Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.
Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.

Файлы: 1 файл

Беркли.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Реферат на тему: «Система философских  и психологических взглядов Дж. Беркли»

по дисциплине «История психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 1 группы, III курса

вечернего отделения

факультета психологии

Баринова А.А.

 

2010


 

 

 

 

В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла  индустриальная революция, которая  превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические  изменения привели к революции  во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.

Мыслители, представлявшие это течение, считали главной  причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали  вернуться к естественной неиспорченной  природе человека, покончить с  суевериями, со слепой религиозной  верой, утвердить в умах людей  взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.

Ассоциативная психология как  одно из основных направлений мировой  психологической мысли, объясняющее  динамику психических процессов  принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин “ассоциация” (от позднелат. соединение) означает связь  между психическими явлениями, при  которой актуализация одного из них  влечет за собой появление другого. Он был введен Дж. Локком в 1698 г. и обозначал “неверные и неестественные сочетания идей”.

В XVIII веке, ознаменованном завершением  построения динамико-механической картины  мира, возникают направления ассоциативной  психологии: естественно-научное (Д.Гарли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж. Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов - ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте. В утверждении такого понимания ассоциативной психологии основополагающую роль сыграли выдающиеся мыслители XVIII века.

В 1709 г. вышла в свет первая работа Беркли, предвещающая его философское  учение . "Новая теория зрения". В следующем году он издает "Трактат о началах человеческого знания", где высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию. В 1713 г. Джордж Беркли, находясь в Италии в качестве чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля, пишет одну из основных своих работ. "Три диалога между Гиласом и Филониусом". В 1731 году он публикует свою новую работу. "Алсифрон", где отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. Вслед за этим последовало написание философско-математического произведения "Аналитик". Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году "Сейрис", в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

"Трактат о принципах  человеческого знания", в котором  он пытается найти причины  заблуждений и затруднений в  науках. Основной работы является  то, что ничто не существует  вне человеческого разума. К этому  выводу автор приходит, придерживаясь  своей концепции объектов реального  мира как набора присущих им  идей (формы, цвета, запаха, вкуса  и т.п.). Сущность же идей, по  мнению Беркли, состоит в их  воспринимаемости. Следовательно, все  воспринимаемые нами объекты  не могут существовать иначе  как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный  хор и все убранство земли,  одним словом, все вещи, составляющие  Вселенную, не имеют существования  вне духа; их бытие состоит  в том, чтобы быть воспринимаемыми  или познаваемыми...". При этом  Беркли считает, что идеи - это  не копии или отражения вещей,  существующих вне ума. Идея, по  его словам, не может быть похожей  ни на что, кроме другой идеи, цвет может быть похож только  на другой цвет, а фигура - на  другую фигуру.

В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных  идей Беркли считает язык.

Далее, Беркли, наряду с различным  комбинациям идей, называемых вещами, выделяет познающую составляющую, ум, дух, который, сам не является идеей, но в котором они существуют. "Нет  иной субстанции, кроме духа или  того, что воспринимает".

Дух, по его мнению, простое, нераздельное, деятельное существо. Как  воспринимающее идеи оно именуется  умом, как производящее их или действующее  на них - волей. Идеи же выступают как  нечто пассивное и не могут  оказывать влияние на другие идеи. Отсюда следует, что дух не может  быть воспринят сам по себе, так  как идея не может передать нам  через образ или сходство представление  о том, что действует.

Беркли также выделяет идеи ощущений и идеи воображения. Первые, по его мнению, определеннее, живее  и отчетливее, они имеют порядок, постоянство и связь, и возникают  не случайно. "Те твердые правила  и определенные методы, коими дух, от которого мы зависим, порождает или возбуждает в нас идеи ощущений, Называются законами природы".

Беркли очень своеобразно  понимает понятие чисел "Число  всецело создание духа ... одно и то же протяжение есть 1, 3, 36, смотря по тому, рассматривается ли оно по отношению  к ярду, к футу, или к дюйму. Число настолько очевидно относительно и зависимо от человеческого познания, что странно было бы думать, чтобы  кто-нибудь мог приписать ему  абсолютное существование вне духа".

Беркли разделяет человеческое знание на две области - знание идей и знание духа. Причиной затруднений  в познании идей он видит такое, по его мнению, заблуждение, как двойное  существование чувственных объектов - в уме и реальное, независимо от духа. Сама возможность существования  вещей вне духа считается им нелепостью и источником всех противоречий и  скептицизма. Знание духа, то есть единственно  возможной мыслящей субстанции и  носителя идей, затруднено, как пишет  Беркли, теориями о существовании  материи, непостижимой, неощущаемой  и, следовательно, несуществующей. Материю  Беркли называет "опорой атеистов и  идолопоклонников". Дух же принципиально  непостижим лишь потому, что не является идеей, и, следовательно, невоспринимаем.

