Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:41, контрольная работа
Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур.
Введение
1. Культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы
2. Формирование внешней культурной политики
3. Расширение системы участников международного культурного обмена Беларуси
4. Проблемы и трудности в организации международного культурного сотрудничества
Заключение
Список литературы
Совет Европы участвовал в организации и финансировании международного семинара ИКАМОС по проблеме охраны парков и ландшафтов (май—июнь 1995 г., Несвиж), международного семинара "Трансрегиональные и интернациональные аспекты культурной политики" (октябрь—ноябрь 1996 г., Минск), международного семинара-презентации программы "Культурные пути через Беларусь" (сентябрь 1995 г., Полоцк). Вместе с тем отсутствие привлекательных для обеих сторон предложений, финансовые трудности не позволяли углубить сотрудничество молодого государства с Советом Европы. Серьезным препятствием в контактах с этой европейской структурой стало исключение в 1996 г. Беларуси из числа специально приглашенных стран Совета Европы, хотя участие республики в Европейской культурной конвенции приостановлено не было.
С июня 1994 г. Беларусь является ассоциированным, а с июня 1996 г. полноправным членом регионального объединения Центрально-Европейской инициативы, созданного в 1989 г. странами Дунайско-Адриатического субрегиона с целью расширения экономического, культурного и политического сотрудничества государств Центрально-Европейского региона. Республика Беларусь сотрудничает и с другими международными организациями, хотя во многих случаях контакты ограничиваются в основном официальной перепиской и участием белорусских представителей в организационных встречах.
Наряду с расширением сотрудничества с международными организациями в 90-е гг. были предприняты усилия по налаживанию культурного сотрудничества с отдельными странами, прежде всего Центральной и Западной Европы. К концу 1999 г. Республика Беларусь подписала 25 двусторонних международно-правовых актов, регулирующих отношения в области образования, культуры, искусства, средств массовой информации, спорта и туризма, в том числе со Словенией (1991), с Болгарией (1993), Словакией (1994), Германией (1994), Соединенным Королевством, Румынией (1995), Югославией (1996), Италией (1996), Республикой Кипр (1997) и т. д.
Наиболее активные действия по формированию договорно-правовой базы в культурной сфере осуществлялись с Польшей. Республика Беларусь и Республика Польша подписали ряд важных соглашений, в том числе Декларацию Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (1992), Соглашение о сотрудничестве в области туризма (1993), Соглашение о сотрудничестве в области охраны историко-культурного наследия (1995), Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (1995), Протокол о сотрудничестве между Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством культуры и искусства Республики Польша на 1997 г. (1997). С целью более эффективной организации культурного сотрудничества, подготовки рекомендаций правительствам двух государств, решения других важных вопросов взаимодействия в 1993 г. была создана белорусско-польская консультационная комиссия по делам историко-культурного наследия. Аналогичная комиссия была создана в 1995 г. с Германией.
Кроме соглашений, непосредственно касающихся культурного сотрудничества, проблематика культурных обменов включалась в широкомасштабные межгосударственные договоры. К примеру, в договоре, подписанном между Беларусью и Францией в 1996 г., несколько статей были посвящены организации культурного сотрудничества. Предполагалась их конкретизация в дополнительных межведомственных соглашениях и рабочих программах. Однако в силу политических разногласий этот договор не вступил в силу, как и многие другие международные соглашения, которые либо не вступили в силу, либо были прекращены по инициативе зарубежных партнеров.
Протокол о сотрудничестве с Польшей стал одним из последних международных соглашений, заключенных Республикой Беларусь с государствами Центральной и Западной Европы. Министерство культуры Беларуси неоднократно обращалось к соответствующим структурам европейских государств с предложением о дальнейшей разработке межведомственных соглашений. Однако по причинам политического характера со стороны зарубежных партнеров эти обращения не получили положительного ответа.
Наряду с формированием законодательной и договорно-правовой основы культурного обмена Беларуси с другими странами произошло значительное расширение числа субъектов международного культурного сотрудничества. Свое место в международном культурном обмене искали местные органы государственной власти, общественные организации, коммерческие структуры, творческие коллективы, отдельные граждане Беларуси.
