Шпаргалка по "Право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

1.Возникновение права(пути формирования). Формы и источники права
В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:
Санкционирование обычаев;
Юридическая практика;
Прямое нормотворчество государства;

Файлы: 1 файл

Otvety_pravo.docx

— 179.79 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение  права(пути формирования). Формы  и источники права

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:

  1. Санкционирование обычаев;

  1. Юридическая практика;

  1. Прямое нормотворчество государства;

Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая практика - При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости, на эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов, так формируется юридическая практика, в результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право.

Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел, этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения.

Понятия «форма права» и «источники права» взаимосвязаны, но не совпадают. «Форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, а «источник права» - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права. Внутренняя форма – это структура и связи, деление на отрасли и институты; Внешняя форма – это система законодательства. «Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней – объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться или».

 

2. Понятие, признаки, сущность государства

Государство-политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, выражающаяся классовые и общечеловеческие интересы, и выполняющие функции управления общества.

Сущность государства - достаточно устойчивая категория. Она означает природу и назначение государства в обществе. Однако, как считает А.П. Бутенко, «на разных исторических этапах в качестве условий, ради соблюдения которых существует государство, выступают разные обстоятельства». Учёный выделяет следующие: одно из первых - принудительное запрещение инцеста, также «создание и поддержание ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения земли обитания»; позже «на первый план выступает защита частной собственности… а затем уже смысл существования государства обусловливается всей совокупностью причин, требующих поддержания цивилизационного порядка, права и т.д.».

1). Наличие аппарата  власти и управления, состоящего  из особого слоя людей, основным  занятием которых является выполнение  властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают  путём избрания, назначения, наследования  или замещения. Государственная власть в обществе осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют государственный аппарат. Именно он обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения, имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты.

2). Наличие, наряду  с аппаратом власти и управления, аппарата принуждения. Он состоит  из особых отрядов вооружённых  людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде  всякого рода принудительных  учреждений (тюрем, лагерей и т.п.). Они существуют в государстве  для управления делами общества, устранения возникающих социальных  конфликтов, обеспечения правопорядка  и определённого режима властвования.

3). Территориальная  организация государства. Она отличается  от территории, на которой проживала  первобытная община, прежде всего  тем, что появляются государственные  границы, очерчивающие переход к  оседлому образу жизни и пределы  осуществления государственной  власти.

4). Суверенитет - один  из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых верховенство  власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной  арене.

5). Государственная  казна - один из ключевых признаков  государства, поскольку поддержание  государственного аппарата, развитие  экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности  общества невозможно без их  финансирования из государственной  казны. Основной доход казны - налоги, прямые и косвенные, поэтому в  каждом государстве существуют  специальные органы, занимающиеся  их сбором. Однако казна пополняется  и за счёт займов, организацией  которых также занимаются специальные  органы.

3. Понятие, признаки и сущность права

право – система особых социальных норм, которые с учетом общечеловеческой справедливости и свободы признаются, устанавливаются и охраняются государством, формально определены, регулируют общественные отношения, общеобязательны для всех членов общества.

Признаки права:

  • 1. Система особых социальных норм – данные нормы устанавливаются государственными органами как одним из социальных институтов, закрепляются в нормативно-правовых актах и характеризуются в связи с этим иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

  • 2. Общеобязательность – все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.

  • 3. Охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение.

  • 4. Форменная определенность – право содержится в определенных формах.

  • 5. Регулирует наиболее важные общественные отношения – государство закрепляет в определенных формах только те общественные отношения, которые являются социально значимыми.

  • 6. В процесс формирования права возводится в норму воля той социальной группы, которая находится у власти, но с учетом общечеловеческой справедливости и свободы.

Сущность права (основные подходы к пониманию):

  • 1) Воля господствующего класса или всего народа;

  • 2) Социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью;

  • 3) Реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе.

Сущность права - формально-правовая свобода, формально-правовое равенство, формально-правовая справедливость.

4.Функции государства: понятие и классификация

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

  1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

  1. Функция обеспечения правопорядка;

  1. Экономическая функция;

  1. Функция налогообложения;

  1. Функция социальной защиты;

  1. Экологическая функция;

  1. Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

  1. Функция обороны страны;

  1. Функция поддержания мирового порядка;

  1. Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

  1. Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

  1. Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

  1. Экономические;

  1. Политические;

  1. Социальные;

  1. Экологические;

  1. Фискальные;

По функциональному назначению:

  1. Охранительные;

  1. Регулятивные;

5. Понятие и  элементы формы государства

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. социально-экономические, культурные;

  1. исторические, национальные и религиозные традиции;

  1. природные и климатические условия;

  1. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;

  1. структуру государственных органов;

  1. особенность территориальной самостоятельности населения;

  1. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

  1. специфику отношений государственных органов и населения;

  1. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

6.Формы госуд.правления

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Информация о работе Шпаргалка по "Право"