Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа
Первый период — до 1990 года (т.е. до принятия закона о печати) — время гласности, перестройки и окончания Афганской войны, когда независимой прессы не было в принципе (за исключением самиздата), однако среди советских журналистов кристаллизовалась идеология "четвертой власти" и миф о независимой прессе. Периодические издания переживают пик своей популярности и роста тиражей. На телевидении появляются первые программы в прямом эфире ("Взгляд" и др.). Это — предыстория российской системы СМИ, и мы уже дали краткий очерк этой эпохи в первой главе.
Второй — с 1990 по начало 1992 года — по определению Макнейра, — "золотой век" российской
Ситуация осложняется также и тем, что Евгений Примаков, в отличие от своих предшественников, оказывается самостоятельной политической фигурой. Это, с одной стороны, предопределяет его отставку, когда Борис Ельцин начинает всерьез заботиться о поиске "наследника", а с другой — становится причиной появления альтернативной партии власти на парламентских выборах 1999 года. Кремлевской группировке на этих выборах противостоит альянс Евгения Примакова, мэра Москвы Юрия Лужкова и ряда региональных лидеров, сформировавших мощный предвыборный блок "Отечество — вся Россия".
В плане пропагандистского обеспечения этот блок опирается на мощную группу масс-медиа, контролируемых Юрием Лужковым и его партнерами из компании "АФК-Система", а также региональные газеты и телеканалы, которые в большинстве регионов по-прежнему так или иначе контролируются областной администрацией.
Выборы 1999 года превращаются в настоящую схватку, в которой стороны обмениваются информационными ударами, но контроль Кремля за центральным телевидением оказывается решающим инструментом для сокрушения блока Примакова и Лужкова. Помимо масс-медиа важнейшую роль в выборах играет так называемый "административный ресурс" — использование властных рычагов для того, чтобы оказать давление на избирателя непосредственно на местах, как через директоров крупных предприятий, так и с помощью региональных газет и многотиражек, как правило, подконтрольных местным властям. Их влияние намного превосходит центральные издания и может сравниться только с первым каналом телевидения — ОРТ.
Победа на выборах блока "Единство", созданного впопыхах кремлевской администрацией, оказывается сокрушительной. Отставка Бориса Ельцина и досрочные выборы делают победу его ставленника Владимира Путина неизбежной настолько, что Евгений Примаков даже отказывается баллотироваться в качестве его соперника, довершая триумф Кремля.
Избранный президентом Владимир Путин начинает мощную (при этом порой противоречивую до абсурдности) реформу власти, целью которой становится централизация управления страной и "перестройка" медиа-политической системы. На наших глазах маятник истории снова набирает ход, и мы оказываемся на пороге новой трансформации символического образа России.
Мечты и чаяния мятежных девяностых воплощаются в картину "Великой России", вновь объединяющуюся вокруг нового президента против внешних и внутренних врагов. И тем не менее главное отличие современной ситуации от всего, что было ранее — это системно заложенная фрагментированность информационного поля, которая проявляется не только в простроенных различиях политических позиций газет и медиа-холдингов, но и в появлении новой коммуникационной среды — интернет. Если с помощью давления (угроза отнять лицензию, уголовное преследование) власти без особых сложностей удается поставить под контроль медиа-политическую систему, то значение интернета для коммуникационной системы пока трудно оценить.
Пожалуй, на сегодняшний день можно высказать только два утверждения. Во-первых, интернет уже завоевал определенные позиции в информационной системе и его роль продолжает расти. Во-вторых, сеть гораздо в меньшей степени поддается контролю и не имеет столь же высокого входного барьера, как традиционные масс-медиа. Впрочем, у нас еще будет возможность остановиться подробнее на этом вопросе.
Информация о работе Сми в современном политическом пространстве