Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 07:44, контрольная работа
Описание работы
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями. Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.
Государственная деятельность
осуществляется через органы государственной
власти. Общепризнанным считается определение
органа государственной власти как звена
государственного аппарата, участвующего
в осуществлении определенных государственных
функций и наделенного в этой связи властными
полномочиями.
Систему органов государственной
власти Российской Федерации образует
совокупность государственных органов,
взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой в ходе осуществления государственной
власти.
Государственным органом является
гражданин или коллектив граждан, которые
наделены государственно-властными полномочиями,
уполномочены государством на осуществление
его задач и функций и действуют в установленном
государством порядке. [3]
Государственная власть в России
осуществляется на основе конституционного
принципа разделения властей. В соответствии
с этим принципом система органов государственной
власти Российской Федерации состоит
из органов законодательной, исполнительной
и судебной властей (ст. 10 Конституции
РФ). В связи с федеративным государственным
устройством России в данную систему входят
органы государственной власти Российской
Федерации и органы государственной власти
субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной
власти (прокуратура, федеральные суды,
федеральные органы налоговой полиции
и др.), функционирующие на территории
субъекта федерации, не входят в систему
органов государственной власти соответствующего
субъекта. По отношению к этим федеральным
органам субъекты федерации могут обладать
определенными полномочиями, но в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами. [1]
Актуальность данной темы заключается
в том, что от правильного построения органов
государственной власти зависит эффективность
управления государством, а значит и социальное,
экономическое, политическое и т.п. положение
нации.
Объект исследования – государственные
органы. В качестве предмета исследования
выступают принципы классификации и общая
характеристика государственных органов.
Цель исследования – на основе
имеющихся данных дать общую характеристику
органам государственной власти. Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «государственные
органы»;
Рассмотреть классификацию
органов государственной власти;
Дать общую характеристику
государственным органам.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
Механизм государства есть
та реальная организационная материальная
сила, располагая которой, государство
осуществляет власть. Механизм является
структурным и предметным олицетворением
государства, представляет собой материальное
«вещество», из которого оно состоит. Можно
сказать, что механизм суть деятельное,
постоянно функционирующее выражение
государства.
Механизм государства – это
целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих
государственную власть, задачи и функции
государства.
Приведенное определение позволяет
выделить следующие характерные признаки
механизма государства.
1. Это целостная иерархическая
система государственных органов
и учреждений. Целостность ее
обеспечивается едиными принципами
организации и деятельности государственных
органов и учреждений, едиными
задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными
частями (элементами) механизма являются
государственные органы и учреждения,
в которых работают государственные
служащие (чиновники, иногда их называют
управленцами). Государственные органы
связаны между собой началами
субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных
властных велений он имеет
непосредственные орудия (учреждения)
принуждения, соответствующие техническому
уровню каждой эпохи, – вооруженные
отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может
обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма
практически осуществляется власть
и выполняются функции государства.
Между функциями государства
и его механизмом связь прямая и нерасторжимая.
В силу того, что механизм как раз и создается
для выполнения функций государства, последним
в этой связи принадлежит определяющая
роль. Органы государства и учреждения
вынуждены подстраиваться к изменяющимся
его функциям. Если, к примеру, в обществе
берут верх функции, вытекающие из классовых
или национальных противоречий, то вслед
за этим неизбежно выходят на первый план
такие элементы механизма государства,
как органы и учреждения насилия, принуждения.
[5]
В учебной литературе понятия
«механизм» и «аппарат» государства обычно
признаются совпадающими по объему и содержанию.
Считается, что термин «механизм» лишь
подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность.
Первичным и важнейшим структурным
элементом механизма государства является
орган государства.
Государственный орган – это
звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении функций
государства и наделенное для этого властными
полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков
данного органа позволяет глубже познать
механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства
и обладает определенной самостоятельностью,
автономией, он служит частью
единого механизма государства,
занимает в государственной машине
свое место и прочно связан
с другими ее частями.
2. Орган государства состоит
из государственных служащих, которые
находятся в особых правоотношениях
между собой и органом. Они
абстрагированы от семейных, гражданских
и других отношений, не имеющих
связи с государственной службой,
являются официальными.
Положение, права и обязанности
государственных служащих определяются
законом и обеспечивают их правовой статус.
Объем и порядок использования ими властных
правомочий устанавливаются тоже законом
и конкретизируются в должностных инструкциях,
штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих
относятся и должностные лица, которые
обладают властными полномочиями, издают
правовые акты, самостоятельно проводят
их в жизнь.
Служащие государства непосредственно
материальных благ не производят, поэтому
содержание их возлагается на общество.
Они получают заработную плату в государственном
органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства
имеют внутреннее строение (структуру).
Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей, ради
достижения которых образованы,
и дисциплиной, которую все служащие
обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком
органа государства является
наличие у него компетенции
– властных правомочий (совокупности
прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения,
т.е. конкретными задачами и функциями,
которые решает и выполняет
государственный орган. Компетенция
обычно юридически закреплена (в
конституции или текущем законодательстве).
