Социальная политика в современной России: критический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, реферат

Описание работы

Каждый день в СМИ мы слышим о проблемах жилья, образования, здравоохранения и т.д. Эти проблемы очень серьезны по своему характеру. Проблема образования ведет к снижению численности квалифицированных специалистов, что впоследствии скажется на развитии государства. Здравоохранение страдает не в меньшей степени, и это является в какой-то степени одним из факторов, влияющих на сокращение численности населения страны. Недоступность жилья приводит в ужас не только население страны, но и социологов и экономистов зарубежных стран. Проблема занятости населения государства ставит под вопрос существование граждан даже в черте бедности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1.1Социальная политика государства как часть государственного управления……………………………………………………………………….3
1.2Происхождение и сущность социального государства……………………3
1.3Основные направления политики социального государства……………...5
2.Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения…………………………………………………………………………14
2.1.Социальная политика: реформы и обязательства………………………………….....................................................14
2.2.Приоритеты социальной политики России…………………………………………………………………………...17
2.3.Проблемы создания социального государства в современной России …………………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………...………….23
Литература и источники…………………………

Файлы: 1 файл

Социальная политика в современной России критический анализ. .docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

 

Об индексах потребительских цен в России в мае 2013 года.

 

Таблица 1 Индексы потребительских цен (в процентах)

 

 

К предыдущему месяцу

Май 2013 г.

В % к декабрю 2012 г.

март

апрель

май

Российская Федерация

101,2

101,4

101,4

107,7


 

В России цены на товары и услуги возросли за месяц на 1,4%, с начала года - на 7,7% (в странах Евросоюза в среднем, соответственно, на 0,6% и 2,1%).

 

Таблица 2 Индексы потребительских цен на продукты питания(в процентах)

 

 

К предыдущему месяцу

Май 2013 г.

В % к декабрю 2012 г.

март

апрель

май

Российская Федерация

102,2

102,5

102,3

111,6


 

В мае в России сохранилась тенденция существенного опережения темпов роста цен на продовольствие по сравнению со странами Евросоюза в целом. Так, в России цены на продукты питания увеличились за месяц на 2,3% (с начала года - на 11,6%).

 

Таблица 3 Индексы потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в мае 2013 года (в % к предыдущему месяцу)

 

Продукты питания

всего

Хлебобулочные изделия и крупы

Мясо и мясопродукты

Рыба и морепродукты

Молочные изделия, сыры и яйца

Масла и жиры

Фрукты

Овощи

Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты

Российская Федерация

102,3

103,1

101,8

100,5

98,2

103,3

96,9

113,9

103,5


 

В России в мае 2013г. по сравнению с предыдущим месяцем более всего возросли цены на овощи - на 13,9%, кроме того сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали дороже на 3,5%, масла и жиры, хлебобулочные изделия и крупы - на 3,3% и 3,1% соответственно.

 

Таблица 4 Индексы потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в мае 2008 года (в % декабрю 2012 года)

 

 

Продукты питания

всего

Хлебобулочные изделия и крупы

Мясо и мясопродукты

Рыба и морепродукты

Молочные изделия, сыры и яйца

Масла и жиры

Фрукты

Овощи

Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты

Российская Федерация

111,6

115,2

105,8

103,3

102,8

114,3

114,1

151,4

110,3


 

В России к концу мая 2013г. по сравнению с декабрем 2012г. цены на овощи, а также хлебобулочные изделия и крупы возросли на 51,4% и 15,2% соответственно, масла и жиры - на 14,3%. На 14,1% дороже стали фрукты.

 

Стоимость минимального продовольственного набора в среднем по России возросла за февраль на 3,3%, а за первые 2 месяца 2013 года - на 7,7%, и составляла в конце февраля 1941 рубля в расчете на месяц. Об этом сообщается в поступившей в ПРАЙМ-ТАСС сводке Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Наиболее дорогим минимальный продуктовый набор в феврале был в Чукотском автономном округе, где его стоимость достигала 5153 рублей, в Камчатском крае - 3223 и в Магаданской области - 2950 рублей. Самая низкая стоимость набора зафиксирована в Республике Мордовия - 1624 рубля, Республике Татарстан - 1644, а в Тамбовской области - 1656 рублей. Стоимость набора в Москве в феврале увеличилась на 2,9%, а за первые 2 месяца 2008 года - на 6,6% и составляла 2182 рубля. В Санкт- Петербурге набор подорожал за месяц на 2,9%, за 2 месяца - на 5,9% до 2042 рублей. 

Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные»  семьи, душевой доход в которых  ниже или соответствует прожиточному  минимуму;

2) «малообеспеченные»  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  прожиточным минимумом и минимальным  потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные»  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  минимальным потребительским бюджетом  и рациональным потребительским  бюджетом;

4) «богатые»  семьи, уровень душевого дохода  в которых выше рационального  потребительского бюджета.

 

Социально-экономическая дифференциация населения.

Особую роль в социальной политике отводится трансфертам. Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. При помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

То есть, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование, которое распространяется на лиц, имевших в течение какого- то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Система социального страхования имеет законодательную основу. Оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). Система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Нередко регулируется государством и верхний предел заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. В рамках проведения антиинфляционной политики может устанавливаться контроль над заработной платой и ценами, в процессе которого в законодательном порядке определяются максимально допустимые размеры повышения заработной платы и цен в какой-либо период времени. Конкретные методы регулирования заработной платы различны, но предпочтение отдается добровольным соглашениям работодателей и работников (коллективным договорам) при участии профсоюзов и правительства. В этих договорах, исходя из минимальных размеров оплаты труда, устанавливаются дифференцированные размеры заработной платы в зависимости от уровня квалификации и конкретной отрасли, различные премии и доплаты. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).

Международная комиссия ЕС признала, что наименьший и справедливый уровень минимальной заработной платы должен быть равен 68% национальной средней заработной платы. В странах с развитой рыночной экономикой эти нормативы не только соблюдаются неукоснительно, но и превышаются. Однако в России, на сегодняшний день, минимальный размер оплаты труда перестал соответствовать не только требованиям, заложенных в рекомендациях международного права, но и здравому смыслу, что привело к падению уровня жизни.

Аналогичная картина появляется и при рассмотрении соотношений размера пенсии и прожиточного минимума. Пенсия перестала выполнять свое социальное назначение, что видно из соотношения ее с минимальным прожиточным уровнем.

Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев)

По оценке Росстата численность экономически активного населения к концу августа 2013г. составила, по оценке, 76,1 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны., Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (53,9% общей численности занятых). Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в августе 2013 г. составила 4,97 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом (январь-август) 2012 года общая численность безработных незначительно уменьшилась, составив 5,09 млн. человек. Численность официально зарегистрированных безработных в отчетном месяце 2013 г. по сравнению с августом 2012 г. уменьшилась на 165 тыс. человек и составила 1,5 млн. человек, или 2% экономически активного населения. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с соответствующим месяцем 2012 г. уменьшился с 1,6 до 1,2 в августе текущего года. Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 234 тыс. человек, число вакансий в конце августа 2013 г. составило 1375 тыс. человек.

Информация о работе Социальная политика в современной России: критический анализ