Беркли критикует трактат  Ньютона "Математические начала натуральной  философии", в котором величины, в том числе пространство и  движение, делятся на абсолютное и  относительное, а это предполагает существование их вне духа, что  не согласуется с его системой Беркли.

Он также касается вопросов математики и критикует ученых, занимающихся, по его словам "пустым умозрением над числами, не имеющими никакого применения на практике", имея в виду тех, кто  пытается объяснить суть вещей в  природе посредством математических закономерностей.

Беркли затрагивает вопрос о "бесконечной делимости конечного  протяжения" в геометрии. Он пишет, что каждое конечное протяжение есть идея, существующая лишь в нашем  уме, и, следовательно, любая его  часть должна быть воспринимаема. Если же мы, считает Беркли, мы не можем  воспринять бесконечное множество  частей в конечном протяжении, то их там просто нет.

В 1713 году Беркли публикует "Три разговора между Гиласом  и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого  познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод  для того, чтобы сделать науки  более простыми, полезными и краткими". Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды.

Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд "О движении" содержал в себе критику работ  Ньютона, идеалистическую трактовку  понятия физической причинности.

В работе под названием "Алсифрон, или Мелкий философ". В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.

Беркли пишет философско-математическое произведение "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику", опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные  абстракции толкуются Беркли как  условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.

Философия Беркли несколько  противоречива. Подчас в ней присутствуют взаимоисключающие точки зрения и парадоксы, которые он сам не смог разрешить. Каждый человек, согласно системе Беркли, живет в своем  собственном мире, который совершенно не похож на мир другого человека. Объекты в этом мире существуют до тех пор, пока он их воспринимает. На вопрос, что же происходит с ними, когда они выходят из внимания человека, Беркли так и не смог дать убедительного ответа.

Являясь человеком глубоко  религиозным, Беркли в своих работах  уделяет большое внимание религии  и богу, сделав их неотъемлемой частью своей философской системы и, подчас, используя их для объяснения слабых мест в ней.

Сенсуализм в философском  учении Беркли

Философское учение Джорджа  Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические  принципы, установленные Уильямом Оккамом.«Все, что существует, единично». Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы. «...Я не могу образовывать отвлеченные представления вообще... Если ты можешь образовать мысленно отчетливое абстрактное представление... то я уступаю... Можешь? А если не можешь, то с твоей стороны было бы неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты не имеешь представления». Беркли различает общие и абстрактные идеи. Первые - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. «Я отрицаю абсолютно, - пишет он в «Трактате», - существование не общих идей, а лишь отвлеченных общих идей...». Беркли различает при этом два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения – такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверяет Беркли, образовать отчетливое абстрактное он представление о движении или протяжении без конкретных чувственных качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т.п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех или треугольника, «который не будет ни равносторонним, ни неравностороннем, ни равнобедренным». В отличие от фикции абстрактных понятий, общие понятия – это единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей, примерами многих частных идей: «...известная идея, будучи, сама по себе частною, становится общею, когда она представляет или заменяет все другие частные идеи того же рода». Поскольку за такими словами, как «это», «вещь», или «число»"ни неравностороннем,, «бесконечность», не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи. «Если бы люди не пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей». Но что значит: общие идеи представляют частные идеи «того же рода»? Для номинализма «род» не есть нечто общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества. Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравнивающим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для Беркли общее не отражение реального единства, единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческого ума.

Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в познании мира. «Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвлеченные идеи были более  нужны для расширения познания». «Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили...». Почему же? Да потому, что «мы при  точном исследовании найдем, быть может, что не в состоянии представить  себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей». «Нет такой вещи», так как  мы «не в состоянии представить»: возможность представления определяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы  доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому; общее к отдельному. Вторым, из того, на что опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк разделил качества на два рода, один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных первичных форм существования материи. Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское противопоставление вторичных качеств первичным. Беркли совершенно отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию.

Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь в антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности. 

Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не противопоставляются им, ввиду аннигиляции последних. Сфера качеств становится однозначной сферой субъективности. Исходя из Локка, он порывает с локковским делением качеств, используя относительность восприятия любых качеств. Все замыслы Беркли были устремлены к тому, чтобы покончить не с механицизмом, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой материализма. Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от сознания? Материя, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли.

Информация о работе Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли