Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:32, творческая работа
В настоящее время одно из главных мест в политических процессах России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одно
из главных мест в политических процессах
России занимает средства массовой информации
(СМИ). Их взаимодействие с политикой,
её субъектами повседневно ощущается
в самых различных формах и
проявлениях. Значимость СМИ становится
очевидной, если учесть, что инструменты
массовой коммуникации как таковые
являются инструментами власти («четвертая
власть»).
Оперативность и динамичность
дают СМИ возможность эффективно воздействовать
на духовную жизнь общества, на сознание
широчайших масс населения. Они могут
способствовать возбуждению общественного
мнения в поддержку определенных целей,
того или иного политического курса. В
то же время они могут выполнять интеграционные
функции, убеждая людей благосклонно воспринимать
и усваивать господствующие социально
- политические ценности. Политическое
содержание просматривается в деятельности
СМИ особенно в периоды различных изменений
в системе общественных отношений, в формах
государственного правления.
Актуальностью данной работы является резкое возрастание роли средств массовой информации как фактора, определяющего сознание и поведение людей. СМИ, оказывают заметное влияние на психологическое состояние аудитории, ее отношение к окружающему миру.
Таким образом, актуальность проблемы помогла определить цель и задачи работы.
Основной целью исследования
является определение места и
роли СМИ в политическом
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звукозаписей и видеозаписей. СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.
СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.
Функции СМИ состоят в:
Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ. СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики: Политических партий; Общественных организаций; Отдельных политических группировок внутри правящей элиты; Органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.
Например, принятый Государственной думой ещё в декабре 2010 года Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в действие 1 сентября 2012, в День знаний. Он предусматривает ограничения для распространения визуальной продукции, не рекомендуемой для просмотра детей в возрасте до 18 лет, в виде снабжения ее специальными информационными знаками - маркировкой «6+», «12+», «16+» и «18+».
Закон должен защитить детей от нежелательной в их возрасте информации и материалов порнографического характера. Он запрещает распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда здоровью и самоубийству, вызывающую желание потреблять наркотики, алкоголь и сигареты, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям, оправдывающую противоправное поведение, а также содержащую нецензурную брань.
С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.
Например, наиболее наглядно
влияние СМИ на поведение граждан проявляется в ходе
предвыборных кампаний. В связи с этим наблюдается обострение
отношений «пресса - власть». Увеличение
конфликтов в информационной
сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически
возникающую реальность. Она характеризуется
обострением политической борьбы, возрастанием
ответственности всех участников процесса
- избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания
позволяет сделать выбор, и здесь роль
СМИ переоценить невозможно. Следует отметить, что именно
телевидение играет доминирующую роль
в избирательных кампаниях в России. Хотя
контроль над электронными СМИ не гарантирует
победу на выборах, телевидение обладает
огромными возможностями для формирования
содержания кампании и управления ею.
Необходимым условием для создания такой
ситуации является доминирующая позиция
того или иного канала и эксплуатация
этого СМИ для политических целей. Согласно опросам, в большей степени
склонны доверять средствам массовой
информации следующие категории респондентов:
люди с высшим образованием – почти в два раза чаще, чем
имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем
душевого дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом,
жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители
других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели
и студенты. Можно предположить, что именно эти категории
избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного
электората может быть признана объектом эффективного
пропагандистского воздействия в преддверии
выборов.
а) Использование СМИ в ходе избирательных компаний.
Начнем с того момента,
когда идет формирование органов
власти, изменение их персонального
состава в ходе избирательной
компании. В странах Запада, а
теперь и в России, ни одни президентские
или парламентские выборы не обходятся
без самого широкого использования
СМИ. Различные социально –
Организаторов избирательных
компаний, да и некоторых самих
кандидатов не всегда беспокоит, есть
ли материальные и иные средства для
выполнения их предвыборных обещаний.
Главное – создать у
б) Выявление общественного мнения.
Но вот органы власти избраны.
Они начинают управлять обществом.
Во взаимодействии политики и СМИ
открывается новое направление
– СМИ доступными им методами изучают
общественное мнение по отношению к
новому персональному составу органов
власти, рейтинг высших должностных
лиц в государстве, в целом
состояние политических отношений
в обществе.
Одним из главных методов выявления общественного
мнения по тому или иному вопросу является
опрос. Эта проблема может ставиться перед
СМИ политическим руководством как «социальный»
заказ, но предмет опроса может инициироваться
и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией,
газетой). Опросы общественного мнения
являются средством политической разведки,
выявление позиций какой-то группы населения
по проблемам политического характера,
а также по вопросам экономики, социальной,
культурно – духовной жизни. Они выявляют,
какого мнения граждане придерживаются
о том или ином политическом руководителе,
какие конкретные вопросы жизни их волнуют
и какие решения по ним люди ожидают.
Результаты опросов
отрицательную реакцию на них населения.
в) Пропаганда.
И еще одно важное направление,
на котором тесно взаимодействуют
политика и СМИ. Это пропаганда через
печать, телевидение, радио решений
высшего политического
Общество должно отдавать
себе отчет в том, что СМИ, особенно
применяющие новые
В обществе, еще не консолидированном
мировоззренчески, идеологичес
Информация о работе СМИ как субъект и объект в политическом процессе