Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.
Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм. Они требовали вернуться к естественной неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знания научное, проверенное опытом и разумом. Предполагалось, что следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития. В русле обозначенных тенденций развивался ассоцианизм.

Файлы: 1 файл

Беркли.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем, сведя первичные к вторичным, Беркли превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект, как таковой. В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается.

Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает непосредственное чувственное  восприятие единственно истинным и  достоверным, не допуская никакого иного  критерия истины. Ощущение, отождествляемое  им с качеством, выступает у Беркли под названием «идея»: «Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно  воспринимаемыми, иначе называются идеями». «Идея» в этом смысле является центральным понятием всего его  учения. Иначе говоря, под «идеей» Беркли понимает ощущения или образы, отождествляемые им с качествами предметов. Это приводит к тому, что качества приобретают субъективное содержание. Идея существует лишь в духе, для Беркли она первична. Предметы понимаются им как совокупности разнообразных идей, присущих им, то есть они вторичны. По мнению Беркли нельзя видеть непосредственно предметы, а можно видеть лишь их идеи, цвет, форму, размер. Из этого он делает вывод, что если предметы не более чем набор идей, существующих в духе, то нет никакой необходимости в существовании материального носителя этих идей, так как мы не можем его ощущать и, следовательно, он просто не существует.

Что же, в таком случае, порождает идеи, ощущения, в сознании, если не материя, их носящая? Беркли считает, что материя не может быть причиной идей, так как она, в отличие  от духа, по определению является инертной, недеятельной. Это противопоставление Беркли принимает за постулат, даже не доказывая его.

Благодаря такой терминологии «качество» сразу приобретает у  него субъективное содержание. Качество для Беркли – «идея», элемент  чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество «идеей», он сразу становится на идеалистическую почву. «Идея» первична. «Вещь» не что иное, как сочетание, комплекс «идей». «Вещь», таким образом, вторична. Не качества предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, «вещь» не более как совокупность качеств, «идей». Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.

Идеалистически переработав  номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о том, что материи не существует. Для него нет более отвлеченного, более абстрактного (а потому менее оправданного) понятия, чем бытие как таковое, чем понятие носителя качеств как чего-то отличного от самих качеств как субстанции.

Все, что существует, единично, он делает вывод, что все абстрактные  понятия - ложные, так как ничто, соответствующее  действительности, не может быть неединичным. Тем не менее, во введение к "Трактату о принципах человеческого знания" Беркли признает существование общих  идей, например идеи цвета, независимо от формы, но продолжает отрицать существование  отвлеченных общих идей. "Я  действительно нахожу в себе способность  воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей  и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с  двумя головами или верхние части  человека, соединенные с телом  лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или  отдельно от прочих частей тела. Но какие  бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет". При этом, говоря об отвлеченных идеях, он выделяет два вида отвлечения. Первый из них включает свойства предмета, которые могут существовать и порознь. Второй вид включает свойства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Нельзя, как пишет Беркли, представить себе движение, не мысля, при этом, медленно оно или быстро. В отличие от абстракций, общие идеи - это собирательный образ многих частных идей. Такие понятия, как "вещь", "число" или "бесконечность", за которыми нет наглядных образов, являются, по его мнению, пустыми звуками. Вся теория абстракций Беркли сводится к тому, что реально только то, что воспринимаемо, а не то, что мыслимо. Понятие сводится к представлению, общее - к частному. Точка зрения Беркли в этом вопросе едва ли выдерживает критику. При доказательстве невозможности абстрактных понятий он сам ими и оперирует. Ведь что такое "идея", "бытие", "восприятие" как не абстрактные понятия.

