Сми в современном политическом пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Первый период — до 1990 года (т.е. до принятия закона о печати) — время гласности, перестройки и окончания Афган­ской войны, когда независимой прессы не было в принципе (за исключением самиздата), однако среди советских журналистов кристаллизовалась идеология "четвертой власти" и миф о незави­симой прессе. Периодические издания переживают пик своей популярности и роста тиражей. На телевидении появляются пер­вые программы в прямом эфире ("Взгляд" и др.). Это — преды­стория российской системы СМИ, и мы уже дали краткий очерк этой эпохи в первой главе.
Второй — с 1990 по начало 1992 года — по определению Макнейра, — "золотой век" российской

Файлы: 1 файл

Формирование российской системы СМИ.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Ситуация осложняется также и тем, что Евгений Примаков, в отличие от своих предшественников, оказывается самостоятель­ной политической фигурой. Это, с одной стороны, предопреде­ляет его отставку, когда Борис Ельцин начинает всерьез заботи­ться о поиске "наследника", а с другой — становится причиной появления альтернативной партии власти на парламентских вы­борах 1999 года. Кремлевской группировке на этих выборах про­тивостоит альянс Евгения Примакова, мэра Москвы Юрия Луж­кова и ряда региональных лидеров, сформировавших мощный предвыборный блок "Отечество — вся Россия".

В плане пропагандистского обеспечения этот блок опирается на мощную группу масс-медиа, контролируемых Юрием Лужко­вым и его партнерами из компании "АФК-Система", а также ре­гиональные газеты и телеканалы, которые в большинстве регио­нов по-прежнему так или иначе контролируются областной ад­министрацией.

Выборы 1999 года превращаются в настоящую схватку, в кото­рой стороны обмениваются информационными ударами, но кон­троль Кремля за центральным телевидением оказывается решаю­щим инструментом для сокрушения блока Примакова и Лужко­ва. Помимо масс-медиа важнейшую роль в выборах играет так называемый "административный ресурс" — использование власт­ных рычагов для того, чтобы оказать давление на избирателя не­посредственно на местах, как через директоров крупных пред­приятий, так и с помощью региональных газет и многотиражек, как правило, подконтрольных местным властям. Их влияние на­много превосходит центральные издания и может сравниться то­лько с первым каналом телевидения — ОРТ.

Победа на выборах блока "Единство", созданного впопыхах кремлевской администрацией, оказывается сокрушительной. От­ставка Бориса Ельцина и досрочные выборы делают победу его ставленника Владимира Путина неизбежной настолько, что Евге­ний Примаков даже отказывается баллотироваться в качестве его соперника, довершая триумф Кремля.

Избранный президентом Владимир Путин начинает мощную (при этом порой противоречивую до абсурдности) реформу влас­ти, целью которой становится централизация управления страной и "перестройка" медиа-политической системы. На наших глазах маятник истории снова набирает ход, и мы оказываемся на поро­ге новой трансформации символического образа России.

Мечты и чаяния мятежных девяностых воплощаются в картину "Великой России", вновь объединяющуюся вокруг нового прези­дента против внешних и внутренних врагов. И тем не менее глав­ное отличие современной ситуации от всего, что было ранее — это системно заложенная фрагментированность информационного поля, которая проявляется не только в простроенных различиях политических позиций газет и медиа-холдингов, но и в появле­нии новой коммуникационной среды — интернет. Если с помо­щью давления (угроза отнять лицензию, уголовное преследова­ние) власти без особых сложностей удается поставить под конт­роль медиа-политическую систему, то значение интернета для коммуникационной системы пока трудно оценить.

Пожалуй, на сегодняшний день можно высказать только два утверждения. Во-первых, интернет уже завоевал определенные позиции в информационной системе и его роль продолжает рас­ти. Во-вторых, сеть гораздо в меньшей степени поддается конт­ролю и не имеет столь же высокого входного барьера, как тради­ционные масс-медиа. Впрочем, у нас еще будет возможность остановиться подробнее на этом вопросе.

 



Информация о работе Сми в современном политическом пространстве