Социальная политика в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 АКТУАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
§ 2 МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Сп реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

по дисциплине: Социальная политика 
 

Социальная  политика в сфере  культуры 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Омск - 2009

 

 
 
 

Содержание 

 

Введение

Культура  — это система ценностей и  социальных кодов, сохраняемых и  передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных  условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры как процесса, формирующего "человеческий капитал" и нравственный ресурс социально-экономического развития государства.

Единое  культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению народа.

Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую хаотичны и деструктивны, порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся фундаментом для новых социально-культурных приоритетов.

Для современной  России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1 Актуализация сферы культуры как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития

Переходный  период, как правило, обусловливает  смену культурных приоритетов населения  и формирует новую структуру  его потребностей в этой сфере. Как правило, происходит диверсификация культурных потребностей и возможностей их удовлетворения, что приводит к утрате роли традиционных культурных учреждений.

Связанные с этим процессы ускоряются в условиях технического прогресса в сфере культуры.

Например, в 1990-е гг. в России число профессиональных театров увеличилось с 393 в 1991 г. до 547 в 2000 г., в то время как число  посещений театров в расчете  на 1000 жителей снизилось с 340 в 1991 г. до 188 в 1997 г., и лишь к 2000 г. несколько увеличилось (до 212). Фактически развалилась существовавшая в годы плановой экономики инфраструктура кинопроката: если в 1991 г. в стране было зафиксировано 1323 млн. посещений киносеансов, то в 2000 г. — всего 42 млн., или в 31,5 (!) раза меньше. Годовой тираж журналов и других периодических изданий снизился с 1877 млн. экземпляров в 1991 г. до 299 млн. экземпляров в 1995 г., а начавшаяся после этого повышательная тенденция не восстановила прежнюю величину тиражей (2000 г. — 607 млн. экземпляров). При этом, однако, в стране резко (в расчете на 100 домохозяйств — с 9 в 1994 г. до 48 в 2000 г.) увеличилось количество видеомагнитофонов и видеокамер, фактически заменивших "живое" посещение театров и киносеансов.

В рыночной экономике определенная часть культуры (так называемая масскультура) самостоятельно адаптируется к существующей экономической среде, являясь центром прибыли.

Под центрами прибыли будем понимать юридические  лица, имеющие бюджет, в структуре  доходов которого доля средств государственного бюджета (различных уровней бюджетной системы) меньше 50%.

Однако  при этом остается значительная часть  объектов культурной сферы, зависящая  от государственного бюджета и не способная приносить прибыль  в размерах, достаточных для своей  самоокупаемости. В числе таких объектов — музеи, библиотеки, немузеефицированные памятники культуры. Поэтому основная задача государственной политики в области культуры заключается в обеспечении доступности для домохозяйств вне зависимости от их доходов основных услуг этой отрасли.

В этой связи ряд государственных культурных программ, а также региональных проектов по своим стратегическим целям должны выходить на межведомственный уровень  и создаваться для активизации  участия граждан в общественной жизни. Разграничение полномочий и  ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый  подход к выбору приоритетов развития сферы культуры. Такой подход, основанный на соответствующих положениях Конституции РФ, гарантирующих свободу мысли и слова, всех видов творчества, а также массовой информации, обеспечивающих право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, в дальнейшем развитый в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ и конкретизированный в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, позволяет определить следующие основные направления и приоритеты государственной политики в сфере культуры:

1. Актуализация культуры как фундаментального ресурса духовного здоровья народа, социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности, реализуемого в конструктивном сотрудничестве всех ветвей власти и гражданского общества. 

2. Сохранение  и укрепление единого культурного и информационного пространства России. 

3. Сохранение  и развитие многонационального  культурного наследия народов  России, поддержка и распространение  лучших отечественных традиций  и достижений. 

4. Совершенствование  отечественных систем просветительства и художественного образования, сохраняющих преемственность с получившими мировое признание духовно-нравственными ценностями и традициями. 

5. Разработка  современных механизмов администрирования  и бюджетирования в сфере культуры  и массовых коммуникаций, отвечающих потребностям социально-экономического развития государства и общества. 

