Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:11, реферат
Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 АКТУАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
§ 2 МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Реферат
по дисциплине:
Социальная политика
Социальная
политика в сфере
культуры
Омск - 2009
Содержание
Культура — это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения.
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры как процесса, формирующего "человеческий капитал" и нравственный ресурс социально-экономического развития государства.
Единое культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению народа.
Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую хаотичны и деструктивны, порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся фундаментом для новых социально-культурных приоритетов.
Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.
В этом
контексте определяющая роль культуры
в общем процессе модернизации России
состоит в формировании личности
как активного субъекта экономической
жизни и социальной самоорганизации. Все
проекты социально-экономического развития
должны включать в себя гуманитарную составляющую,
способствовать развитию духовных сил
и здоровья человека, осознанию им высокого
смысла своего существования.
Переходный период, как правило, обусловливает смену культурных приоритетов населения и формирует новую структуру его потребностей в этой сфере. Как правило, происходит диверсификация культурных потребностей и возможностей их удовлетворения, что приводит к утрате роли традиционных культурных учреждений.
Связанные с этим процессы ускоряются в условиях технического прогресса в сфере культуры.
Например, в 1990-е гг. в России число профессиональных театров увеличилось с 393 в 1991 г. до 547 в 2000 г., в то время как число посещений театров в расчете на 1000 жителей снизилось с 340 в 1991 г. до 188 в 1997 г., и лишь к 2000 г. несколько увеличилось (до 212). Фактически развалилась существовавшая в годы плановой экономики инфраструктура кинопроката: если в 1991 г. в стране было зафиксировано 1323 млн. посещений киносеансов, то в 2000 г. — всего 42 млн., или в 31,5 (!) раза меньше. Годовой тираж журналов и других периодических изданий снизился с 1877 млн. экземпляров в 1991 г. до 299 млн. экземпляров в 1995 г., а начавшаяся после этого повышательная тенденция не восстановила прежнюю величину тиражей (2000 г. — 607 млн. экземпляров). При этом, однако, в стране резко (в расчете на 100 домохозяйств — с 9 в 1994 г. до 48 в 2000 г.) увеличилось количество видеомагнитофонов и видеокамер, фактически заменивших "живое" посещение театров и киносеансов.
В рыночной экономике определенная часть культуры (так называемая масскультура) самостоятельно адаптируется к существующей экономической среде, являясь центром прибыли.
Под центрами прибыли будем понимать юридические лица, имеющие бюджет, в структуре доходов которого доля средств государственного бюджета (различных уровней бюджетной системы) меньше 50%.
Однако при этом остается значительная часть объектов культурной сферы, зависящая от государственного бюджета и не способная приносить прибыль в размерах, достаточных для своей самоокупаемости. В числе таких объектов — музеи, библиотеки, немузеефицированные памятники культуры. Поэтому основная задача государственной политики в области культуры заключается в обеспечении доступности для домохозяйств вне зависимости от их доходов основных услуг этой отрасли.
В этой
связи ряд государственных
Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры. Такой подход, основанный на соответствующих положениях Конституции РФ, гарантирующих свободу мысли и слова, всех видов творчества, а также массовой информации, обеспечивающих право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, в дальнейшем развитый в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ и конкретизированный в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, позволяет определить следующие основные направления и приоритеты государственной политики в сфере культуры:
1. Актуализация
культуры как фундаментального ресурса
духовного здоровья народа, социальной
стабильности, экономического роста и
национальной безопасности, реализуемого
в конструктивном сотрудничестве всех
ветвей власти и гражданского общества.
2. Сохранение
и укрепление единого культурного и
информационного пространства России.
3. Сохранение
и развитие многонационального
культурного наследия народов
России, поддержка и распространение
лучших отечественных традиций
и достижений.
4. Совершенствование
отечественных систем просветительства
и художественного образования, сохраняющих
преемственность с получившими мировое
признание духовно-нравственными ценностями
и традициями.
5. Разработка
современных механизмов
6. Создание
правового поля сферы культуры
и массовых коммуникаций и
условий для обеспечения
7. Интеграция
в мировой культурный и
Ресурсы культуры в формировании позитивного имиджа Росии, прямо и косвенно способствующие росту конкурентоспособности страны на трех внутренних и глобальных рынках — рынке инвестиций, рынке труда, рынке туристических услуг, — используются недостаточно.
Задача культурной политики в данной сфере — целенаправленное воздействие на каждый из этих рынков.
Создание позитивного образа способствует улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности. На это направлена политика развития делового туризма (проведение разнообразных конференций, выставок и ярмарок). Он должен иметь яркую культурную составляющую, подчеркивающую наличие богатого культурного наследия и активную современную культурную жизнь. Но главное — это позитивный образ России внутри России.
Важная задача государственной политики — остановить наблюдающийся сейчас процесс "утечки мозгов" (из регионов в столицы и из России за рубеж) и исключить однонаправленность миграционных потоков, стимулируя развитие социокультурной среды, привлекательной для отечественных и зарубежных специалистов, творческих профессионалов и интеллектуальной элиты.
Культурный
капитал России — один из самых
мощных во всем мире — слабо представлен
в мировом пространстве туристского
рынка. Развитию туристского бизнеса
в России препятствует не только отсутствие
современной базовой
Включение
культурного наследия и культурных
ценностей в новый
Национальные
интересы России сегодня во многом
увязываются с мировыми экономическими
процессами, в которых отчетливо
проявляется новое понимание
социального и культурного
Экономика
и культура являются относительно автономными,
самоорганизующимися, сопряженными и
взаимовлияющими составляющими
сложной системы, сформированной в общем
для них информационно-коммуникативном
пространстве государства. Для России,
осуществляющей экономические и социальные
реформы, государство, являющееся основным
институтом ее общественного развития,
призвано создавать условия для взаимодействия
культуры, экономики и общества, развивать
и поддерживать их взаимоусиливающую
коммуникацию. В таком подходе по-новому
понимается субъект управления развитием
культуры в контексте триады "экономика
— культура — государство". Основное
внимание уделяется формированию личностных
качеств, наращиванию человеческого потенциала,
росту творческой самоорганизации. В рамках
основанной на этой модели политики в
области культуры главное внимание уделяется
как стимулированию потребления культурных
услуг и продуктов, так и стимулированию
творческой личностной деятельности,
культурного разнообразия, доступности
и участия граждан в культурной жизни.
Предпосылкой такой вовлеченности является
духовная природа человека и приоритет
духовных ценностей в обществе. Только
в этом качестве можно осмыслить культуру
как средство общественного развития,
понять, почему и как инвестиции в культуру,
в ее развитие способствуют социальному
и экономическому процветанию, почему
любые вложения в культуру обязательно
имеют неизбежный социально-экономический
эффект.
Такой
подход, положенный в основу государственной
политики, стимулирует формирование
гражданского общества, развитие социального
сотрудничества и дальнейших возможностей
местного самоуправления. Поэтому "сверхзадачей"
культурной политики выступает расширение
реальных возможностей культурных инвестиций
в качестве средства достижения целей
в разных областях социально-экономической
сферы, науке, здравоохранении и образовании.
Такими результатами могут быть создание
новых рабочих мест, рост творческого
потенциала общества, возрастание социального
капитала, повышение инвестиционной привлекательности
и т.д.