Реализация органом государства
своей компетенции – это не
только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции
орган государства обладает властными
полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные
к исполнению правовые акты. Эти акты могут
быть нормативными или индивидуально-определенными
(акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения
правовых актов органов государства путем
применения различных методов, в том числе
методов принуждения.
6. Для осуществления своей
компетенции орган государства
наделяется необходимой материальной
базой, имеет финансовые средства,
свой счет в банке, источник
финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства
активно участвует в реализации
функций государства, используя
для этого соответствующие формы
и методы. [2]
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ
Органы государства классифицируются
по различным основаниям.
По способу возникновения они подразделяются на первичные
и производные. Первичные органы государства
никакими другими органами не создаются.
Они либо возникают в порядке наследования
(наследственная монархия), либо избираются
по установленной процедуре и получают
властные полномочия от избирателей (представительные
органы). Производные органы создаются
первичными органами, которые и наделяют
их властными полномочиями. К ним относятся
исполнительно-распорядительные органы,
органы прокуратуры и т.д.
По объему властных
полномочий органы государства классифицируются
на высшие и местные. Правда, не все местные
органы являются государственными (например,
органы местного самоуправления). Высшие
органы государства наиболее полно олицетворяют
государственную власть, распространяющуюся
на территорию всего государства. Местные
органы государства функционируют в административно-территориальных
единицах (графствах, округах, коммунах,
уездах, провинциях и др.), их полномочия
распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства
общей и специальной компетенции. Органы
общей компетенции правомочны решать
широкий круг вопросов. Например, правительство,
исполняя законы, активно участвует в
осуществлении всех функций государства.
Органы специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении какой-то
одной функции, одного вида деятельности
(министерство финансов, министерство
юстиции). [5]
Органы государства бывают
выборные и назначаемые, коллегиальные
и единоличные. На механизм государства,
классификацию его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные
и судебные органы.
Законодательные
органы. Право издания законов принадлежит
обычно высшим представительным органам.
Обозначаются они общим родовым термином
«парламент». В Англии, Канаде, Индии и
других странах термин «парламент» –
собственное имя законодательного органа,
в остальных странах он называется иначе.
Расцвет парламентаризма приходится
на период становления и развития буржуазного
государства. Именно тогда сложился круг
его основных полномочий: принятие законов,
утверждение бюджета, контроль над правительством
в форме запросов и обсуждения его деятельности,
выражение (вотум) доверия или недоверия
и т.д. Все это получило свое обобщенное
выражение в принципе парламентаризма.
С усложнением общественной жизни, в ходе
социального и научно-технического прогресса
обычно наблюдаются возрастание роли
правительства и снижение роли парламента.
Парламенты в большинстве стран
мира состоят из нижней и верхней палаты.
Однопалатные парламенты существуют в
небольших странах (Дания, Финляндия).
Верхняя палата нередко служит своеобразным
противовесом обычно более демократичной
нижней палате.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная
власть не перестает быть единой и суверенной:
у нее единый властеобразующий источник
– народ, она выражает единые коренные
интересы населения страны. Поэтому самостоятельность
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти не абсолютна, а относительна.
Глава государства как раз и призван обеспечивать
согласованное функционирование этих
органов в интересах единой властной воли
народа и достижения общегосударственных
целей. В современных государствах глава
государства, по общему правилу, является
единоличным: в конституционных монархиях
– монарх, в республиках – президент.
Монарх в силу конституционных постановлений
или сложившихся традиций обладает рядом
прав в отношении парламента: созыва сессий,
роспуска (обычно нижней палаты), назначения
членов верхних палат (там, где это принято),
утверждения и опубликования законов.
Он назначает (или утверждает) главу правительства
и министров, но с учетом мнения фракций
партийного большинства или коалиций
фракций парламента. Формально он считается
верховным главнокомандующим и представляет
страну в международных отношениях. Но
фактически эти полномочия осуществляются
правительством (или соответствующим
министром).
В большинстве современных
государств главой государства является президент, избираемый
либо населением, либо парламентом, либо
путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных
дипломатических представителей, назначает
послов в другие государства, в ряде стран
ратифицирует (утверждает) международные
договоры и соглашения, является верховным
главнокомандующим вооруженными силами.
В некоторых странах президент имеет право
распускать парламент, отказать в одобрении
закона, передать его на вторичное рассмотрение
парламента. [6]
В парламентарных и президентских
республиках роль и полномочия президента
далеко не одинаковы.
В парламентарных
республиках президент – малоактивная
фигура во внутренних делах, заслоненная
главой правительства, в руках которого
сосредоточена реальная власть. Например,
роспуск парламента в таких государствах
хотя и оформляется указом президента,
осуществляется по решению правительства;
для назначения правительства требуется
согласие парламента. Акты президента
не имеют силы без подписи главы правительства
или министра, к ведению которого относится
предмет акта.
В президентских республиках
президент – центральная политическая
фигура. Так, президент США наделен Конституцией
широкими полномочиями, является одновременно
главой государства и правительства. Он
возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн государственных
служащих, из которых около 1500 чиновников
федеральных ведомств назначает сам. Только
на высшие федеральные должности президент
назначает «по совету и с согласия» Сената.
Он издает указы по различным вопросам
государственной жизни. [4]