Социальная политика предприятия: Методологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:30, доклад

Описание работы

Известно, что социальная политика представляет собой комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений, и вообще - обеспечение социальной защищенности и социальной справедливости в обществе. Социальная политика в обществе реализуется через социальные программы, которые базируются на законодательной базе, постановлениях, положениях и других правительственных решениях, воплощение в жизнь которых на разных уровнях исполнительной власти обеспечивает удовлетворение социальных потребностей, предоставления социальных услуг и социальной защиты населению или работникам на большем или меньшем уровне.

Файлы: 1 файл

Социальная єкономика.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ:

Методологический  аспект

 

Известно, что социальная политика представляет собой комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных  органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений, и вообще - обеспечение социальной защищенности и социальной справедливости в обществе.

Социальная политика в обществе реализуется через  социальные программы, которые базируются на законодательной базе, постановлениях, положениях и других правительственных решениях, воплощение в жизнь которых на разных уровнях исполнительной власти обеспечивает удовлетворение социальных потребностей, предоставления социальных услуг и социальной защиты населению или работникам на большем или меньшем уровне.

Главная цель социальной политики в государстве заключается  в создании условий для достижения более высокого благосостояния, усиление уровня социальной защиты и социальной безопасности в обществе, достижения социального согласия, стабильности и социальной целостности.

Основными задачами в  проведении социальной политики являются: защита уровня жизни путем применения различных форм компенсации от повышения  цен и проведение индексации; оказанию помощи беднейшим семьям, предоставление помощи в случае безработицы, осуществление политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; развитие образования , здравоохранения, окружающей среды в основном за счет государства, проведение активной политики, направленной на приобретение гражданами квалификации.

Основные структурные  элементы социальной политики государства  проиллюстрированы на Рис.1. 

 

СУБ'ЄКТИ

Государственные органы

Объединение работодателей

объединение работников

Общественные 


 

 

 

ПРИНЦИПИ

 

- социальная  и солидарность всех слоев  населения;

- Индивидуальная ответственность за

 свое материальное  положение (самозащита населения), справедливость;

-социальное  партнерство

-право на  труд и достойное вознаграждение  за труд;

-доступность  образования, здравоохранения, медицинских услуг,

-материальное обеспечение в старости;

- доступность приличных жилищных условий проживания;

-свобода   выбора профессии, места проживания;

- право на профессиональные объединения 

СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА

ДЕРЖАВИ

 

 

 

 

 

 

ІНСТИТУТИ І МЕХАНІЗМИ 

 

  ОБ'ЄКТИ  

 

- Трудоспособное  население; неработоспособное населения  (инвалиды, пожилые люди);

- Социально  уязвимые слои населения (семьи  с низкими доходами, инвалиды, молодежь, люди

пожилого возраста и т.д.)

 

 

-обязательное  социальное страхование:

а) пенсионное;

б) медицинское;

в) тем или. потери трудоспособности,

рождения и погребения г) на случай безработицы;

д) от несчастного  случая на производстве и профессионального  заболевания.

-добровольное

социальное  страхование: а) пенсионное;

б) медицинское;

в) по безработице  г) жизнь и здоровье д) имущества

-государственная

социальная.

помощь:

денежные выплаты, пособия и компенсации уязвимым слоям населения

Государственные социальные

гарантии:

-бесплатной  медицинской помощи;

- Бесплатного  образования;

- Доступного  жилья;

-доступных культурных  и оздоровительных учреждений.

-Услуги  общественных

организаций,

взаимопомощь.

- Союзы потребителей;

-общества инвалидов;

-союза чернобыльцев;

-союза благотворительных  организаций.


Рис. 1. Элементы социальной политики государства 

Как видно на рисунке-схеме  они включают кроме субъектов  и объектов также и принципы, институты  и механизмы. Конечно ключевым механизмом реализации социальной политики выступает  социальное страхование (обязательное и добровольное), которое дополняется рядом социальных гарантий и услуг со стороны государства и общественных организаций.