«Общая идея сущего представляется мне наиболее отвлеченною и непонятно  из всех идей», - пишет Беркли. К этому  Беркли присоединяет еще и сенсуалистические  аргументы. Если вещь не более чем  коллекция «идей», она не предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого особого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею, нам ничего о ней неизвестно и не может быть известно. Основой берклианского отрицания материи служит его номиналистически-сенсуалистическая концепция познаваемости: наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи, поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо. Если же материя не может быть воспринята, если она есть нечто незримое, неосязаемое и т.д., то, на каком основании мы можем утверждать, что она существует? Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а ограничивается отрицанием материальной субстанции. Он заявляет: «Я не устраняю субстанции. Меня не следует обвинять в изъятии субстанции из постигаемого разумом мира. Я отбрасываю только философский смысл (который на самом деле является бессмыслицей) слова «субстанция» как материального носителя качественного многообразия, как основы единства мира». Придав при помощи термина «идея» субъективный смысл понятию «качеств», Беркли заверяет, что «не может быть никакого субстрата этих качеств, кроме духа... Я отрицаю поэтому, что существует какой-либо немыслящий субстрат чувственных объектов, и отрицаю в этом смысле существование какой-либо материальной субстанции». «...Доказано, что не существует телесной, или материальной, субстанции, остается, стало быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная субстанция, или дух. Из сказанного, очевидно, что нет иной субстанции, кроме духа...».В этом узловом пункте происходит трансформация субъективного идеализма в идеализм объективный путем отхода от номиналистических и сенсуалистических посылок, отслуживших свою службу в критике материализма. Реабилитация духовной субстанции отстраняет не только феноменализм, но и сенсуализм. С самого начала философия Беркли была задумана как расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма, обусловливающее возможность построения объективно-идеалистической системы.

Неравноправие обеих субстанций оправдывается у Беркли учением  о причинности, которое послужит мостом от феноменализма к спиритуализму. Материальная субстанция, уверяет Беркли, не только непознаваема, но и нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя: «Но каким образом материя может действовать на дух или вызвать в нем какую-либо идею, этого никакой философ не возьмется объяснить». Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемлема не только как основание бытия вещей, но и как основание возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств. Но материя не может быть не только причиной идей, она вообще не может быть причиной чего бы то ни было. Ибо причинность предполагает активность, действенность. Материя же по самому существу своему мыслится как пассивное, инертное начало. Беркли противопоставляет материю духу как пассивное начало активному. «...Материя... пассивна и косна и потому не может быть деятелем или действующею причиною. И даже если бы ее существование было признано, как может то, что недеятельно, быть причиною?..». Сказанное относится также ко всем атрибутам, приписываемым материи: «Вполне недеятельно, быть причиною?.." убедительно доказано, что вещественность, величина, фигура, движение и т.п. не заключают в себе активности или действующей силы, при помощи которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь действие в природе».

Единственный образец  активности, признаваемый Беркли, это  волевая активность. «Раз есть действие, то должен быть и акт воли». «Нет понятия действия, отдельного от акта воли». И эту активность Беркли приписывает исключительно духу. «Акт воли я не могу себе представить коренящимся где-либо в ином месте, кроме духа». О бытии. Как же решает Беркли вопрос «что такое бытие?». Опираясь на полное отождествление свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются Беркли как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека Первоначальное, предварительное его решение феноменалистично, оно гласит: «esse est percipi» («быть - это быть воспринимаемым»). Тем самым исчезает различение содержания восприятия и объекта восприятия: это одно и то же. Но «esse est percipi» приближается к солипсизмом, неумолимо влечет к нему, а последовательный солипсизм вместе с материей ликвидирует и Бога. Беркли это не устраивает. Беркли отклоняет, поэтому логические выводы феноменализма, но не отвергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их, дополняя свою первоначальную формулу бытия. Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть воспринимаемым, не тождественные понятия. Быть - это не только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказывается, не единственная форма познания и не единственный первоэлемент бытия. Помимо идей, чувственных восприятий мы познаем также «понятия». Под этим термином у Беркли фигурирует постижение духом своей собственной деятельности. Душа наша, согласно Беркли, познает себя самое не посредством «идей». То, что мы знаем о духе, не есть идеи. «Души» совершенно отличны от «идей», между ними нет ничего сходного или общего. Человеческая душа — это субстрат как бы поддерживающий на себе идеи (ощущения). Дущи и идеи — это качественно различные сущности и у них совершенно различный способ существования. Идея совершенно пассивна, недеятельна, и ее существование состоит в том, что она воспринимается. Понятие же - форма познания активного существа, существование которого состоит не в том, что оно воспринимается, а в том, что оно воспринимает идеи. Невоспринимающая душа есть нечто невозможное, ибо она утрачивает  свойственный ей способ существования. Весь чувственный опыт душ сводится к рефлексии, самонаблюдению. Идеи для каждой души все равно, что врождённы, хотя и отличаются от самой души по качеству. «...Свое собственное бытие, свое собственное душевное существо, душу ум  или мыслящее начало я, очевидно, познаю с помощью рефлексии». В результате весь опыт, как внутренний так и внешний оказывается интроспективным.

