Социальная политика Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:12, доклад

Описание работы

Особенность французской системы социальной защиты -- сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы, превышающая средний уровень по ЕС.
Для французской социальной политики характерны следующие особенности:
· существование разветвлённой системы профессионально-отраслевых схем социального страхования;
· наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий;

Файлы: 1 файл

Образовательное учреждение профсоюзов ВПО.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

1) Администрацию, занимающуюся  управлением (в частности, инспектора  по делам детства).

2) Технический персонал (сотрудники учреждений социальной помощи, воспитатели, психологи), которые помогают семьям на дому или осуществляют прием в консультациях, а также работают с учреждениями или семьями, где ребенок временно устроен.

3) Областной детский распределительный  центр, который работает круглые сутки. Он занимается наблюдением и перераспределением детей.

4) Службу устройства ребенка  во временную приемную семью,  осуществляющую отбор, обучение  и контроль семей, принимающих  детей на время. Интернаты безусловно  необходимы, но у них есть свои недостатки. Никакой, даже очень хороший интернат не заменит ребенку отношений с родителями в семье. Детям, воспитанным и выросшим в интернате будет не хватать жизненного опыта семьи, необходимого для построения в будущем их собственных семей и отношений с ребенком.

Учреждения: школьные государственные  или негосударственные интернаты, детские дома (в прошлом сиротские  дома), общежития работающей молодежи, дома-общежития матери и ребенка, учреждения для детей с дефектами. Негосударственные центры воспитательной работы в «открытой среде» (АЕМО). Их цель помочь и проконсультировать семьи по решению организации социальной помощи детству или судьи по делам несовершеннолетних. Возможно обращение за содействием в АЕМО либо при подготовке помещения ребенка во временную приемную семью или учреждение, либо при попытке его избежать.

Профилактические клубы и бригады

Они занимаются специализированной профилактикой, которая проводится на улицах, в кварталах, во дворах. Этот подход заключается в попытке прямого и непосредственного контакта с подростками и молодежью, который служит базой к последующей воспитательной работе; он опирается на следующие принципы:

· Отсутствие официального поручения  по каждому конкретному случаю: профилактические бригады занимаются не отдельными подростками, а работают с целыми кварталами.

· Свобода выбора: эта часть молодежи обычно находится в конфликте  с большинством учреждений и организаций. Им предоставляется полная свобода выбирать участвовать или нет в предлагаемых им видах деятельности. Роль воспитателей попытаться их заинтересовать.

· Анонимная поддержка: речь идет о  коллективной, а не индивидуальной работе.

Правовая охрана детства.

Юридическая часть системы защиты детства представляет особый интерес, так как она опирается на гуманитарные дисциплины и отводит диалогу  такое же важное место, как и право.

Созданный в 1912 году суд по делам  несовершеннолетних стремится найти иные, отличные от наказания несовершеннолетних правонарушителей, решения. Если в начале это был уголовный суд, то теперь он пытается найти адаптированные решения специфических проблем каждого конкретного ребенка, находящегося в опасности или совершившего правонарушение. Указом от 22 декабря 1958 года компетенции судьи по делам несовершеннолетних были расширены и охватывают сейчас детей и подростков опасности. Его работа нацелена на мобилизацию всех воспитательных, психологических и материальных средств, чтобы восстановить способность родителей осуществлять в полной мере их родительские права. Этот подход стремится тому, чтобы родители смогли исполнять свой родительский долг, чтобы гарантировать ребенку условия нормального воспитания и образования.

В ведение суда по делам несовершеннолетних входят:

а) дети, находящиеся в опасности;

б) несовершеннолетние правонарушители  и преступники;

в) надзор за правильным употреблением  социальных пособий;

г) помощь достигшим совершеннолетия  молодым людям (от 18 до 21 года);

д) Суд по делам несовершеннолетних и детей в опасности

С 1958 судья по делам несовершеннолетних стал центральным лицом в процедуре  воспитательной помощи. Суд должен принять воспитательные меры и оценить  ситуацию, в которой находится  ребенок или подросток с точки зрения опасности грозящей его здоровью, безопасности, моральности или обучению (статья 375 гражданского кодекса).

Правосудие обычно вмешивается, чтобы  подменить родителей, неспособных  в данный момент осуществлять их родительские права. Речь часто идет не о том, чтобы наказать родителей, а о том, чтобы научить их воспитывать своего ребенка. Цель судьи по делам несовершеннолетних объединить все средства, чтобы устранить ситуацию вредную и опасную для ребенка. За исключение совсем маленьких детей, судья обязан выслушать ребенка и может назначить ему адвоката. Родители ребенка могут подать апелляцию на постановление судьи по делам несовершеннолетних.

