1.Возникновение
права(пути формирования). Формы
и источники права
В процессе возникновения права
можно выделить три способа формированию
права:
Санкционирование обычаев;
Юридическая практика;
Прямое нормотворчество государства;
Санкционирование обычаев -
Государство санкционирует, то есть разрешает
действие, берет под свою защиту определенные
обычаи, выгодные и угодные господствующему
классу или лицам, стоящим у власти.
В результате формируется такой
источник права как санкционированный
обычай - исторически сложившееся общее
правило поведения людей, вошедшее в привычку
в результате многократного повторения
и поддерживаемое силой государственного
принуждения, подчеркнем, государство
санкционирует не все обычаи, а лишь те,
которые объективно необходимы, угодны
и выгодны правящему классу.
Юридическая практика - При
разрешении конкретных споров, конфликтов
судебные (административные) органы выносят
решения, основываясь на обычаях, собственных
представлениях о справедливости, на эти
решения ориентируются в дальнейшем при
разрешении аналогичных конфликтов, так
формируется юридическая практика, в результате
этого способа формирования права складывается
такой источник права как правовой (судебный,
административный) прецедент, формируется
т. н. прецедентное право.
Правовой прецедент – это решение
суда по конкретному делу, которое в дальнейшем
становится обязательным для других судов
при разрешении аналогичных дел, этот
источник характерен для англосаксонской
правовой системы.
Прямое нормотворчество государства-
для достижения своих целей, закрепления
выгодных для себя порядков государственная
власть издает особые акты (указы, уложения,
декреты, законы и др.), обязательные для
исполнения в данном государстве и поддерживаемые
силой государственного принуждения.
Понятия «форма
права» и «источники права» взаимосвязаны,
но не совпадают. «Форма права» показывает,
как содержание права организовано и выражено
вовне, а «источник права» - истоки формирования
права, систему факторов, предопределяющих
его содержание и формы выражения.
Выделяют внешнюю
и внутреннюю формы права. Внутренняя
форма – это структура и связи, деление
на отрасли и институты; Внешняя форма
– это система законодательства. «Под
внутренней понимается структура права,
система элементов (нормативные предписания,
институты, отрасли). Под внешней – объективированный
комплекс юридических источников, формально
закрепляющих правовые явления и позволяющих
адресатам правовых установлений ознакомиться
с их реальным содержанием и пользоваться
или».
2. Понятие, признаки,
сущность государства
Государство-политико-территориальная,
суверенная организация публичной власти,
выражающаяся классовые и общечеловеческие
интересы, и выполняющие функции управления
общества.
Сущность государства
- достаточно устойчивая категория. Она
означает природу и назначение государства
в обществе. Однако, как считает А.П. Бутенко,
«на разных исторических этапах в качестве
условий, ради соблюдения которых существует
государство, выступают разные обстоятельства».
Учёный выделяет следующие: одно из первых
- принудительное запрещение инцеста,
также «создание и поддержание ирригационных
сооружений для блага земледелия и сохранения
земли обитания»; позже «на первый план
выступает защита частной собственности…
а затем уже смысл существования государства
обусловливается всей совокупностью причин,
требующих поддержания цивилизационного
порядка, права и т.д.».
1). Наличие аппарата
власти и управления, состоящего
из особого слоя людей, основным
занятием которых является выполнение
властных и управленческих функций.
Они не производят ни материальных,
ни духовных благ, а лишь управляют.
Свои должности эти люди занимают
путём избрания, назначения, наследования
или замещения. Государственная власть
в обществе осуществляется комплексом
учреждений, органов, которые образуют
государственный аппарат. Именно он обладает
властными полномочиями вплоть до применения
принуждения, имеет право принимать общеобязательные
для исполнения акты.
2). Наличие, наряду
с аппаратом власти и управления,
аппарата принуждения. Он состоит
из особых отрядов вооружённых
людей в виде армии, полиции, разведки,
контрразведки, а также в виде
всякого рода принудительных
учреждений (тюрем, лагерей и т.п.).
Они существуют в государстве
для управления делами общества,
устранения возникающих социальных
конфликтов, обеспечения правопорядка
и определённого режима властвования.
3). Территориальная
организация государства. Она отличается
от территории, на которой проживала
первобытная община, прежде всего
тем, что появляются государственные
границы, очерчивающие переход к
оседлому образу жизни и пределы
осуществления государственной
власти.
4). Суверенитет - один
из важнейших признаков государства.
Он означает, во-первых верховенство
власти внутри страны и, во-вторых,
независимость её на международной
арене.
