Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 07:44, контрольная работа
Описание работы
Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями. Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.
Исполнительные
органы. Исполнительная власть принадлежит
правительству, которое непосредственно
управляет страной. Правительство обычно
состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров,
первого министра, канцлера и т.д.), его
заместителей и членов правительства,
которые возглавляют отдельные центральные
ведомства государственного управления
(министерства, департаменты) и именуются
министрами, секретарями, статс-секретарями.
В унитарном государстве образуется
одно правительство. В федеративном государстве
существуют правительство общефедеральное
и правительства членов федерации.
По всем вопросам своей компетенции
правительство издает правовые акты (указы,
декреты, постановления, распоряжения),
которые обязательны к исполнению.
Правительства бывают однопартийные
и коалиционные. В первом случае в них
входят представители одной партии, во
втором – двух или нескольких.
Свою многостороннюю деятельность
правительство осуществляет через многочисленные
органы государственной администрации
– министерства, ведомства, комиссии и
т.д. Министерства и другие ведомства обрастают
сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим
аппаратом, образующим основу механизма
государства.
Органы правосудия образуют довольно сложную
систему, состоящую из гражданских, уголовных,
административных, военно-полевых, транспортных
и иных судов. На верху этой системы находятся
верховные и конституционные суды. Судебные
органы реализуют правосудие посредством
регулируемого процессуальным правом
судопроизводства. В странах, где существует
судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
Суды независимы. Законодательством
закреплены такие демократические принципы,
как равенство всех перед законом и судом,
участие в рассмотрении дела присяжных
заседателей, право обвиняемого на защиту
и т.д.
В механизм государства входят
силовые ведомства, составляющие основу
властной силы государства, – вооруженные
силы, органы безопасности, полиция (милиция).
Основное назначение последней – охрана
общественного порядка и обеспечение
внутренней безопасности. Полиция специализируется
в соответствии с разнообразными сторонами
ее деятельности. Политическая полиция
обеспечивает внутреннюю безопасность,
ведет борьбу с политическими противниками
своего государства. Уголовная полиция
поддерживает общественный порядок. Она
подразделяется на транспортную, пограничную,
таможенную, санитарную, лесную и т.д.
Особо выделяются в механизме
государства местные органы власти. Такие
органы или должностные лица (губернаторы,
префекты, комиссары и т.д.) назначаются
обычно правительством для управления
теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург).
Нередко наряду с назначенными должностными
лицами на региональном уровне функционируют
избранные населением региона местные
представительные органы. Есть государства
(Великобритания, Япония), где все функции
местного самоуправления выполняет местная
администрация, избираемая населением.
[2]
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Система органов государственной
власти состоит из тех, которые определены
Конституцией РФ, и тех, создание которых
обусловлено функциями и полномочиями
конституционных органов. Система органов
государственной власти многосложна,
состоит из разнообразных, иерархически
соподчиненных звеньев.
В зависимости от критерия органы
государственной власти классифицируются
на различные виды.
Государственные органы РФ
действуют на основе Конституции РФ и
принципов, в ней заложенных. [1]
Конституционные
принципы построения и деятельности
органов государственной власти – это
закрепленные в Конституции РФ исходные
начала, лежащие в основе функционирования
этих органов.
Такими принципами
выступают:
1) приоритет прав и свобод человека
и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);
2) народовластие (ст. 3 Конституции
РФ);
3) федерализм (ст. 5 Конституции
РФ);
4) разделение властей (ст. 10,
11 Конституции РФ);
5) законность (ст. 15 Конституции
РФ);
6) светскость (ст. 14 Конституции
РФ).
В своей деятельности органы
государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета
прав и свобод человека и гражданина.
Закрепляя общечеловеческие стандарты
защиты прав и свобод личности, страны
и государства принимают меры по их соблюдению
и охране от всевозможных посягательств.