В последнее десятилетие были
сделаны определенные шаги по восстановлению
региональных связей Беларуси со странами
Центральной Европы, разрушившихся в конце
80-х гг. в результате распада "восточного
блока". В 1995 г. руководство Гродненского
облисполкома заключило соглашения о
развитии приграничных хозяйственных
и культурных связей с властями Сувалковского
(февраль 1995 г.) и Белостокского (март 1996
г.) воеводств. В марте 1996 г. было подписано
Соглашение между управлением культуры
Гродненского облисполкома и отделом
культуры, спорта и туризма воеводской
управы в Белостоке о культурном сотрудничестве
на 1996—1998 гг. В июне 1999 г. по итогам визита
в Брест руководителя воеводского сейма
Люблинского воеводства была создана
рабочая группа по подготовке Соглашения
о сотрудничестве между Брестской областью
и Люблинским воеводством. Во второй половине
90-х гг. подписаны соглашения о сотрудничестве
между Минской и Русенской областями,
между Могилевом и Габровом, другими регионами
Беларуси и Болгарии. Расширившиеся возможности
административно-
Провозглашение независимости Беларуси открыло новый этап в развитии партнерских связей городов республики. Городские власти получили право самостоятельно принимать решения об установлении и прекращении партнерских связей. Для координации расширяющихся связей в 1993 г. по инициативе Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами была создана Белорусская ассоциация породненных городов (БАПГ), в 1996 г. получившая юридический статус. Наиболее активные контакты осуществлялись с Германией. Были проведены три конференции городов-партнеров Беларуси и Германии (1994, 1998, 1999).
Количество городов республики, имеющих партнеров за рубежом, продолжает постоянно увеличиваться. Так, в 1998 г. уже 27 городов осуществляли постоянные связи с 93 городами 24 стран мира, в том числе Минск имел 10 зарубежных партнеров, Брест и Речица — 7, Гомель — 6. В настоящее время руководители практически всех городов и районных центров Беларуси стремятся к установлению и расширению партнерских связей. В правление БАПГ в 1998 г. поступило около 460 заявок от белорусских городов на породнение с городами 22 стран мира. Предпочтения в выборе потенциальных зарубежных партнеров распределились следующим образом: 34 — Россия, 24 — Болгария, 21 — Украина, 12 — Германия, 10 — Польша, 8 — Италия, 6 — Чехия и др. [8].
Характерной чертой международных культурных связей Беларуси на современном этапе стало расширение участия в них неправительственных организаций. Активно действуют на международной арене как традиционные организации, имеющие многолетнюю историю (Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БЕЛОД), Белорусский комитет защиты мира (БКЗМ), творческие союзы республики), так и созданные в последние годы новые общественные формирования (Объединение белорусов мира "Бацькаўшчына", Международная ассоциация белорусистов, другие организации, фонды, исследовательские центры).
Наиболее влиятельным среди общественных организаций остается БЕЛОД, в составе которого действует более тридцати национальных обществ дружбы с отдельными странами. Общество обладает широкими зарубежными связями, высококвалифицированным аппаратом, многочисленным активом. Немаловажную роль играет и тот факт, что БЕЛОД сумело сохранить за собой расположенный в центре белорусской столицы Дом дружбы, являющийся одним из наиболее удобных помещений для проведения небольших по количеству участников культурных акций.
Новым явлением в культурном пространстве Беларуси стала активная деятельность представительств международных структур, зарубежных государственных и неправительственных организаций и фондов. Главной целью культурно-информационной деятельности зарубежных учреждений в республике является формирование позитивного представления о своих странах, о культуре проживающих в них народов. Эти структуры, как правило, имеют продуманную программу действий, обеспеченную относительно стабильным финансированием. Сотрудники зарубежных и международных представительств хорошо ориентируются в культурной жизни Беларуси, проявляют большое внимание к талантам и новым явлениям в литературе и искусстве.
Активную работу в культурном пространстве Беларуси проводят общественные и государственные структуры Германии. Одной из наиболее влиятельных организаций этой страны является Институт Гёте. В настоящее время 127 представительств Института в 76 странах занимаются популяризацией немецкого языка и реализацией многочисленных проектов в сфере культуры и образования [9]. Представительство Института Гёте начало свою работу в Минске летом 1993 г. с приездом в Минск его директора В. Багальянц, хотя официальное открытие Института состоялось только в ноябре 1996 г. К своей деятельности эта немецкая структура широко привлекает граждан республики, представителей белорусской литературы и искусства. Поэтесса О. Ипатова отметила: "Институт имени Гёте стал неотъемлемой частью нашей жизни за последние годы" [10]. Представительство Института Гёте обладает хорошей информационно-технической базой, позволяющей белорусским гражданам получить разнообразные сведения о Германии, вплоть до расписания железнодорожного и воздушного транспорта. К услугам посетителей библиотеки Института в 2000 г. предлагалось около 6000 книг по различной тематике, 460 видеозаписей (художественные фильмы, спектакли, документальные фильмы и т. д.), большое количество компакт-дисков, аудиозаписей, других материалов.
