Санкция - такой структурный элемент
правовой нормы, где содержатся указания
на меры государственного принуждения,
воздействия на лицо, нарушившее требование
диспозиции.
15. Классификация
норм права
По предмету правового
регулирования правовые нормы делят на нормы:
гражданского;
административного;
финансового;
конституционного;
семейного;
трудового;
уголовного права.
В зависимости от характера регулируемых
отношений нормы права делятся на материальные
(гражданские, уголовные, экономические
и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные,
уголовно-процессуальные).
По методу правового
регулирования нормы права делят:
на императивные;
рекомендательные;
диспозитивные;
поощрительные.
В зависимости от социального назначения выделяют
также:
общезакрепительные;
декларативные;
дефинитивные;
коллизионные;
оперативные нормы.
16.Понятие, признаки
и классификация норм.актов
Нормативно-правовой акт является
наиболее распространенным в настоящее
время видом источника, который содержит
нормы (правила поведения), установленные
или признанные государством, обеспеченные
возможностью государственного принуждения.
Нормативно-правовой акт (англ.
- normative act) - вид правового акта, официальный
письменный документ, имеющий обязательную
силу и рассчитанный на неоднократное
применение, принятый управомоченным
субъектом нормотворчества, выражающий
властные веления, порождающий определенные
правовые последствия, создающий юридическое
состояние и направленный на регулирование
общественных отношений путем установления,
изменения или отмены норм права.
1. Нормативно-правовой акт
создается в результате правотворческой
деятельности компетентных органов
государства или всенародным
волеизъявлением (референдумом). Правотворческая
деятельность представляет собой
такую государственную деятельность,
которая состоит в издании
норм права, а также в совершенствовании
и отмене устаревших правовых
норм.
2. В нормативно-правовых
актах содержатся только нормы
права, то есть правила общего
характера, обладающие государственной
обязательностью.
3. От нормативно-правового
акта как источника права следует
отличать источники правоведения,
или источники нашего знания
о праве. Мы черпаем сведения
о нормах права из различного
рода сборников законодательства,
из исторических правовых памятников,
из произведений профессиональных
юристов. Все это источники нашего
познания правовых норм, а не
источники права.
4. Нормативно-правовой акт
оформляется в виде официального
государственного документа, который
имеет обязательные атрибуты: название
акта (закон, указ, постановление); наименование
органа, принявшего акт (парламент,
Президент, Правительство, местный
орган власти).
5. В нормативных актах
нормы права группируются по
определенным структурным образованиям:
разделам, главам, статьям (например, в
Гражданском кодексе: раздел «Обязательное
право», глава «Исполнение обязательств»,
статья «Досрочное исполнение
обязательства»).
Классификация
По субъектам правотворчества:
а) государство;
б) негосударственные
организации;
в) народ непосредственно.
По времени действия:
а) неопределенно-длительного
действия;
б) временного действия.
По юридической силе
Юридическая сила —
место данного акта в иерархической системе
всех нормативных правовых актов.
1. Законы — это нормативные
правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами
— выборными представительными органами
государственной власти;
б) принимаются в особом
порядке, установленном конституцией
— законодательном процессе;
в) обладают высшей
юридической силой по отношению к другим
нормативным правовым актам, т. е. другие
акты издаются:
— на основе закона,
т. е. в случаях, установленных законом;
— во исполнение закона,
т. е. по вопросам, предусмотренным законом;
— должны закону соответствовать
— не изменять и не отменять установленных
законом норм и не устанавливать новых
норм, законом не предусмотренных.
2. Подзаконные акты
— нормативные правовые акты, изданные
управомоченным органом в пределах его
компетенции на основе, во исполнение
и в соответствие с законом.
Подзаконные акты могут
иметь разную юридическую силу, которая
зависит от компетенции принявшего их
органа, но вместе с тем не может превышать
или быть равной юридической силе закона.
17. Понятие,
признаки и виды законов
Закон — это принятый
в особом порядке акт законодательного
органа, обладающий высшей юридической
силой и направленный на регулирование
наиболее важных общественных отношений.
принимаются только законодательными (представительными)
органами государственной власти или
непосредственно народом в порядке референдума.
Их принятие, изменение, дополнение или
отмена осуществляются в особом процессуальном
порядке;
обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых
актов не должно противоречить закону,
и никто не вправе отменить или заменить
закон, кроме органа, издавшего закон;
регулируют наиболее важные,
основополагающие отношения.
Конституционные законы - это законы, которые
принимаются по наиболее важным вопросам,
указанным в Конституции.
Федеральные законы принимаются на основе и во
исполнение Конституции и конституционных
законов, составляют текущее законодательство
и регулируют различные наиболее важные
аспекты общественных отношений (экономические,
социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою
очередь, подразделяются на органические
(кодифицированные) законы и обыкновенные.
Особенностью законов субъектов
Российской Федерации является то,
что они не могут противоречить общефедеральному
законодательству и действуют только
на территории субъекта Федерации. Основными
нормативными актами, регламентирующими
взаимоотношения органов власти и граждан
на уровне республик, являются конституцииреспублик,
на уровне краев и областей — уставы, выполняющие
функции региональных конституций.
Виды законов по сроку действия:
чрезвычайные (исключительные)
законы - принимаются при тех или иных
чрезвычайных обстоятельствах, вызванных
природными, экологическими, социальными
и иными причинами, носят временный характер.
