Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, реферат
Каждый день в СМИ мы слышим о проблемах жилья, образования, здравоохранения и т.д. Эти проблемы очень серьезны по своему характеру. Проблема образования ведет к снижению численности квалифицированных специалистов, что впоследствии скажется на развитии государства. Здравоохранение страдает не в меньшей степени, и это является в какой-то степени одним из факторов, влияющих на сокращение численности населения страны. Недоступность жилья приводит в ужас не только население страны, но и социологов и экономистов зарубежных стран. Проблема занятости населения государства ставит под вопрос существование граждан даже в черте бедности.
Введение…………………………………………………………………………2
1.1Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….3
1.2Происхождение и сущность социального государства……………………3
1.3Основные направления политики социального государства……………...5
2.Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения…………………………………………………………………………14
2.1.Социальная политика: реформы и обязательства………………………………….....................................................14
2.2.Приоритеты социальной политики России…………………………………………………………………………...17
2.3.Проблемы создания социального государства в современной России …………………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………...………….23
Литература и источники…………………………
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАЧТЕНО
__________ /Е.А. МОЗГУНОВА/
"___" ____________ 2013 г.
Реферат
По предмету «Основы социального государства»
“ Социальная политика в современной России: критический анализ. ”
Студент: |
А.Д. Пятаева |
Кафедра: |
Философии и политологии |
Нижний Новгород
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1.1Социальная политика государства как
часть государственного управления……………………………………………………
1.2Происхождение и сущность
1.3Основные направления
2.Актуальные проблемы социального развития
государства и пути их решения……………………………………………………………
2.1.Социальная политика: реформы и обязательства…………………………………....
2.2.Приоритеты социальной
2.3.Проблемы создания
Заключение……………………………………………………
Литература и источники………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Социальное государство – характеристика(принцип), относящаяся к конституционно – правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.
Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает: «РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:
а) Охранять труд и здоровье людей;
б) Устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
в) Обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам страны;
г) Развивать систему социальных служб;
д) Устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Политика социального государства должна быть направлена на поддержание жизненной способности собственного населения. Чтобы жители своей страны жили с полным удовлетворением, хотя бы первичных потребностей, необходимы специальные рычаги управления ресурсами как материальными, так и духовными.
В первую очередь, т.е. главное место в настоящее время занимают материальные ресурсы, без которых поддержание жизни невозможно.
Хотя социальной политике России уделяется не самое большое внимание, в отличие от стран Европы, это одно из главных направлений политики нашего государства в целом.
Каждый день в СМИ мы слышим о проблемах жилья, образования, здравоохранения и т.д. Эти проблемы очень серьезны по своему характеру. Проблема образования ведет к снижению численности квалифицированных специалистов, что впоследствии скажется на развитии государства. Здравоохранение страдает не в меньшей степени, и это является в какой-то степени одним из факторов, влияющих на сокращение численности населения страны. Недоступность жилья приводит в ужас не только население страны, но и социологов и экономистов зарубежных стран. Проблема занятости населения государства ставит под вопрос существование граждан даже в черте бедности.
Проблем типичного характера становится все больше, к тому же с каждым годом они увеличиваются в масштабах. Меня это ставит в недоумение, как в нашей стране, богатой различного рода ресурсами, обладающей сравнительно малым объемом населения и низкой плотностью его расселения, возникают такие проблемы.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством .
Понятие "социальное государство", введено в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г. В определении социального государства, содержался ряд положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей, а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "государства общественного договора", к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества.
В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества, социального компромисса и солидарности, сглаживая имущественное и другое социальное неравенство, и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
Государство является механизмом распределения социальных выплат населению и уровень жизни всех слоев населения во многом зависит от того, какую политику оно будет проводить. Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Политика социального государства нацелена на решение таких задач, как:
1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2)
сдерживание роста безработицы
и материальная поддержка
3)
поддержание стабильного
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.
Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Политика социального государства обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие:
забота о сохранении мира в обществе.
Практика проведения политики социального государства в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальная защита работников, политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основными принципами проведения социальной политики являются:
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений – тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Доходы населения служат основным источником удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, поэтому с них начинается система показателей уровня жизни. Основными компонентами уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др., которые характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни, например, таких, как «потребительская корзина» и «прожиточный минимум».
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черта бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Анализ содержания потребительской корзины и норм потребления показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчета.
Информация о работе Социальная политика в современной России: критический анализ