населения

55. Международные полит. Инс-ты. ООН.  ОБСЕ

ОБСЕ - общеевропейская организация, занимающаяся вопросами безопасности, в состав которой входят 55 государств-участников. Организация создана в кач-ве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970-х гг ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями.Более того, ОБСЕ - это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. ООН является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека. Направления деятельности ООН и ее органов: Генеральная  ассамблея  ООН  - рассматривает общие принципы  сотрудничества   в   деле поддержания международного  мира  и безопасности.      Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН,   на   который,  возложена ответственность за поддержание международного мира  и безопасности.  Международный Суд ООН  Суд обязан решать переданные ему споры на  основании международного  права, применяя при этом  международные конвенции,  международный обычай,  общие принципы права, признанные  цивилизованными нациями. Секретариат   ООН выполняет административно-технические функции  ООН

56. Роль СМИ в политич. процессе СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации полит процесса.Черты:1)публичность; 2)наличие спец технич приборов аппаратуры; 3)непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4)однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; 5)непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. СМИ: Пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Полит функции СМИ: 1)информационная; 2)образовательная; 3)социализационная; 4)функция критики и контроля; 5)артикуляция различных обществ интересов, конституирования и интеграции полит субъектов; 6)мобилизационная; 7)инновационная; 8)оперативная; 9)формирование общественности и общественного мнения.Полит манипулирование — скрытое управление полити сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые гос-вом демократ принципы. Способы манипулирования социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое

57.Современные  концепции международных отношений. Международные отношения – сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, гос-ва и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные.Основные субъекты МО и мировой политики прежде всего государства и международные организации.Через гос-во народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может сущее. вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Госу-во контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц, общ организаций, фирм, индивидов.Субъекты международных отношений – международные полит или военно-полит, общественные и профессиональные организации: ООН, ЕС, НАТО. Современные тенденции международных отношений: 1)интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека, обеспечения всех аспектов его безопасности; 2)решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов; 3)демилитаризация и демократизация –отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений. Проблемы, стоящие перед МО:1. Международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; 2. Международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; 3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры

58. внешняя политика  РБ:сущность, приоритеты, принципы. Внешняя политика – разновидность политики, регулирующая взаимоотношения между гос-вами и народами. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, гос-во осущ внешнеполитическую деятельность. Концепция внешней политики государства включает след принципы: 1) защита национ интересов, целей и приоритетов гос-ва; 2)сохранение и обеспечение экономического, полит и военно-полит суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ страны; 3)защита прав, свобод, достоинства и материального благополучия всех граждан; 4)обозначение регионов и стран, на которые распространяются жизненно важные интересы страны; 5)установка внешнеполитической стратегии на сотрудничество в мировом сообществе. Внешняя политика РБ служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния бел народа. РБ осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности  РБ формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики. Приоритетом внешней политики Беларуси в сфере международных экономических отношений является содействие развитию нац экономики, которое в современных условиях требует широкой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей. РБ выступает за обеспечение прав человека и основных свобод. Важным направлением бел внешней политики является обеспечение международной поддержки в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы.Главный приоритет внешней политики РБ - страны-соседи. РФ - основной торговый партнер, источник широкой поддержки РБ на международной арене. Для РБ сотрудничество с РФ имеет стратегическое значение. Следующий приоритет - партнеры по СНГ.  Интересам РБ отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. РБ приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях.На новый уровень выходят отношения РБ со странами Латинской Америки.Венесуэлла, Куба

59. Политический процесс. Сущность, структура. Политический процесс  - суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование полит с-мы общ-ва в определенных временных и пространственных границах. ПП отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, гос устройством. ПП состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий:1)конституирование (образование политической системы), 2)принятие и исполнение политико – управленческих решений, 3)контроль за функционированием и направлением развития полит системы.ПП сущ в 3 фазах:1) функционирование –приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политизменениях 2)развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общ-ва3)упадок – полит изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой полит жизни, нестабильность общества, недовольство граждан. Полит процессы: 1)внутриполитические ( завоевание и удержание власти); 2)внешнеполитические (отношения с другими гос-вами как искусство ведения международных дел). Политический процесс: неангажированный – добровольное участие граждан в отношении с государством;  2)ангажированный - преобладают гражданские формы полит отношений, жестко централизованные методы принятия управленческих решений Структура ПП:1)субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована) – Гос-во, полит партии, индивиды; 2)объект, кот должен быть создан или достигнут как цель процесса;3) исполнителей процесса, кот связывают субъект и объект-цель.Существенным показателем любого ПП явл преобладающий хар-р отношений между его участниками. От него зависит хар-р самого процесса. Преобладающим является тот, котвключает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта

60 .Политическая модернизация. Сущность, основные этапы

  Теория полит модернизации входит в рамки общесоциологического направления, получившего название «социология развития». Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М. Вебера и Т. Парсонса. Социология развития выделяет два основных типа обществ: традиционное и современное.В основе традиционного общ-ва лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность.В современном общ-ве:  местнические представления заменяются универсальными ценностями;  основным элементом общ-ва и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели — они не предписываются и не утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур.В центре теории полит модернизации — обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.1)1950-1960-е гг. — модернизация понималась как вестернизация, -копирование западных устоев во всех областях жизни; в этот период господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации. 2)1970-1990-е гг. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. Приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели. Более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран. К числу важнейших факторов модернизации в политике относятся след: централизованных национальных гос-в, в рамках кот формируются различные соц-полит движения и группы, отстаивающие свои интересы



Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"