Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа
Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".
Введение………………………………………………………………..3
Зарождение социалистической
идеологии…………………………………………………………..…..5
Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления……………………………………6
Социалистическая идеология в России………………………………9
Заключение…………………………………………………...……….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Зарождение социалистической
идеологии………………………………………………………
Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления……………………………………6
Социалистическая
идеология в России………………………………
Заключение………………………………………………….
Введение
Социалистическая
идеология имеет длительную историю.
Однако термин "социализм" впервые
появился в общественной литературе
только в 30-е годы XIX века. Литературное
авторство приписывается францу
Идеи, которые
позже стали называть социалистическими,
появились в XVI веке. Они отражали
стихийный протест
На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон, Шарль Фурье и англичанин Роберт Оуэн. Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.
Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.
Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции.
Зарождение социалистической идеологии
Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.
Развитие социалистической идеологии начинается с момента появление классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки. Другое дело, что появилось оно на базе реальной практики строительства социализма в странах, социально экономически и культурно к этому не готовых, часто с использованием наиболее простых, как казалось, решений, уводивших далеко в сторону от достижения поставленных целей.
Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.
В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризируется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.
Реформистское (социал-демократическая) и революционное (коммунистическое) направления
Социалистической идеологии уже больше 100 лет. Изначально она выросла на идеях Маркса, но после I мировой войны, в 20-е гг., распалась на 2 мощных течения – социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое. Оба течения считаются левыми. Сейчас гораздо влиятельнее первое, а второе – в кризисе. Термин «социал-демократия» возник в конце XIXв. и был связан с появлением партий рабоч. класса. Осн. различие между этими течениями: соц.-демократическое выступал за путь к социализму через реформы, а коммунистическое - через революцию (большевики). Рассмотрим вначале соц.-дем. течение.
С 1951 соц. соц.-дем. партии мира объединены в соц. интернационал. Социал-демократическое движение одно из сильнейших в мире (вместе и консерватизмом). В европейском парламенте социалисты имеют самую большую фракцию, уже много лет. В 2000г. почти во всех странах ЕС у власти стояли партии соц.-дем. ориентации.
Социал-демократы
провозглашают верность иделалам Фр.
революции: свободе, братству (или солидарности,
как общности человечества и чувству
сострадания к жертвам
Они выступают за равные права для всех классов, рас, народов, наций и вероисповеданий, за демократию как надклассовое явление, т.е. они отошли от определения себя как партии рабоч. класса все большую поддержку соц.-дем. партии получают от «нов. средних слоев»:технич. интеллигенции, гос. служащих, работников сервиса, т.е. работников умственного труда. Их поддерживают также различн. меньшинства. В полит. сфере соц.-демократы выдвинули коцепцию демократичю социализма: беспрерывный процесс реформирования капиталистич. общества, социальн. и экономич. демократия, «наращивание» социальной справедливости, социализация капитализма, развитие дем. институтов. В экономич. сфере социал-демократы прошли сложн. путь от ориентации на гос. экономику, планирование и национализацию (до середины ХХв.) к пониманию необходимости рынка. Сейчас они выступают за многоукладность экономики при условии демокр. контроля со стороны общества над экономикой за перераспределение прибылей в пользу бедных, за защиту социальных интересов и участие трудящихся в участие трудящиеся в управлении фирмой или предприятием, за демокр. контроль на гос. предприятиях. В отношении гос-ва они считают, что при социал-демократии гос-во перестанет быть классовым и превратится в средство создания «социализма для всех». Социал-демократы – за такие ценности, как многопартийность, парламентаризм, свободная оппозиция, возможность выбора между партиями и замены правительства на основе свободных выборов за гарантии прав человека и возрастание роли местного самоуправления (децентрализация). Социал-демократия видится им как система, гарантирующая социальную защищенность и демократичность в единстве. Сейчас социал-демокр. правительства реализуют такие проекты, как соучастие представителей трудящихся в управлении фирмами, участие в прибылях и создание собственности у наемных работников. До 80-х гг. осн. место отводилось ими кооперации и национализации, они были не против конкуренции, но доказывали, что гос. контроль поможет увеличить конкурентоспособность компаний на мировом рынке. Но придя к власти, они в ряде стран отказались от национализации. Вообще, получив власть, социалисты становятся ближе к центристам, оттягивая к себе много голосов у либералов. Социал-демократы регулируют конкуренцию и поддерживают малый и средний бизнес. Сейчас они выступают также и за экологически безопасный характер экон. роста, что делает «зеленых» логическими союзниками соц.-демократов (а также из союзниками могут стать либо коммунисты и левые радикалы, либо либералы). В последние годы социал-демократы оказались в кризисе, поскольку национализация ослабила конкурентоспособность предприятий, а перераспределительные налоги снизили объем инвестиций и уровень производительности труда. Из политика стала давать сбои, и они стали ее пересматривать.