Прокурор республики (69%). Это наиболее частый случай, так как именно в  прокуратуру (прокурору и заместителям прокурора) направляются все предупреждения об опасности, грозящей ребенку, которые могут исходить от социальных служб, жандармерии, полиции, а также от любого лица. Ребенок сам может возбудить дело и быть инициатором своей собственной защиты, прося помощи у судьи.

Судья может начать дело по своему усмотрению (16%), если он получает информацию, о плохом обращении с ребенком, или испытываемых им трудностей, исходящую  от лиц не могущих начать дело (учителя, соседи, работники социальных учреждений). Он должен в этом случае немедленно предупредить прокурора республики и родителей ребенка об открытии дела.

Судья может впрямую побеседовать с имеющими отношение к этому  делу лицами, включая самого ребенка. Он может прибегнуть к психологическому исследованию и психиатрической экспертизе, которые могут быть применены и к родителям. Вынести предварительные постановления, «предписания». Встретив и побеседовав с родителями и ребенком, судья может принять предварительные меры, например, отделение и устройство ребенка вне семьи. Это то, что называют «устройством ребенка». Срок действия этих предварительных мер ограничен 6-ю месяцами, но он может быть продлен за обоснованием и по указанию прокурора. В любой момент судья может отменить решение, если он считает, что оно больше не соответствует интересам ребенка. Вынести окончательное решение, судебное постановление.

После предварительных мер и  исследования ситуации, судья должен вынести «окончательное», судебное постановление. В этом решении судья  стремится обеспечить условия нормального развития ребенка, либо сохраняя ранее принятые предварительные меры, либо устанавливая новые, вытекающие из социального исследования ситуации ребенка. Это решение принимается на двухлетний период. В случаях, когда ребенок направляется в учреждение, по истечении первого года оно должно предоставить отчет судье, чтобы он мог проследить за результатами принятого им решения. По окончании двухлетнего периода нужно составить еще один отчет.

Какое решение может принять  судья?

1) Сохранить ребенка в семье.

Следуя тексту закона: «Там, где  это возможно, следует сохранять  ребенка в его семье». Отделение  ребенка от родителей может оказаться  необходимым, но тогда надо сделать  все возможное, чтобы это отделение  было как можно менее длительным. Для этого необходимо «помочь семье преодолеть трудности, с которыми она сталкивается» (статья 375 гражданского кодекса). Сохранение ребенка в семье может одновременно сопровождаться назначением воспитательных мер, осуществляемых частными или государственными организациями (АЕМО) в «открытой среде».

Судья может решить сохранить ребенка  в семье при выполнении некоторых  условий: например, при условии посещения  ребенком школы и при условии  врачебного или психиатрического наблюдения.

2) Отделение ребенка от семьи  и помещение его в учреждение или временную приемную семью.

Ребенка изымают из семьи при  наличии двух одновременных условий: ребенку постоянно угрожает опасность; его семья не в состоянии оградить ребенка от грозящей ему опасности. Ребенок может быть направлен  в государственное или не государственное специализированное учреждение или доверен организации социальной помощи детству, которая ищет для него специализированное учреждение или временную приемную семью.

Судья может также решить назначить  ответственным за ребенка одного из родителей или другого члена семьи или «третьего лица, достойного доверия» (дедушку или бабушку, тетю, дядю и т.д.) «Третье лицо, достойное доверия» получает от организации социальной помощи детству денежное пособие на воспитание ребенка, покрывающее его нужды.

По закону судья должен стремиться к тому, чтобы:

сохранить ребенка в семье, когда  это возможно;

заручиться согласием родителей  на принимаемые меры;

ребенок вернулся домой, как только это будет возможно. Срок помещения  ребенка в специализированное учреждение или временную приемную семью не должен превосходить двух лет. Он может быть продлен только после пересмотра дела ребенка.

3) Назначение мер по воспитательному  сопровождению: АЕМО.

Чтобы помочь родителям преодолеть трудное положение, судья может вынести постановление о воспитательных мерах в «открытой среде». В ходе судебного заседания в присутствии родителей, и в тексте постановления судья должен обозначить цели воспитательной работы, предоставляя работникам социальных учреждений свободу в выборе средств.

Эти меры проводятся в действие либо государственными, либо негосударственными организациями. В любой момент постановление  может быть пересмотрено по просьбе  прокурора, родителей, самого несовершеннолетнего, социальных организаций или по инициативе судьи. Судья может принять решение, даже если родители не согласны, но закон требует от судьи, чтобы он постарался склонить их к согласию.

