СМИ как субъект и объект в политическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 14:32, творческая работа

Описание работы

В настоящее время одно из главных мест в политических процессах России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).

Файлы: 1 файл

ORMBORBOR.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

В настоящее время одно из главных мест в политических процессах  России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается  в самых различных формах и  проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты  массовой коммуникации как таковые  являются инструментами власти («четвертая власть»). 
       Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально - политические ценности. Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.

Актуальностью данной работы является  резкое возрастание  роли средств массовой информации как фактора, определяющего сознание и поведение людей. СМИ, оказывают заметное влияние на психологическое состояние аудитории, ее отношение к окружающему миру. 

Таким образом, актуальность проблемы помогла определить  цель и задачи работы.

 Основной целью исследования  является определение места и  роли СМИ в политическом процессе.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Выявление места и роли СМИ в политическом процессе;
  • Выявление субъектов  воздействия на СМИ;
  • Рассмотрение  влияния  СМИ на политику государства.

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ СМИ

 

Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звукозаписей  и видеозаписей.  СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.

СМИ вводят человека в мир  политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими  с точки зрения государственной  власти. При этом сам процесс «ввода»  информации направлен на формирование у различных групп граждан  хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает  в качестве наиболее эффективного инструмента  познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и  полная информация о самых различных  сторонах политической жизни общества является условием совершенствования  политической культуры.

Функции СМИ состоят в:  

  1. Информировании граждан;
  2. Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации.
  3. Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти; 
  4. Мобилизации и формировании общественного мнения. 

 

 

 

  1. СУБЬЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СМИ

 

           Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы  Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д.  То есть  СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ. СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики: Политических партий; Общественных организаций; Отдельных политических группировок внутри правящей элиты; Органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

Например, принятый Государственной думой ещё в декабре 2010 года Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в действие 1 сентября 2012, в День знаний. Он предусматривает ограничения для распространения визуальной продукции, не рекомендуемой для просмотра детей в возрасте до 18 лет, в виде снабжения ее специальными информационными знаками - маркировкой «6+», «12+», «16+» и «18+».

   Закон должен защитить детей от нежелательной в их возрасте информации и материалов порнографического характера. Он запрещает распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда здоровью и самоубийству, вызывающую желание потреблять наркотики, алкоголь и сигареты, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям, оправдывающую противоправное поведение, а также содержащую нецензурную брань.

 

  1. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПОЛИТИКУ ГОСУДАРСТВА

 

С другой  стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

Например, наиболее наглядно влияние СМИ на поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно. Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Согласно опросам, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием – почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем душевого дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. 

 

    1. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И СМИ 

          а)  Использование СМИ в ходе избирательных компаний.

Начнем с того момента, когда идет формирование органов  власти, изменение их персонального  состава в ходе избирательной  компании. В странах Запада, а  теперь и в России, ни одни президентские  или парламентские выборы не обходятся  без самого широкого использования  СМИ. Различные социально – политические, экономические, финансово – промышленные группировки, делая ставку на того или  иного кандидата в президенты,  депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают детальный план избирательной технологии. Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство – телевидение. Профессионалы – имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель – создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.

Организаторов избирательных  компаний, да и некоторых самих  кандидатов не всегда беспокоит, есть ли материальные и иные средства для  выполнения их предвыборных обещаний. Главное – создать у избирателей  нужное представление о данном политике, завоевать их голоса. Денежных средств  на рекламу, как правило, никто не жалеет. Сегодня значительная часть  расходов на проведение избирательных  кампаний составляют расходы на СМИ. Особое значение придается телевизионным  дебатам между конкурирующими кандидатами  на высшие должности. Они стали на Западе и в нашей стране инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым тщательнейшим  образом, и не только в плане содержания их «разговорной» части, но прежде всего готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике. Зрелищность, театральность нередко здесь доминируют над содержательностью. 
         

б) Выявление общественного мнения.

Но вот органы власти избраны. Они начинают управлять обществом. Во взаимодействии политики и СМИ  открывается новое направление  – СМИ доступными им методами изучают  общественное мнение по отношению к  новому персональному составу органов  власти, рейтинг высших должностных  лиц в государстве, в целом  состояние политических отношений  в обществе. 
Одним из главных методов выявления общественного мнения по тому или иному вопросу является опрос. Эта проблема может ставиться перед СМИ политическим руководством как «социальный» заказ, но предмет опроса может инициироваться и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой). Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявление позиций какой-то группы населения по проблемам политического характера, а также по вопросам экономики, социальной, культурно – духовной жизни. Они выявляют, какого мнения граждане придерживаются о том или ином политическом руководителе, какие конкретные вопросы жизни их волнуют и какие решения по ним люди ожидают.

Результаты опросов общественного  мнения политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри – или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать  
       

отрицательную реакцию на них населения.

 

  в) Пропаганда.

И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют  политика и СМИ. Это пропаганда через  печать, телевидение, радио решений  высшего политического руководства  страны, разъяснение народу, что  даст выполнение данных решений каждому  гражданину или отдельным социальным группам. Особенно важной задачей СМИ является обоснование, раскрытие перед людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и услуги, «замораживание» на какой - то период заработной платы или пенсий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ИНФОРМАЦИОННОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

 

Общество должно отдавать себе отчет в том, что СМИ, особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы для контроля над действиями и  мыслями людей. СМИ играют не последнюю  роль в подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса. 

В обществе, еще не консолидированном  мировоззренчески,  идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и хорошо спланированные информационно -  политические инъекции в общественное сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся ожиданий граждан. Информационное манипулирование человеком – это прежде всего форма контроля над его индивидуальной свободой. Поэтому только тогда, когда СМИ превратятся в общедоступную форму знания, пропагандиста идей сотрудничества и нормального (без революций и контрреволюций) развития всего общества, появится возможность формировать политическую культуру опирающуюся на свободный выбор человеком политической позиции и модели

Информация о работе СМИ как субъект и объект в политическом процессе