Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Первый период — до 1990 года (т.е. до принятия закона о печати) — время гласности, перестройки и окончания Афганской войны, когда независимой прессы не было в принципе (за исключением самиздата), однако среди советских журналистов кристаллизовалась идеология "четвертой власти" и миф о независимой прессе. Периодические издания переживают пик своей популярности и роста тиражей. На телевидении появляются первые программы в прямом эфире ("Взгляд" и др.). Это — предыстория российской системы СМИ, и мы уже дали краткий очерк этой эпохи в первой главе.
Второй — с 1990 по начало 1992 года — по определению Макнейра, — "золотой век" российской
Глава 1
Формирование российской системы СМИ
Первый период — до 1990 года (т.е. до принятия закона о печати) — время гласности, перестройки и окончания Афганской войны, когда независимой прессы не было в принципе (за исключением самиздата), однако среди советских журналистов кристаллизовалась идеология "четвертой власти" и миф о независимой прессе. Периодические издания переживают пик своей популярности и роста тиражей. На телевидении появляются первые программы в прямом эфире ("Взгляд" и др.). Это — предыстория российской системы СМИ, и мы уже дали краткий очерк этой эпохи в первой главе.
Второй — с 1990 по начало 1992 года — по определению Макнейра, — "золотой век" российской печати. Это также период "первой приватизации" СМИ. При содействии власти некоторые издания получают в собственность или долгосрочную аренду по льготным тарифам помещения, в которых размещается редакция. В отношениях власти и прессы (за исключением некоторых ультраконсервативных изданий) наступает медовый месяц. Разделяя и отражая общественный подъем реформаторских 80-х и 90-х годов, средства массовой информации становятся естественными союзниками восходящей звезды российской политики Бориса Ельцина. В условиях непрекращающейся политической борьбы и краха всех традиционных социальных институтов масс-медиа в начале девяностых по сути закрепляют тот статус, который они получили еще в конце восьмидесятых: единственной опоры власти.
На российском рынке СМИ появляются новые издания, телеканалы и радиостанции. Новые СМИ используют модели и форматы современной западной журналистики — стараются отделить информацию от комментария, строят газеты по принципу тематических полос. Вещание в прямом эфире становится нормой на радио и на телевидении.
Третий — с 1992 по 1996 год — период формирования новой российской системы СМИ, который, в свою очередь, можно разделить на три этапа. Это время политического противостояния и первых экономических трудностей СМИ (1992—1993), затем временная политическая стабилизация, характеризующаяся, с одной стороны, оттоком политизированного капитала и, как следствие, закрытием ряда изданий, с другой стороны, — бурным развитием коммерческой прессы (с 1994 по середину 1995 года). И, наконец (с середины 1995 по середину 1996 года), — активизация политизированного капитала и формирование пропагандистской системы перед президентскими выборами 1996 года. На этом периоде следует остановиться подробнее.
Уже в самом начале 1992 года впервые обозначилось отчетливое различие в развитии центральной и региональной прессы, которое только усилится в дальнейшем. В то время как в столице происходит разделение прессы на три лагеря — "демократические" ("Известия", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец"), "оппозиционные" ("Правда", "Советская Россия") и новые издания ("Независимая газета", "Коммерсантъ"), а председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов безуспешно предпринимает попытку взять под свой контроль газету "Известия" и российское государственное телевидение (вольно или невольно вызывая тревогу у всех журналистов за судьбу своих изданий, тем самым способствует политизации журналистского сообщества), региональная пресса, за исключением коммунистических и националистических изданий, удаляется от политики, занимает позицию зрителя, а не участника политических баталий.
К концу 1992 года даже наиболее солидные издания несут крупные убытки: от 15 млн рублей у "Комсомольской правды" до 6 млн у "Советской России".Выход газет удалось сохранить благодаря выделению правительственной субсидии на погашение долгов. Газета "Известия" даже получила в подарок от правительства Гайдара огромное здание на Пушкинской площади, позволившее ей сохранять независимость дольше других изданий.
И все равно, по результатам подписной кампании 1993 года, "Известия" сохранили только 25% подписчиков (800 тысяч из 3,2 млн), "Комсомольская правда" — меньше 15% (1,8 млн из 13), "Независимая газета" — 39% (27 тыс. из 70), а еженедельник "Аргументы и факты" — 35% (8,8 млн из 25,7)19.
Под диктатом монополии почтовых служб дорожает доставка газет, в результате чего региональные издания крепче встают на ноги. Начинает сказываться и близость провинциальной печати к реальным проблемам и нуждам своего потребителя, несовместимым с абстрактной политической риторикой тех лет. Обвальное (на порядок) сокращение тиражей центральных изданий приводит к фрагментации аудитории всероссийских изданий и падению их влияния. Начиная с третьего периода единство информационного поля обеспечивается телевидением.