Родители сохраняют те родительские права, которые не противоречат осуществлению  принятого решения. Родители не лишаются родительских прав даже в случае помещения ребенка в специализированное учреждение или временную приемную семью. Судья выступает в роли родителей, только в случае их отсутствия. У них спрашивают согласия по всем важным вопросам, касающимся ребенка. Они одни имеют право дать согласие на операцию, брак, аборт, путешествие за границу или выбрать школьную ориентацию ребенка. Они имеют право на переписку с ребенком и посещение ребенка, но в некоторых случаях (и только по очень серьезным причинам) судья может временно лишить этих прав, если это необходимо. Когда дело закрыто, говорят, что принято решение об отмене. Это означает конец всех предписанных мер.

Судья имеет возможность закрыть  дело, когда ребенок больше не находится  в опасности или когда родители в состоянии нести ответственность за ребенка. Прокуратура снова может его открыть, если этого потребуют обстоятельства.

б) Суд по делам несовершеннолетних преступников и правонарушителей 18 лет это установленный возраст, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности.

Не достигший 18-ти лет ребенок  или подросток находится в  ведении специального суда. Это либо:

1). суд по делам несовершеннолетних  правонарушителей, либо

2). суд присяжных по делам  несовершеннолетних преступников.

Несовершеннолетний пользуется привилегией перед законом, который гарантирует ему, что суд примет во внимание его незрелость и потенциальную способность найти свое место в обществе.

Статья вторая указа от 2 декабря 1945 года о правонарушениях и преступлениях  детей и подростков советует судьям по делам несовершеннолетних отдавать предпочтение воспитательным мерам, а не наказанию. В гипотетическом случае, когда наказание все же необходимо, оно должно быть в два раза легче, чем для взрослого, совершившего то же самое преступление. Подход, направленный на осознание и попытку исправить. Этот подход получил юридическую основу в законе от 4 января 1993 года. Заставляя несовершеннолетнего нарушителя осознать ущерб, нанесенный его поступками и исправить его последствия, этот подход преследует педагогическую цель. Она заключается в развитии у правонарушителя чувства ответственности, помогая осознать существование и содержание закона и последствия его нарушения для самого ребенка, для жертвы и для всего общества. Этот подход играет важную роль в решении психологических проблем ребенка для его включения в общество. «Помощь несовершеннолетнему в его попытке исправиться является основой воспитательной работы».

в). Надзор за правильным использованием социальных пособий

С 1946 года в компетенцию суда по делам несовершеннолетних входит наблюдение за тем, чтобы социальные пособия действительно использовались на удовлетворение нужд ребенка.

Статья 551 кодекса социального обеспечения:

«В тех случаях, когда дети, на которых семья получает пособие, воспитываются в плохих условиях с точки зрения питания, жилья, гигиены или когда пособие используется не на удовлетворение нужд ребенка, судья может приказать платить пособие не главе семьи, а физическому или юридическому лицу, называемому «опекуном по социальным пособиям».

г). Суд по делам молодежи (совершеннолетних от 18 до 21 года)

В июле 1974 года было постановлено, что  ребенок достигает совершеннолетия  в 18, а не в 21 год. Следовательно, в  момент достижения совершеннолетия  молодые люди, ответственность за которых до этого несла организация социальной помощи детству, оказываются без всякой поддержки. В то же время они еще не в состоянии обеспечивать себя. Декретом от 18 февраля 1975 года они имеют возможность просить судью по делам несовершеннолетних о продлении воспитательной помощи.

В этом случае судья может предложить ту или иную помощь, которую молодой  человек может принять или  от которой он может отказаться. В любой момент молодой человек  имеет право расторгнуть контракт. Он является совершеннолетним и свободен жить, так как он хочет, но он должен выполнять свои обязательства. Организация социальной помощи детству может оплачивать его жилье и оказывать денежную помощь, чтобы он смог начать или возобновить свое образование. Ему также предлагается моральная и воспитательная поддержка.

Образование во Франции

Образование во Франции является обязательным с 6 до 16 лет[48] и строится на следующих основных принципах: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность, нейтральность и лаицизм.

Высшее образование

Высшее образование доступно только при наличии законченного среднего образования (фр. baccalauréat, не путать с бакалавром — степенью высшего образования) и отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству образования Франции. Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений:

  • Университеты, готовящие преподавателей, врачей, юристов и научных работников;
  • Высшие школы, готовящие высокопрофессиональных специалистов инженерного и военного дела, управления, экономики, образования и культуры.

Информация о работе Социальная политика Франции