В сентябре 1994 г. в белорусской столице начал работу Минский международный образовательно-культурный центр, являющийся совместным германо-белорусским проектом. Центр стал инициатором многих программ и проектов, в том числе в культурной сфере. С начала работы этого учреждения в его мероприятиях приняло участие более 40 тыс. белорусских и зарубежных граждан [11].
Большую культурную работу в республике проводило посольство Франции. Осенью 1996 г. по инициативе французского посольства в библиотеке им. Пушкина в Минске был открыт франко-белорусский культурный центр. Успехом у жителей Беларуси пользуются регулярные ретроспективы французских фильмов. С 1992 по 2000 г. отдел культуры посольства совместно с ассоциацией "Киноклуб" осуществили более 40 кинопоказов [12]. При активном содействии французских учреждений в Беларуси была организована серия мероприятий, посвященных творчеству известного уроженца Беларуси Марка Шагала.
Проведение многочисленных культурных акций за рубежом является реализацией активной внешней культурной политики Франции. В интервью корреспонденту "Белорусской деловой газеты" (июль 1997 г.) посол этой страны в Минске К. Жолиф, оценивая франко-белорусские отношения, отметил, что лучше всего дела обстоят в культурной области и что это является очень важным, так как культурное сотрудничество — это инвестиции в будущее, позволяющие устанавливать добрые отношения, взаимопонимание и согласие между представителями разных социальных групп обоих государств [13].
Широкомасштабную культурную деятельность в Беларуси осуществляют Информационный центр США, представительства Польского института, Британского Совета, посольства и зарубежные представительства других стран, аккредитованные в Беларуси.
Количество культурных мероприятий, проводимых зарубежными представительствами в Беларуси, внимание к ним со стороны белорусской общественности свидетельствуют о том, что в организационном, финансовом плане инициатива в осуществлении культурных контактов все больше переходит к зарубежным партнерам.
Активное участие в международных обменах принимают представители белорусской литературы и искусства. Многие белорусские писатели и драматурги нашли почитателей за рубежом. Интересом в мире по-прежнему пользуется творчество В. Быкова. В 90-е гг. его произведения, хотя и в меньшем объеме, чем в предыдущие десятилетия, публиковались в Германии, Болгарии, других странах. Признание во многих странах получила документальная проза С. Алексиевич. Ее произведения "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Последние свидетели", "Зачарованные смертью", "Чернобыльская молитва" отвечали настроениям и переживаниям многих иностранных читателей. Подтверждением мировой известности С. Алексиевич является присуждение ей российской премии "Триумф", премии им. А. Синявского "За благородство в литературе", шведской премии им. К. Тухольского "За мужество и моральное достоинство в литературе", немецкой премии "За лучшую политическую книгу", литературной немецкой премии "За европейское взаимопонимание". Премию "За европейское взаимопонимание" белорусской писательнице в марте 1998 г. во время проведения Лейпцигской книжной ярмарки вручил президент ФРГ Р. Херцог. Как отметил журнал Deutschland, С. Алексиевич "показывает жизнь в условиях советской и постсоветской действительности и пробует разобраться в мыслях и душевном состоянии человека после распада СССР" [14]. В 1999 г. она стала лауреатом премии во Франции. В феврале 1999 г. книга С. Алексиевич "Чернобыльская молитва", изданная в этой стране в конце 1998 г., оказалась в списке бестселлеров, заняв по продаже десятое место в общенациональном масштабе. Во время прямого репортажа телевизионный критик М. Полак, рассказывая о книге белорусской писательницы, в буквальном смысле не сдержал слез. В печати появились десятки откликов на творчество С. Алексиевич [15].
Важным событием белорусской культуры стал выход в 1995 г. в Германии поэтического сборника А. Рязанова "Знаки вертикального времени" [16]. Перевод осуществила поэтесса Э. Эрб. Книгу подготовил к печати и написал соответствующие комментарии Н. Рандау. В том же году в Германии под названием "Беларусь. Язык, который выстоял" вышел альманах "OSTARA 4" [17]. В него вошли произведения поэзии и прозы В. Быкова, А. Кудравца, В. Орлова, А. Глобуса, Н. Арсеньевой, А. Рязанова, Н. Матяш и др. Имеются и другие примеры издания произведений белорусских авторов за рубежом.