В конце 1992 — начале 1993 года, в то время как многие газеты и журналы находились на грани финансовой катастрофы, на московском рынке качественной политизированной прессы появилось сразу три новых ежедневных газеты — "Коммерсантъ-Daily", "Сегодня" и "Новая ежедневная газета", которая была закрыта в начале 1995 года, на несколько месяцев раньше, чем "НГ".
Политический кризис, начавшийся в марте 1993 года, разрешился октябрьским противостоянием исполнительной и законодательной власти. Как отмечает историк Согрин, референдум в марте 1993 года о доверии президент смог выиграть только благодаря тому, что ему удалось провести более широкую и интенсивную пропагандистскую кампанию в прессе, чем оппозиции. То же самое можно сказать и об октябрьских событиях в Москве.
Хотя в основе парламентского кризиса, продлившегося с конца 1992 по октябрь 1993 года, было, вплоть до последнего момента, совершенно легитимно выраженное неприятие депутатами экономической политики президента и правительства, "демократическая" пресса поддержала президента, а центральное телевидение осталось под контролем Бориса Ельцина. Осознание своего бессилия подтолкнуло поддержавшего позицию парламента вице-президента Александра Руцкого инициировать штурм "Останкино", который и стал началом кровавой развязки парламентского кризиса в октябре 1993 года. В результате на всеобщих выборах в декабре того же года была принята конституция, закрепляющая доминирующее положение президента в структуре российской власти, тем самым исключившая возможность подобных кризисов в будущем — ценой серьезного снижения роли законодательной власти и увеличения полномочий президента. Октябрьские события отразились на работе средств массовой информации неожиданно сильно, во многом разрушив иллюзии журналистов в отношении новой власти. Когда запахло жареным, власть фактически последовала примеру ГКЧП 1991 года, закрыв множество изданий и введя цензуру
После президентских выборов начинается четвертый период в истории российской прессы, который продолжается вплоть до середины 1998 года. Если до президентских выборов роль масс-медиа в исходе политических конфликтов была значительной, то по результатам президентской кампании она была единодушно признана определяющей.Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. При этом роль печатной прессы падает, в то время как роль телевидения возрастает. Новостные и аналитические программы ТВ становятся ареной политического спектакля. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о формировании медиа-политической системы.
Медиатизация социальной жизни является естественным процессом в обществе с отсутствующими социальными институтами — и начало этого процесса мы можем отсчитывать с первых сознательных попыток использовать телевидение для поднятия своего рейтинга. Вся политическая карьера Бориса Ельцина была построена на использовании медиа в противовес партийным и советским институтам. Точно так же, при мощной поддержке масс-медиа, был выигран референдум о доверии президенту в 1993 и точно так же, под давлением СМИ, прошло голосование по конституции.
События октября 1993 года — последние эпизоды борьбы за власть в реальном городском пространстве. Эта борьба продолжится и затянется до конца девяностых, вот только пространство, в котором она будет проходить, будет не столько институциональным или законодательным, сколько символическим. Накал борьбы при этом не уменьшится — просто роль танков на улицах возьмут на себя медиа-холдинги, а вместо людей погибать в этой необъявленной войне будут репутации, образы, политические карьеры, политические сценарии и всевозможные символические конструкции.
Медиатизацию политики во второй половине девяностых можно представить себе как продолжение процесса политизации масс-медиа в начале десятилетия — только теперь роль СМИ в информационной системе становится значительно менее самостоятельной. Масс-медиа стала коммуникационным каналом для политиков и специалистов по информационным технологиям, которые используют предсказуемость медиа (вытекающую из принадлежности к тому или иному холдингу в случае политизированных СМИ или приверженности определенным стандартам в случае коммерческих масс-медиа) для того, чтобы донести свое сообщение до аудитории. Различные стратегии игроков сталкиваются и развиваются в символическом поле медиа по законам
драмы. Логика политического спектакля22 становится определяющим фактором в сфере политики.
Под впечатлением от эффективности информационных технологий в ходе президентских выборов крупные экономические группы вступают в "гонку информационного вооружения": принимаются решения о масштабных инвестициях в средства массовой информации, что приводит к появлению еще нескольких крупных медиа-групп, формирующихся за счет захвата "демократических" СМИ, которым удалось сохранить независимость — таких, как "Литературная газета", "Известия" и "Комсомольская правда". В 1997 году все они становятся частью крупных холдингов. То же самое происходит с телевидением: коммерческий канал "СТС-8", принадлежавший американским инвесторам, к примеру, становится частью холдинга "Альфа-ТВ". Политические инвесторы стали инициаторами новых проектов в сфере СМИ, в частности "газет влияния" — "Русского телеграфа" ОНЭКСИМбанка и "России" лужковского холдинга (и та и другая газеты впоследствии были закрыты, когда холдинги решили сосредоточить ресурсы на других изданиях — "Известиях" и "Литературной газете" соответственно).