Коммунистическое направление отпочковалось от социалистической идеологии к концу 1 мир. войны. С 1919 по 1943 компартии мира объединялись в рамках ком. Интернайионала. Коммунисты претендовали на верность идеям Маркса. Суть их идеологии: необходимо радикально изменить капиталистич. общество. Это можно сделать только путем социалистич. революции, а ее может осуществить только пролетариат, вооруженный рев. теорией. После победы революции устанавливается диктатура пролетариата. Которая выше бурж. Демократии, т.к. это власть большинства над меньшинством.
В экономике обобществляются средства производства, развитие планируется до мелочей, все распределяется.
Руководящая сила при диктатуре пролетариата – ком. партия. Коммунисты представляют весь пролетариат во всем мире. Это обусловило интернационализм коммустич. идеологии. К середине ХХ в. ком. партии появились почти во всех странах мира. Но во 2-й пол. ХХ в. начался кризис этой идеологии (причины – разоблачение культа личности Сталина, раскол между КПСС и КПК, реальный результат воплощения идей марксизма в жизнь в СССР – казарменный коммунизм и т.д.), и после распада СССР в 1991 г. коммун. направление практически потерпело крах. Почти все компартии внесли исправления в свои программы, большинство сменило название, они потеряли знач. Число членов партии и голосов на выборах. По сути дела ком. движение в мировом масштабе уже не существует, но наследники компартий – левые партии – все еще играют опред. роль. Одни партии найдут себя в движении «новых левых сил», другие окажутся на обочине политики и превратятся в маргинальные секты.
Социалистическая идеология в России
Русский социализм как модель общественного развития России, концептуально оформилась лишь к 40-м годам XIX века, когда появились признаки, характеризующие кризис феодально-крепостнического строя, и надолго завладела умами значительной части русской общественности.
Корни революционных и утопических социалистических идей уходят в те определяющие историю страны явления, которые можно объять понятием «кризис крепостничества». Этому периоду присущи острейшие общественные противоречия. Конфликт между развивавшимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями наиболее тяжело сказывался на положении народных масс. Усиление крепостного гнета в условиях активизации хозяйственной деятельности трудящихся в связи с развитием товарно-денежных и капиталистических отношений вызывало нарастание классовой борьбы.
В 30-х годах в промышленных районах России уже господствовало крупное мануфактурное производство, усиливался процесс внедрения машин и сложных механических двигателей. В 1842 году началось строительство первой крупной железной дороги, на больших реках, озерах и морях возникло пароходное сообщение. Развивается внутренний рынок, в том числе и рынок наемной рабочей силы.
Растут города - центры промышленности, торговли, культуры. Страна все более втягивается в мировой капиталистический процесс. Все это обусловливало рост разночинной интеллигенции, страдавшей от крепостничества и заинтересованной в прогрессе страны. С ней иногда смыкались выходцы из просвещенного дворянства, сочувствовавшие устранению крепостнических препон. Из этих слоев и выходили деятели освободительного движения.
Бедственное положение
трудящихся, и прежде всего крестьянства,
будило освободительную мысль передовы
Экономические процессы вызывали, с одной стороны, оживление классовой борьбы трудящихся, а с другой - усиленное противодействие крепостников и политического аппарата самодержавного государства.
Социалистические идеи появляются и развиваются «под знаком» критики капитализма - его образа жизни, принципов организации труда и распределения, а главное, форм частной собственности, как основы эксплуатации и пороков капиталистической цивилизации. Вместе с критикой капиталистического строя социалистическая идея включала требование имущественного равенства на основе коллективного владения средствами производства, справедливого распределения общего дохода, защиту гуманизма как общественного принципа и связанный с ним нравственный идеал.
Разнообразные различия, характеризовавшие социалистическую мысль разных народов, имели один общий знаменатель - позитивную антибуржуазность, т.е. конструктивную критику капитализма с точки зрения идеала такого общества, где не будет разделения на трудящихся и на эксплуататоров.
В России социалистическая мысль появляется как результат критического осмысления итогов Французской революции. К этому времени русской общественности были известны идеи К.Сен-Симона (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1873), Р.Оуэна (1771-1858), что, несомненно, стимулировало развитие передовой русской мысли в направлении ее политической радикализации и демократизации.
Первым ее шагом в этом
направлении можно считать «