Виды законов по содержанию:
общие, действующие в отношении всех
граждан данного государства;
специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового
регулирования — административные, гражданские,
уголовные и т. д.
По субъектам законотворчества законы делятся на принятые:
в результате референдума; законодательным
органом.
18. Подзаконные
нормативные акты: понятие, признаки,
виды
Подзаконный акт — это нормативный
акт, издаваемый в соответствии с законом
компетентным органом, направленный на
исполнение и развитие законодательных
положений и регулирующий отдельные конкретные
аспекты общественных отношений.
Признаками подзаконных
нормативных актов, которые отличают их отзаконов, является то, что они:
издаются в соответствии с законом;
регулируют отдельные конкретные
аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты в Российской
Федерации подразделяются:
на указы и распоряжения Президента
РФ;
акты федеральных министерств
и ведомств;
акты исполнительной власти
субъектов РФ;
акты органов местного самоуправления;
19. Действие нормативных
актов во времени, в пространстве,
по кругу лиц, обратная сила
закона
Действие
нормативно-правового акта во времени.
Действие нормативно-правового
акта во времени ограничено моментом его
вступления в юридическую силу и моментом
утраты им юридической силы.
Существует следующий
порядок вступления нормативных правовых
актов в силу (введение в действие):
1. Момент введения
в действие чаще всего указывается в сопутствующем
акту документе – постановлении о введении
(о порядке введения) нормативного правового
окта в действие или в самом акте. Делает
это так.
а). Срок вступления
в юридическую силу может быть указан
или в самом нормативно-правовом акте,
или в специальном сопутствующем документе.
б). Нормативно-правовой
акт может вступать в юридическую силу
поэтапно.
в). Один из наиболее
популярных в последнее время сроков,
на которые указывают при вступлении нормативно-правовых
актов высших органов государства в юридическую
силу – момент опубликования.
г). Может быть указан
также следующий срок: нормативно-правовой
акт вступает в юридическую силу с момента
принятия или подписания.
д). Нормативный правовой
акт вводится в действие со дня его подписания
должностным лицом. Именно так вступают
в силу ненормативные (индивидуальные)
акты Президента, распоряжения Правительства,
а также акты Президента и Правительства,
содержащие сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера.
Время между подписанием
актов Президента и Правительства и их
официальным опубликованием не должно
превышать десяти дней.
Действие
нормативно-правовых актов в пространстве.
Действие нормативно-правовых
актов в пространстве связано с их распространением
на определенную территорию. Нормативно-правовые
акты государства распространяют свое
действие на всю территорию данного государства.
Это правило вытекает из характеристики
власти государства как власти суверенной.
Именно вследствие государственного суверенитета
действие нормативно-правовых актов государства
на его территории безраздельно и исключительно.
Высшими и центральными
органами государства могут приниматься
нормативные правовые акты, действующие
на ограниченной части государства. Так,
особый юридический режим может быть установлен
в свободной экономической зоне; в оффшорной
зоне; на территории, которая отличается
сложными климатическими условиями или
имеет иные существенные особенности
– например районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности (глава 50 Трудового кодекса
РФ).
Действие
нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Нормативно-правовые
акты государства по общему правилу распространяют
свое действие на всех лиц, находящихся
на территории данного государства. Таким
образом, под действием нормативно-правовых
актов любого государства подпадают граждане
данного государства (в том числе и лица
с двойным гражданством – бипатриды),
иностранные граждане и лица без гражданства,
находящиеся на территории этого государства.
Обратная сила закона, ретроактивность закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые
имели место до вступления закона в силу.
Конституциями многих стран применение обратной
силы закона, в первую очередь, в уголовном праве, в случае установления ранее
не существовавшей ответственности или
ужесточения ответственности, существовавшей
ранее - прямо запрещено.
Обратная сила закона как правило
применяется в отношениях между государством
и гражданами, причем делается это в интересах
граждан.[1] Примерами применения обратной
силы закона являются пенсионное законодательство[2] и нормы уголовного права, которые
устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое преступление.[3]
20. Понятие и
стадии законотворчества РФ
Законотворческий процесс — главная составная
часть правотворческого
процесса, его сердцевина. Именно
принятие законов прежде всего характеризует
данный процесс в целом. Кроме законов
продукцией правотворчества выступают
подзаконные нормативные акты, правовые
обычаи, нормативные договоры, юридические
прецеденты.
Законотворчество — сложный,
неоднородный процесс, включающий в себя
следующие стадии:
1. законодательная
инициатива — закрепленное в Конституции
РФ право определенных субъектов внести
предложение об издании закона и соответствующий
законопроект в законодательный орган.
Право законодательной инициативы порождает
у законодательного органа обязанность
рассмотреть предложение и законопроект,
но принять или отклонить его — право
законодателя. Для этого субъекты должны
обладать достаточными знаниями и возможностями
создать качественный законопроект, оптимально
отражающий условия действительности
и перспективы развития определенных
отношений. Право законодательной инициативы
(согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит
Президенту РФ, Совету Федерации, членам
Совета Федерации, депутатам Государственной
Думы, Правительству РФ, законодательным
(представительным) органам субъектов
Федерации, Конституционному Суду, Верховному
Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот
перечень в зависимости от вида законопроекта
может несколько ограничиваться (ст. 134
Конституции РФ о внесении поправок в
Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации
выделяются несколько иные субъекты законодательной
инициативы, среди которых может быть
и население соответствующего региона;