Значит, бытие духов не бытие идей, оно не заключается в их воспринимаемости, из esse не есть их percipi. Данная ранее формула бытия расширяется: «Existence is percipi or percipere», существовать - это восприниматься или воспринимать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим. Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не выходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение других Я. «Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума, я имел в виду не свой ум в частности, а все умы». Таким образом, Беркли расширяет свое понятие бытия за пределы воспринимаемого, и практически переходит к объективному идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на непосредственном постижении в «понятии», то бытие других Я не более как допущение по аналогии. Возникает вопрос: а существую ли вещи, если они не воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они не являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они в небытие? Нет, отвечает Беркли. Даже если бы «идея» выпала из «поля зрения» всех субъектов, то она продолжала бы существовать в уме бога - субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добавляется третье определение: posse percipi - возможность восприятия. Так ответив на поставленный вопрос, Беркли практически становится на позиции объективного идеализма. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.

 

 

Идеи ассоциативной психологии в трудах Беркли

В 1709 Беркли публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой  теории зрения", в котором он рассматривает  вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения  объектов.

Он разделяет объекты  зрения и осязания и заявляет, что  между ними нет естественной и  необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью  зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством  осязания. Беркли считает, что между  объектами зрения и осязания нет  ничего общего. "... никогда не бывает, чтобы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, совершенно другая вещь". Тем не менее, та связь между ними, которую мы наблюдаем на практике, всецело является результатом опыта. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

Понятие расстояния Беркли толкует следующим образом: "...расстояние само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к  глазу, проектирует только одну точку  на дно глаза, и эта точка остается неизменно одной и той же, будет  ли расстояние длиннее или короче". С самых первых строк Беркли опровергает  точку зрения оптиков, гласящую, что  человек определяет расстояние посредством  углов между оптическими осями. Он, напротив, заявляет, что определение  человеком расстояния до объекта  является актом суждения, основанного  на опыте, и проистекает из степени  неясности внешнего вида объектов зрения, определенным образом зависящей  от расстояния до них.

В этой ранней работе Беркли считает, что материальные объекты  могут существовать вне духа, а  связанные с ними объекты зрения существуют лишь в духе, но в последующих  сочинениях он заявляет, что все  объекты существует лишь в духе, и никак не могут существовать вне него.

Спустя несколько лет, в своей работе "Теория зрения или зрительного языка..." Беркли называет зрение "языком творца природы", то есть языком бога. Весь мир, по его  мнению, состоит из знаков (объектов зрения) которые, как слова в языке, призваны сообщать человеку суть видимых  им вещей.

Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, и также пространства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь кажется, будто мы непосредственно  видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом  деле расстояние, т. е. удаленность предметов  от нас, и сам факт, что они находятся  вне нас, величина предметов, положение  предметов в пространстве друг относительно друга глазом не воспринимаются. «Оценка, какую мы даем расстоянию объектов, значительно удаленных, есть скорее акт суждения, основанного на опыте, чем ощущения. Например, когда я воспринимаю большое число таких промежуточных объектов, как дома, поля, реки и т. п., которые, как я знаю по опыту, занимают значительное пространство, то отсюда я, образую суждение или заключение, что объект, который я вижу за ними, находится на большом расстоянии. С другой стороны, когда объект, имеющий на близком расстоянии, как я знаю по опыту, яркую и большую наружность, кажется бледным и малым, я тотчас заключаю, что он находится на далеком расстоянии. И это, очевидно, есть результат опыта, без которого из бледного и малого вида я не вывел бы никакого заключения относительно расстояния объектов». То есть геометрические формы воспринимаемые нами в ощущениях, производны от контрастов цветоощущений, образующих те или иные определенные структуры, а расстояния производны от различий в силе и характере звуков и т. д. Мы видим не линии, фигуры и объемы, но только «разнообразие цветов» и это зрительные ощущения суть в познании «первичные объекты», гносеологически зависящие от вторичных качеств (мы воспринимаем образ теоремы через контрасты черного и белого цветов на бумаге).

Пространственные характеристики вещей даются нам посредством  мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от самого воспринимающего органа. Зрение и  осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной  в силу частого повторения. Поэтому  впоследствии собственно осязаемые  качества — расстояние, величина, фигура начинают восприниматься и зрительно. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных  через осязание идей. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало  выражать содержание осязательного  опыта. В сравнении зрительных идей с языком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа, иллюзорность объективного содержания ощущений. Однако, поскольку эта  связь образуется в опыте, она  обеспечивает правильное поведение. В  этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Беркли теория была развита в эмпирической психологии в XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных  представлений  пространства.

Информация о работе Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли