Система высших органов государственной власти Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальная характеристика системы государственных органов Испании. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
- анализ конституционно-правового статуса короля Испании;
- определение структуры, компетенции и порядка избрания парламента Испании;
- изучение места Правительства Испании в системе государственных органов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
I. Статус короля Испании – главы государства…………………………..…5
II. Структура, полномочия и порядок избрания Генеральных Кортесов...12
III. Правительство Испании…………………………………………..……..19
IV. Судебная власть Испании…………………………………………….....25
Заключение………………………………………………………………..….30
Список использованной литературы ……………………………...…….....31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования

«Уральская Государственная Юридическая Академия»

Кафедра иностранного государственного и международного права

 

 

 

 

Курсовая  работа 
по предмету: Конституционное право зарубежных стран

  на тему:

Система высших органов государственной власти Испании

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 301 группы ИП

Каратаева Мария Анатольевна

Проверила:

доцент, кандидат юридических наук,

Матвеева Ольга Михайловна

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….....3

 

I. Статус короля Испании – главы государства…………………………..…5

 

II. Структура, полномочия и порядок избрания Генеральных Кортесов...12

 

III. Правительство Испании…………………………………………..……..19

 

IV. Судебная власть Испании…………………………………………….....25

 

Заключение………………………………………………………………..….30

 

Список использованной литературы ……………………………...…….....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубокое и всестороннее познание любой национальной правовой системы  предполагает изучение ее не только самой  по себе, но и в сравнении с  другими существующими или ранее  существовавшими правовыми системами. Обиходное утверждение о том, что ''все познается в сравнении'', в полной мере может быть распространено и на право.

Изучение конституционного права  зарубежных стран, в том числе  и их системы государственных  органов, позволяет лучше понять национальный государственный строй, выявить общие тенденции современного конституционного развития, преимущества и недостатки того или иного государственного строя.

Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе — главном городе одноименной  провинции на юге Испании —  во время сопротивления французской  оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным  сроком существования (Первая в 1873 — 1875 гг., Вторая — в 1931 — 1939 гг.) известны в истории страны. Современная  конституционная история отправной  точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года.

Закрепленная в испанской конституции 1978 года структура государственных  органов относительно проста: функции  главы государства принадлежат  королю, законодательная власть —  Генеральным кортесам, исполнительная — правительству; Конституционный  суд — орган конституционной  юстиции. Изучение полномочий, порядка  избрания, структуры данных органов, а также системы взаимоотношений  их друг с другом  представляет определенный интерес.

Вышеуказанные  обстоятельства и  предопределили актуальность данной курсовой работы.

Целью курсовой работы является детальная  характеристика системы государственных  органов Испании. Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являются:

- анализ  конституционно-правового статуса  короля Испании; 

- определение  структуры, компетенции и порядка  избрания парламента Испании; 

- изучение  места Правительства Испании  в системе государственных органов;

- характеристика  системы судебных органов Испании.

Объектом данной курсовой работы является Конституция Испании от 27 декабря 1978 г.

Предметом изучения является система  высших органов государственной  власти названой страны, в частности, их конституционно-правовой статус, структура и компетенция данных органов.

Исходя из поставленных задач, структура  настоящей курсовой работы представляется следующей: введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.

В работе использовалась учебная и  специальная юридическая литература, в том числе работы таких ученых как К.В. Аграновский, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, Н.Ю. Трещенкова, В.Е. Чиркин, М.Ф. Чудаков, А.В. Шашкова.

При написании работы использовались формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод анализа и синтеза.

 

 

I. Статус короля Испании – главы государства

 

В соответствии со статьей 56 Конституции  Испании король является главой государства, символом его единства и преемственности, арбитром и примирителем в постоянной деятельности государственных органов. Он осуществляет высшее представительство  испанского государства в международных  отношениях, особенно с народами, с  которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами1.

Порядок престолонаследия установлен статьей 57 Конституции Испании. В  Испании действует система наследования трона по закону. Условия престолонаследия в Испании являются такими же, как  и для большинства других монархий в мире. К ним относятся:

1) кровное родство с монархом-наследодателем. Это условие исключает из числа  наследников супругов монарха.  Оно распространяется и на  тот случай, когда у монарха  есть усыновленные, не находящиеся  в кровном родстве дети;

2) надлежащий брак. Монарх и члены  его фамилии не свободны в  своей личной жизни, их браки  становятся делом государства.  Поэтому лица, вступившие в мезальянс  (неравный брак, брак с лицом  низшего достоинства), а также  их потомки, равно как и дети  от незаконных браков, в большинстве  монархий утрачивают право на  трон. В прошлом наследникам королей  европейских стран, в том числе  и Испании, приходилось вступать  в брак не иначе, как с  членами других династий. В настоящее  время условия смягчились, очевидно, за недостатком чистокровных  членов царствующих домов. В  Испании конституция в общем  виде устанавливает, что лишаются  права участвовать в престолонаследии  лица, вступающие в брак вопреки  запрету Короля и Генеральных  кортесов, а также их потомки.