Политика государства и его органов направлена
на создание таких условий, которые обеспечивают
достойную жизнь и свободное развитие
человека и гражданина. [3]
Принцип народовластия означает, что верховной властью
в стране наделяются органы, которым народ
вручает соответствующие полномочия,
на им же определенных условиях.
Принцип федерализма выражается в единстве системы
государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, а также в том,
что во взаимоотношениях с федеральными
органами все субъекты Федерации равноправны
между собой.
Принцип разделения
властей предполагает, что основным
функциям государственной власти соответствуют
определенные органы государства. С целью
предотвращения злоупотребления все ветви
государственной власти должны быть независимыми,
самостоятельными и взаимно уравновешенными.
Разделение властей действует
как по горизонтали (Федеральное Собрание
РФ – Правительство РФ – судебные органы
РФ – прокуратура), так и по вертикали
(федеральные органы власти – органы государственной
власти субъектов Федерации). Указанный
принцип наиболее последовательно проявляется
на федеральном уровне.
Принцип законности означает обязательность соблюдения
всеми государственными органами Конституции
РФ, законов и подзаконных актов. Он также
предполагает, что законы и иные нормативные
правовые акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ, а законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятым в пределах компетенции
РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.
Принцип светскости означает взаимное невмешательство
как государства и его органов в дела церкви,
так и религиозных организаций в государственные
дела.
Конституционные принципы построения
и деятельности системы органов государственной
власти закрепляются в гл. 1 Конституции
РФ «Основы конституционного строя», которая
может быть изменена только путем принятия
новой Конституции РФ. Поэтому указанные
принципы являются неизменными и определяющими
деятельность как федеральных органов
власти, так и органов власти субъектов
РФ. [6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Механизм государства – это
целостная иерархическая система государственных
органов и учреждений, практически осуществляющих
государственную власть, задачи и функции
государства.
Первичным и важнейшим структурным
элементом механизма государства является
орган государства.
Государственный орган – это
звено (элемент) механизма государства,
участвующее в осуществлении функций
государства и наделенное для этого властными
полномочиями.
Органы государства классифицируются
по различным основаниям.
По способу возникновения они подразделяются на первичные
и производные. Первичные органы государства
никакими другими органами не создаются. По объему властных
полномочий органы государства классифицируются
на высшие и местные. По широте компетенции
выделяются органы государства общей
и специальной компетенции. Право издания
законов принадлежит обычно высшим представительным
органам.
В большинстве современных
государств главой государства является президент, избираемый
либо населением, либо парламентом, либо
путем особой избирательной процедуры.
Исполнительная власть принадлежит
правительству, которое непосредственно
управляет страной. Правительство обычно
состоит из главы правительства (премьер-министра,
председателя совета или кабинета министров,
первого министра, канцлера и т.д.), его
заместителей и членов правительства,
которые возглавляют отдельные центральные
ведомства государственного управления
(министерства, департаменты) и именуются
министрами, секретарями, статс-секретарями.
Система органов государственной
власти состоит из тех, которые определены
Конституцией РФ, и тех, создание которых
обусловлено функциями и полномочиями
конституционных органов. Система органов
государственной власти многосложна,
состоит из разнообразных, иерархически
соподчиненных звеньев.
Разделение властей действует
как по горизонтали (Федеральное Собрание
РФ – Правительство РФ – судебные органы
РФ – прокуратура), так и по вертикали
(федеральные органы власти – органы государственной
власти субъектов Федерации).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баглай, М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юрид. вузов и факультетов. – М.: ИНФРА
– М Норма, 2009. – 776 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ, 2007. – 420 с.
Общая теория права и государства:
учебник для юридических вузов \ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист,
2008. – 360 с.
Основы права: учебник для студентов
технических вузов \ Под ред. В.Г. Крыловой. – М.: Высшая
школа, 2006. – 460 с.
Фарберова О.Е., Паршин Н.М. Правоведение:
Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ,
2008. – 400 с.
Шкатулла В.И. Правоведение: учебное пособие для студентов не юридических вузов. – 3 изд., перер. и доп. – М.: Академия, 2006. – 352 с.