5). Государственная
казна - один из ключевых признаков
государства, поскольку поддержание
государственного аппарата, развитие
экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности
общества невозможно без их
финансирования из государственной
казны. Основной доход казны - налоги,
прямые и косвенные, поэтому в
каждом государстве существуют
специальные органы, занимающиеся
их сбором. Однако казна пополняется
и за счёт займов, организацией
которых также занимаются специальные
органы.
3. Понятие,
признаки и сущность права
право – система особых социальных
норм, которые с учетом общечеловеческой
справедливости и свободы признаются,
устанавливаются и охраняются государством,
формально определены, регулируют общественные
отношения, общеобязательны для всех членов
общества.
Признаки права:
1. Система особых социальных норм – данные нормы устанавливаются государственными органами как одним из социальных институтов, закрепляются в нормативно-правовых актах и характеризуются в связи с этим иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.
2. Общеобязательность – все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.
3. Охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение.
4. Форменная определенность – право содержится в определенных формах.
5. Регулирует наиболее важные общественные отношения – государство закрепляет в определенных формах только те общественные отношения, которые являются социально значимыми.
6. В процесс формирования права возводится в норму воля той социальной группы, которая находится у власти, но с учетом общечеловеческой справедливости и свободы.
Сущность права (основные подходы
к пониманию):
1) Воля господствующего класса или всего народа;
2) Социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью;
3) Реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе.
Сущность права - формально-правовая
свобода, формально-правовое равенство,
формально-правовая справедливость.
4.Функции государства:
понятие и классификация
Функции государства
– это основные направления деятельности
государства, в которых выражаются и конкретизируются
его сущность, роль и социальное назначение
в общественной жизни.
По сфере деятельности государства:
Внутренние – функции, которые государство
осуществляет на своей территории с целью
решения внутриполитических задач:
Функция охраны прав и свобод
человека и гражданина;
Функция обеспечения правопорядка;
Экономическая функция;
Функция налогообложения;
Функция социальной защиты;
Экологическая функция;
Культурная функция;
Внешние – функции, которые государство
осуществляет за пределами своей территории
с целью решения внешнеполитических задач
государства:
Функция обороны страны;
Функция поддержания мирового
порядка;
Функция сотрудничества с другими
государствами;
По продолжительности
осуществления:
Постоянные – функции, которые
государство осуществляет в течение всего
развития;
Временные – функции, которые
носят краткосрочный характер и прекращают
свое действие с решением определенной
задачи;
По значимости и степени общности:
Основные – функции, с помощью
которых осуществляются наиболее общие,
важнейшие направления деятельности государства
по выполнению основных стратегических
задач и целей, поставленных перед государством.
Объект – общественные отношения, обладающие
известным сходством;
Неосновные – функции, которые
представляют собой составные части основных
функций и направлены на выполнение государством
конкретных задач. Объект – общественные
отношения, которые возникают в строго
определенной области;
По сферам общественной
жизни, которые являются объектами государственного
воздействия:
Экономические;
Политические;
Социальные;
Экологические;
Фискальные;
По функциональному
назначению:
Охранительные;
Регулятивные;
5. Понятие и
элементы формы государства
Форма государства – это совокупность его внешних
признаков, порядка и способов организации
высших органов власти, реализации политической
и государственной власти.
На форму государства
могут оказывать влияние следующие факторы:
социально-экономические, культурные;
исторические, национальные
и религиозные традиции;
природные и климатические
условия;
расстановка политических сил
и т. д.
Чтобы иметь более полное представление
о форме конкретного государства, необходимо
проводить анализ его структурных элементов:
1) форма правления – организация
высших государственных органов, порядок
их образования, структура, полномочия,
взаимодействие с населением, а также
друг с другом. Основные формы правления:
монархия и республика;
2) форма государственного устройства
– отражает политико-территориальную
организацию государственной власти,
определяет взаимоотношения между центральной
и местной властью. По форме устройства
государства разделяются на унитарные,
федеративные, конфедеративные;
3) государственно-правовой (политический)
режим – представляет собой совокупность
приемов, способов, методов, средств осуществления
власти. Основные типы политических режимов:
авторитарный, демократический, тоталитарный.
Таким образом, форма
государства определяет:
порядок формирования органов
государственной власти;
структуру государственных
органов;
особенность территориальной
самостоятельности населения;
характер взаимоотношений органов
государственной власти друг с другом;
специфику отношений государственных
органов и населения;
приемы, способы, методы осуществления
политической власти.
6.Формы госуд.правления
Фо́рма госуда́рственного
правле́ния — элемент формы
государства, который определяет
систему организации высших органов государственной власти, порядок их
образования, сроки деятельности и компетенцию,
а также порядок взаимодействия данных
органов между собой и с населением, и
степень участия населения в их формировании.