Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:12, доклад
Особенность французской системы социальной защиты -- сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, превышающая средний уровень по ЕС.
Для французской социальной политики характерны следующие особенности:
· существование разветвлённой системы профессионально-отраслевых схем социального страхования;
· наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий;
Образовательное учреждение профсоюзов ВПО
Академия труда и социальных отношений
Социально-экономический факультет
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы социальной политики»
на тему:
«Социальная политика Франции».
Работа выполнена студенткой
1-ой группы 3-го курса очного
отделения социально-экономического факультета
Ведищевой Анастасией Евгеньевной
Москва 2013
Особенность французской системы социальной защиты -- сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, превышающая средний уровень по ЕС.
Для французской социальной политики характерны следующие особенности:
· существование разветвлённой
системы профессионально-
· наличие развитой системы семейных
пособий, которая стала результатом
длительной эволюции, в ходе которой
вводились и совершенствовались
различные инструменты
· большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования (наряду с общими (базовыми) системами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем).
· существенным отличием французской системы социальной защиты (например, от шведской или английской) является её финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования;
· существование различных
В основной базовой схеме пенсионного обеспечения возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10--15 % которого уплачивает сам работающий, а 5 % -- работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.
Финансирование основной системы
пенсионного страхования
Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов. Первый (Ассоциация режимов дополнительных пенсий -- ARRCO) охватывает всех наёмных работников и финансируется за счёт обязательных взносов предпринимателей (4 % фонда заработной платы) и наёмных работников, уплачивающих 2 % с заработной платы. Второй фонд (Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений -- AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12 %, из которых 8 % приходится на работодателей и 4 % на наёмных работников. Если в основных системах пенсионного обеспечения размер пенсионных выплат, как правило, не превышает 50 %, то в рамках дополнительных пенсионных систем он составляет около 20 % заработка, что существенно повышает общий доход пенсионеров.
Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, «социальные» пенсионеры обладают рядом льгот, таких, как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жильё и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости, доходы которого формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4 % любых доходов, а также за счёт части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.
Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Наиболее крупной, охватывающей более 80 % населения, является общая система медицинского страхования (Regime general d`assurance maladie). Наряду с ней существуют другие более мелкие страховые режимы для работников отдельных профессиональных групп и отраслей. Таковы система страхования для государственных служащих и работников сельского хозяйства (около 9 % населения), страхование для самостоятельно занятых работников (6 %), а также более мелкие системы медицинского страхования наёмных работников различных профессиональных групп (горняков, железнодорожников, моряков и др.). Медицинское страхование включает медицинские, стоматологические, фармацевтические, а также больничные расходы. При этом имеются в виду не только расходы самого застрахованного, но и других лиц: супруга или супруги застрахованного, а также согласно закону и сожительницы (или сожителя), если она (он) финансово зависит от застрахованного лица. Кроме того, правом на медицинское обслуживание пользуются и дети застрахованного до достижения возраста 20 лет, а также совместно проживающие родственники, ведущие с ним домашнее хозяйство.
Французская система страхования
по безработице базируется на коллективных
соглашениях между
В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок. Первый вид -- это пособие, выплата которого увязана с такими обстоятельствами, как наличие страхового стажа и выплата страховых взносов в течение определённого времени. Эта часть системы строится на общих страховых принципах. Второй вид -- так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.
Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:
· безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию.
· для получения пособия
· обязательным документом является специальный проект личных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы.
· предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта.
Французская система защиты детства является частью семейной политики. Она состоит из трех больших секторов:
1) Медицинская и социальная
2) Административная защита
3) Правовая охрана детства.