Однако, страховой механизм защиты населения и прежде всего  трудоспособного в Украина только начинается и это усложняет социальную защиту граждан.

 

К этому следует добавить экономические трудности переходного к рынку периода, высокий уровень безработицы, резкое сокращение защитных функций государства в отношении семьи и граждан, что вызвало не только обвальное падение уровня жизни значительной части населения, но и деформацию прежних социальных норм и гарантий ..

В таких условиях рамки  необходимости социальной защиты расширяются  настолько, что должны охватывать практически  все основные аспекты жизнедеятельности - от развития культуры, образования  к сохранению здоровья и личной безопасности каждого. Последнее может в значительной мере реализоваться в адресной исполнении на уровне первичного звена экономической системы, - на предприятии. Причем не как дублирование существующей системы социальных гарантий, а как ее усиления и в случае необходимости дополнения или восстановления. Поэтому в рыночных условиях значительная часть услуг социального характера должно быть

со стороны предприятия  на котором работает гражданин. Это  не исключает государственной помощи и самозащиты от различных неприятных проблем - безработица, увечий и конечно же пенсионным вопросам т.д..

Что же означает политика предприятия и какое определение  можно ей дать, исходя из того, что  она и самостоятельный, и производный  элемент государственной социальной политики?

Социальная политика предприятия представляет собой  управление процессом предоставления услуг социального характера  сотрудникам организации и членам их семей. Под социальными услугами организации понимают набор всех услуг, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей кроме заработной платы. Эти услуги предоставляются организацией на основе закона, тарифных соглашений (генерального и отраслевого), коллективного договора или добровольной через определенные социальные планы и обязательства. Правовые основы социальных услуг на предприятии отражены в таблице 1.

Таблиця 1

 

Правові основи послуг соціального характеру на підприємстві

 

Правові основи На кого розповсюджуються


 

ЗАКОНИ На все населення країни

 

 

 

ТАРИФНІ УГОДИ:

-Генеральна

-Галузева

 

 

Колективний договір на підприємстві 

 

 

На всіх найманих працівників в державі

На всіх найманих працівників однієї галузі

 На всіх працівників даного підприємства

 

 

 

Добровільні послуги підприємства(згідно соціальних планів або зобов’язань)

 

Індивідуальний трудовий договір 

На всіх працівників даного підприємства

 

 

 

 

На конкретного працівника

 

 

 

 

 

Перейдем к более  подробному рассмотрению социальной политики предприятий. Схематично модель основных элементов социальной политики на предприятии отражена на рис. 2.

 

Социальная  политика представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.

Прежде всего  следует сказать об объекте и  предметом этой политики.

Объектом  социальной политики предприятия выступают:

- работающие члены трудового коллектива (наемные работники);

- неработающие сотрудники, вышедшие на пенсию или находятся в отпуске (декретном, учебной и т.п.);

- члены семей работающих и неработающих сотрудников;

- другие граждане которым предоставляются добровольно социальные услуги на благотворительной основе. 


СУБ'ЄКТИ

 

Руководитель, собственник  предприятия 

(администрация, правление,  совет)

 или уполномоченный  ими орган 

 

Трудовой коллектив, коллектив  наемных работников или уполномоченный ими (профсоюзный или другой) орган

 

 

 

 

 

Социальная  политика предприятия

 

 

 

 

 

 

Цель, Направления,

Функции, Механизмы 

ОБ'ЄКТ І ПРЕДМЕТ

 

 

- ОБ’ЄКТ

- работающие члены трудового коллектива, члены их семей (наемные работники);

-неработающие  сотрудники, вышедшие на

пенсию или  находятся в отпуске (напр.

декретном, учебной  и т.п.);

- ПРЕДМЕТ

-предоставление  денежных и равноценных им услуг работающим членам коллектива

Предприятия, членам их семей и тем,

сотрудникам, вышедшим на пенсию или находятся в отпуске.