Вступление на трон совершается по процедуре коронации. За последние десятилетия во многих монархиях к коронующимся особам стали предъявлять требование о принесении присяги в соблюдении конституции, прав и свобод, привилегий и вольностей народа. Это же правило действует и в Испании. Так, при коронации перед Генеральными кортесами Король приносит присягу в том, что будет честно выполнять свои обязанности, исполнять и защищать Конституцию и законы и уважать права граждан и автономных Сообществ. Наследный принц, по достижении совершеннолетия, и регент или регенты, приступая к исполнению обязанностей, приносят такую же присягу.

В практике государственно-правового  регулирования зафиксированы три  основные системы престолонаследия, каждая из которых по-своему распределяет право на замещение трона.

Самой древней и практически  вышедшей из употребления системой является наследование по принципу сеньората. По сеньорату наследует старший  член династии. Иными словами, наследником  трона становится лицо, старшее по возрасту среди прочих претендентов2.

Другой системой является наследование по принципу майората, то есть по ближайшей  степени родства к монарху. Степень  родства определяется количеством  родственных колен, на которые претендент отстоит от наследодателя. Наследование совершается в пользу члена династии, отстоящего от наследодателя на наименьшее число родственных колен. При  одинаковом их количестве преимущество имеет старший по возрасту претендент. Таким образом, по началу майората брат исключает от престолонаследия внука  или правнука.

В Испании действует третья система - наследование по праву первородства (промогенитуры) с правом замещения (представительности). При этой системе наследование совершают потомки монарха по прямой нисходящей линии. Сначала наследует лицо, являющееся перворожденным от монарха. В случае его смерти, отказа от наследования перворожденного замещают (наследуют вместо него) его прямые потомки и так далее. Престолонаследие не переходит в боковые родственные линии до тех пор, пока у монарха есть дети, внуки, правнуки. Только при полном пресечении прямой нисходящей линии наследование переходит в боковые родственные линии, то есть братьям монарха, а в случае отсутствия таковых - более дальним членам фамилии. Так, испанский престол (Корона) наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим.

Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым  будет провозглашен, обретает достоинство  Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны3.

Существуют различия в престолонаследии в монархиях и в зависимости  от степени ограничений на участие  женщин в наследовании трона. Различаются  три типа (системы) распределения  права на трон между наследниками и наследницами.

Самой древней и строгой является салическая система, по которой женщина  не наследует корону. Не наследуют  также и потомки монарха по женской линии - то есть дети, внуки, правнуки его дочерей. Такая система  действует в настоящее время  в Иордании и Японии, где женщины  не участвуют в престолонаследии.

Менее строга к женщинам австрийская  система, введенная в Австрии  Леопольдом I в 1703 г. и ныне действующая, например, в Нидерландах. По правилам данной системы женщины могут наследовать, но только при полном отсутствии мужчин в прямой и боковых мужских и женских линиях династии4. Например, племянник монарха имеет преимущество перед дочерьми или внучками наследодателя.

Наибольший шанс стать главой государства  дает женщинам действующая в Испании  кастильская система. Они наследуют  трон наравне с мужчинами. Однако, при прочих равных условиях, на трон заступает все же мужчина, даже если он младше по возрасту. Как уже отмечалось, в наследовании трона при одинаковой степени родства преимущество будет  отдано мужчине перед женщиной.

Необходимо отметить, что  в отсутствие законных наследников судьбой трона  распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. В случае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.

Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлять конституционных  функций, кроме функций регента  при несовершеннолетнем Короле.

Если Король окажется неспособным  к исполнению своей власти и эта  неспособность признается Генеральными Кортесами, то регентом становится незамедлительно  Наследный Принц, если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, то регентом являются его мать или отец.

В случае если нет никого, кто имеет  право наследования стать регентом, Генеральные кортесы назначают  регентство в составе одного, трех или пяти человек, которые должными быть испанцами и совершеннолетними.

I.Полномочия Короля как главы государства закреплены в статье 62 Конституции Испании. Король обладает следующими полномочиями:

а) подписывает и обнародует законы,

б) созывает и распускает Генеральные  кортесы и назначает выборы в  порядке, предусмотренном Конституцией,

в) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией,

г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его  от должности в соответствии с  условиями, предусмотренными в Конституции,

д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности,

е) издает согласованные в Совете Министров  декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает  почетные звания в соответствии с  законами,

ж) осведомлен о государственные делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства,

з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами,

и) осуществляет право помилования  в соответствии с законом, который  не предусматривает всеобщих амнистий,

к) оказывает высшее покровительство  королевским Академиям.

В сфере международных отношений  Король назначает послов и других дипломатических представителей, принимает  вверительные и отзывные грамоты послов иностранных государств, подписывает международные договоры от имени государства, а также с предварительного согласия Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир.

Информация о работе Система высших органов государственной власти Испании