6. Создание  правового поля сферы культуры  и массовых коммуникаций и  условий для обеспечения свободы  слова, творчества, преподавания, участия  в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям. 

7. Интеграция  в мировой культурный и информационный  процесс, укрепление позитивного  образа России.

Ресурсы культуры в формировании позитивного  имиджа Росии, прямо и косвенно способствующие росту конкурентоспособности страны на трех внутренних и глобальных рынках — рынке инвестиций, рынке труда, рынке туристических услуг, — используются недостаточно.

Задача  культурной политики в данной сфере  — целенаправленное воздействие на каждый из этих рынков.

Создание  позитивного образа способствует улучшению  делового климата и повышению  инвестиционной привлекательности. На это направлена политика развития делового туризма (проведение разнообразных  конференций, выставок и ярмарок). Он должен иметь яркую культурную составляющую, подчеркивающую наличие богатого культурного наследия и активную современную культурную жизнь. Но главное — это позитивный образ России внутри России.

Важная  задача государственной политики —  остановить наблюдающийся сейчас процесс "утечки мозгов" (из регионов в столицы и из России за рубеж) и исключить однонаправленность миграционных потоков, стимулируя развитие социокультурной среды, привлекательной для отечественных и зарубежных специалистов, творческих профессионалов и интеллектуальной элиты.

Культурный  капитал России — один из самых  мощных во всем мире — слабо представлен  в мировом пространстве туристского  рынка. Развитию туристского бизнеса  в России препятствует не только отсутствие современной базовой инфраструктуры (гостиничного и транспортного комплекса, сферы общественного питания и др.), но и слабое рекламное продвижение образа России как безопасного и привлекательного места отдыха. Современный туристический рынок приобретает глобальные очертания, и конкуренция на нем постоянно растет. Для обеспечения конкурентоспособности нашей страны на этом рынке должна быть реализована скоординированная программа формирования ее благоприятного имиджа в глазах зарубежных туристов и туристических агентств.

Включение культурного наследия и культурных ценностей в новый социокультурный  контекст, привлечение их в качестве основополагающих ресурсов развития туристской деятельности позволит России перенести центр тяжести в культурной политике на поиск взаимовыгодных форм межкультурного сотрудничества, активно вовлекать в процессы межкультурных коммуникаций всех членов общества, овладевающих в этом процессе новыми культурными ценностями.

Национальные  интересы России сегодня во многом увязываются с мировыми экономическими процессами, в которых отчетливо  проявляется новое понимание  социального и культурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры становится не ведомственной, а общенациональной.

Экономика и культура являются относительно автономными, самоорганизующимися, сопряженными и  взаимовлияющими составляющими  сложной системы, сформированной в общем для них информационно-коммуникативном пространстве государства. Для России, осуществляющей экономические и социальные реформы, государство, являющееся основным институтом ее общественного развития, призвано создавать условия для взаимодействия культуры, экономики и общества, развивать и поддерживать их взаимоусиливающую коммуникацию. В таком подходе по-новому понимается субъект управления развитием культуры в контексте триады "экономика — культура — государство". Основное внимание уделяется формированию личностных качеств, наращиванию человеческого потенциала, росту творческой самоорганизации. В рамках основанной на этой модели политики в области культуры главное внимание уделяется как стимулированию потребления культурных услуг и продуктов, так и стимулированию творческой личностной деятельности, культурного разнообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни. Предпосылкой такой вовлеченности является духовная природа человека и приоритет духовных ценностей в обществе. Только в этом качестве можно осмыслить культуру как средство общественного развития, понять, почему и как инвестиции в культуру, в ее развитие способствуют социальному и экономическому процветанию, почему любые вложения в культуру обязательно имеют неизбежный социально-экономический эффект. 

Такой подход, положенный в основу государственной  политики, стимулирует формирование гражданского общества, развитие социального  сотрудничества и дальнейших возможностей местного самоуправления. Поэтому "сверхзадачей" культурной политики выступает расширение реальных возможностей культурных инвестиций в качестве средства достижения целей в разных областях социально-экономической сферы, науке, здравоохранении и образовании. Такими результатами могут быть создание новых рабочих мест, рост творческого потенциала общества, возрастание социального капитала, повышение инвестиционной привлекательности и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная политика в сфере культуры