Государственная политика социальной помощи постепенно выросла из действий отдельных частных лиц. И сейчас в этом направлении работают многочисленные ассоциации и частные учреждения. Чаще всего они финансируются из государственных фондов. О чисто наказательной стадии (уголовное преследование, помещение ребенка в воспитательное учреждение, лишение родительских прав) система защиты детства перешла к социальной ориентации с опорой на гуманитарные дисциплины (психологию, социологию, педагогику). При этом основные усилия направлены на помощь семье (воспитательная и финансовая поддержка). Постепенно стало ясно, что невозможно помочь ребенку, оставляя без внимания его семью, лишая его социальной среды, в которую он включен: двора, школы, культуры. Социальная политика должна быть направлена на реализацию социальной помощи на местном уровне, чтобы ребенок в трудной ситуации имел доступ к профессиональным службам, оставаясь в знакомой ему обстановке.
Согласно указу от 23 декабря 1958 года воспитательная помощь находится в компетенции судьи по делам несовершеннолетних. Этот принцип был сохранен в законе о родительских правах от 4 июня 1970 года и включен в статьи 375 и следующие за ней гражданского кодекса: «Если здоровье, безопасность или нравственность не обладающего юридической дееспособностью подростка находится в опасности или он не может получать необходимого образования, то по инициативе отца, матери или службы или лица, которым доверен ребенок, или опекуна, или самого несовершеннолетнего, или министерства судья может вынести решение о мерах воспитательной помощи. В качестве исключения судья может принять такое решение по собственной инициативе». Речь не идет о том, чтобы заменить или устранить родителей, которые не в состоянии полностью осуществлять свои родительские права. Речь идет о том, чтобы помочь семье восстановить свою способность к осуществлению этих прав. Вмешательство суда по делам несовершеннолетних должно быть чрезвычайным событием. Закон требует, чтобы судья попытался получить согласие семьи на предлагаемые им методы помощи и помочь ребенку найти свое место в семье.
Согласно указу от 30 июля 1964 года, который потом вошел в 1-ю главу кодекса о здравоохранении от 12 декабря 1989 года, установлено 4 службы медико-социальной защиты ребенка.
1. Служба охраны материнства и младенчества (PMI)
2. Структуры помощи больным и трудным детям:
Речь идет о помощи детям, которые страдают физическими, умственными, психическими и поведенческими расстройствами и не могут приспособиться к нормальной семейной, школьной, профессиональной или социальной жизни. В этих случаях необходимы структуры лечебной, психологической, педагогической, воспитательной и социальной реабилитации.
3. Служба здравоохранения
В санитарном и социальном отношении эта служба играет основную роль в защите здоровья детей, в особенности тех, которые испытывают существенные личные или семейные трудности.
В школьную бригаду входят врач школьного здоровья, санитарка и медико-социальный работник.
4. Школьная социальная служба
В ее компетенцию входит ориентация и дальнейший контакт с трудными школьниками и учащимися, получающими профессиональное образование.
Эта служба должна активно участвовать в профилактике и защите несовершеннолетних, находящихся в опасности. Она состоит из специализированных в школьной области социальных работников. (сотрудников учреждений социальной помощи).
На организацию социальной помощи детству (ASE), подчиненную президенту областного совета, возлагается ответственность проводить в действие административную охрану и защиту детства. (ASE) ответственна за проведение политики по профилактике опасных ситуаций и плохого обращения с детьми. Она также находится на службе у суда по делам несовершеннолетних.
Можно указать 5 основных задач этой организации:
Оказание материальной, воспитательной и психологической поддержки детям и их семьям, несовершеннолетним, обладающим юридической дееспособностью и совершеннолетним до 21 года, которые сталкиваются с трудностями, из-за которых их равновесие может быть существенно нарушено. В этом смысле эта задача относится к области профилактики.
Принять общие меры (т.е. не направленные на отдельных лиц), нацеленные на предупреждение маргинализации и облегчение социальной интеграции подростков, молодежи и их семей. Обеспечить необходимые меры, отвечающие потребностям вверенных социальным службам несовершеннолетних и следить за их ориентацией в сотрудничестве с их семьями (за исключением детей-сирот и оставленных родителями детей). Следить за материальными и моральными условиями, в которых находятся дети, живущие в коллективных учреждениях или отдельно, вне их собственной семьи.
Проводить профилактику плохого обращения с ребенком, а также собирать информацию по конкретным случаям плохого обращения с ребенком и обеспечить его защиту.
Административно-техническая