Впрочем, границу между политическими инвестициями и новой экономической стратегией крупных экономических групп провести трудно. Когда независимая издательская группа "Инде-пендент медиа", принадлежащая иностранцам, продает 10% группе "Менатеп", это скорее обычные инвестиции, хотя сотрудники газеты "Moscow Times" впоследствии в частных разговорах не раз будут жаловаться на давление своих русских партеров. Похоже, что в данном случае речь может идти о существовании определенного стиля по отношению к медиа-собственности — цинизм девяностых не предполагал реальной независимости редакционной политики даже самых коммерчески оправданных изданий.
Прошедшая обкатку система управления прессой с помощью медиа-технологов, компромата и информационных кампаний становится основным инструментом не только политической борьбы, но оружием конкурентных сражений. По сути дела, интересы непосредственных владельцев СМИ становятся политической позицией их изданий, что особенно ярко проявляется в ходе приватизационных скандалов, когда новые собственники впервые разрывают негласный пакт о партнерстве с "молодыми реформаторами" и между собой.
Роль масс-медиа в политической жизни страны весной—летом 1998 года во время шахтерского и более позднего финансово-по-
литического кризиса многие наблюдатели оценивают как провокационную. Власть проигрывает информационные войны одну за другой. Очевидно, что прежний союз властей второй республики и владельцев СМИ распался. Именно поэтому создание объединенного телерадиохолдинга на базе ВГТРК поначалу выглядит не столько как опасное стремление государства узурпировать СМИ, сколько как отчаянная попытка властей сохранить присутствие в информационном пространстве.
Впрочем, некоторым изданиям удается сохранить самостоятельность ("МК", "Аргументы и факты", издательский дом "Коммерсантъ"), а все более значительное их число и вовсе функционирует вне контекста политической жизни (издательский дом "Экономическая газета", журналы "Индепендент медиа", телеканалы РЕН-ТВ, СТСи проч.). Таким образом, российская пресса разделяется на сферу господства крупного (в этом контексте — "политизированного") капитала, контролирующего наиболее влиятельные центральные издания и ТВ, и сектор коммерческих масс-медиа, в который помимо центральных и региональных издательских групп можно включить новые телевизионные проекты и региональные телеканалы, а также большую часть радиостанций. Логика политизированного и коммерческого капитала в масс-медиа на этом этапе расходится. Если задачей первого является обеспечить максимальный охват аудитории, то второй нацелен на извлечение прибыли и, как следствие, децентрализован. Коммерческие СМИ часто игнорируют политический контекст, поскольку специализация на тех или иных потребностях аудитории дает преимущества при привлечении рекламодателя и позволяет удерживать пускай небольшую, но постоянную аудиторию, часто — с высоким средним уровнем доходов.
Следует справедливости ради отметить, что коммерческая пресса также участвует в информационных войнах на той или другой стороне. Склонность массовых коммерческих изданий к сенсациям и скандалам делает публикацию разоблачительных материалов и раздувание политических скандалов любимым занятием масс-медиа. Разумеется, коммерческая пресса выглядит лучше, потому что порой бывает трудно спрогнозировать, чью сторону она займет. Ведь к национальным интересам, соблюдению законов и сохранению стабильности призывают, как правило, все стороны любого информационного конфликта.
Одной из особенностей этого периода является повышенная активность в проникновении столичных изданий и телекомпаний на региональные рынки, которая поддерживается во многом за счет политизированных инвестиций, вызванных необходимостью формирования новых пропагандистских систем в преддверии парламентских выборов 1999 и президентских 2000 года.
Август 1998 года стал четкой границей, отделяющей процессы, происходившие в России за последние восемь лет, от последующих событий. Это начало конца второй республики.
Больнее всего кризис ударил по начавшемуся было подъему коммерческих масс-медиа. Лето 1998 года в этом смысле было переломным по количеству новых проектов. Воцарившаяся неопределенность привела к тому, что все они были закрыты, а дополнительные инвестиции в уже существующие масс-медиа — заморожены.
Финансовый кризис стал одновременно политическим после того, как правительство Кириенко было отправлено в отставку, а предложенная президентом кандидатура Виктора Черномырдина на пост премьера не смогла пройти утверждения в нижней палате парламента. В результате премьер-министром России стал руководитель Службы внешней разведки, экс-министр иностранных дел Евгений Примаков.
Важным отличием нового этапа является усиление роли государства в системе СМИ, хотя справедливости ради следует отметить, что процесс концентрации управления информационными потоками в руках исполнительной власти имеет большую историю. Поэтому необходимо уточнить, что на новом этапе государство уже опирается не на крупные холдинги политизированного капитала, а на собственно государственные СМИ. Сильное правительство, поддерживаемое парламентским большинством, вступает в открытый конфликт с ослабленными кризисом крупными финансовыми группами, многие из которых контролируют влиятельные и массовые СМИ. Правительство не может всерьез рассчитывать на успех проводимой политики, не имея необходимого информационного обеспечения, тем более что близость президентских выборов придает таким конфликтам самые острые формы.
Информация о работе Сми в современном политическом пространстве