 

 

 

 

МЕТА:


• создание нормальных условий труда и отдыха для  работников;

• обеспечение  безопасности на производстве, в быту, месте отдыха;

• удовлетворение и развитие потребностей работников;

• укрепление здоровья и увеличение продолжительности  жизни;

• сохранение экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны). 
НАПРЯМКИ:

-политика доходов;

- политика сотрудничества с профсоюзами;

- политика социального обеспечения работников;

- политика улучшения качества трудовой жизни. 
                   ФУНКЦІЇ:

- Сокращение  конфликтов;

- Улучшение отношений  между работодателями и наемными  работниками;

- Привлечение  новых работников;

- Создание благоприятного  имиджа предприятия в

глазах общественности;

- «Привязка»  персонала к данной организации. 
МЕХАНІЗМИ: ОБОВ’ЯЗКОВІ)- коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на предприятии. 

МЕХАНІЗМИ: (ДОБРООВІЛЬНІ)

добровольные  инвестиции в

развитие социальной сферы и ее услугах с целью  повышения социальной защиты работающих и не работающих сотрудников; (дополнительные социальные планы или разделы  в коллективных договорах).

 

Рис.2. Элементы социальной политики предприятия 

 

Предметом социальной политики на предприятии  являются:

 

- Предоставление  денежных и равноценных им  услуг работающим членам коллектива  предприятия;

- Предоставление  денежных и равноценных им  услуг тем, сотрудникам, вышедшим  на пенсию или находятся в отпуске.

- Предоставление  денежных и равноценных им  услуг членам семей работающих  на предприятии и членам семей  сотрудников, вышедших на пенсию  или находятся в отпуске.

- Предоставление  добровольных социальных услуг  на благотворительной основе (денежных и равноценных им) другим гражданам.

 

Цель  социальной политики предприятия:

 

- создание нормальных  условий труда и отдыха для  работников;

- обеспечения  безопасности работников на производстве, в быту, месте отдыха;

- удовлетворение  и развитие потребностей работников;

- укрепления  здоровья и увеличения продолжительности  жизни работников и сотрудников;

- сохранения  экосистемы (воздушного бассейна, почвы,  водных ресурсов, флоры и фауны).

Отправными  моментами в построении социальной политики служат принципы.

 

Поэтому социальная политика на предприятии  должна строиться на таких принципах  как:

 

• учет материальных и нематериальных потребностей и  интересов сотрудников;

• доступность  и гласность расходов предприятия;

• экономическая  осуществимость относительно расходов и результатов; 

• неповторимость социальных потребностей, что уже в достаточной мере удовлетворены государственными или другими общественными институтами;

• учет растущих жизненных стандартов и системы  ценностей общества.

 

Социальная  политика организации, являясь частью политики управления персоналом, выполняет следующие функции:

 

♦ сокращение конфликтов;

♦ улучшение  отношений между работодателями и наемными работниками;

♦ привлечение  новых работников;

♦ создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности:

♦ «привязка» персонала  к данной организации.

 

Разработка  и проведение социально-экономической  политики в организации осуществляются по многим направлениям, важнейшие  из которых являются:

 

- политика доходов:

- политика в  отношении сотрудничества с профсоюзами;

- политика социального  обеспечения работников.

- политика улучшения  качества трудовой жизни.

 

 

 

 

 

 

Эти направления тесно переплетаются, взаимосвязаны и дополняются  социально

- Экономическими  показателями развития предприятия.  Ведь, как известно, все экономическое является одновременно и социальным.

Реализовываться политика организации может как  через обязательный (коллективный договор), 1 так и через механизм социального  планирования (добровольного или  обязательного как определенного раздела коллективного договора).

Под социальным планированием следует понимать научно обоснованное определение целей, показателей и задач (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов  и разработка основных мероприятий  по их практической реализации в интересах данной организации. Формализуются все показатели и задачи в отдельном разделе коллективного договору2 или отдельном социальном плане или социальном паспорте организации.

Информация о работе Социальная политика предприятия: Методологический аспект