Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:47, реферат
В культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией, «руководством к действию».
1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ.
3. ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
4. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ
5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Различение системы идеологии и идеологии как системы идей имеет принципиальное значение в плане понимания специфики идеологии как явления. К примеру, система идеология может утверждать посредством содержания своих идей цели мирного характера (мир, дружба, сотрудничество) и быть в то же время в целом воинственной, непримиримой к другим идеям и их носителям ("отсутствие идеологии - тоже идеология", "идеология деидеологизации", и другие примеры).
Системе идеологии присущи специфические функции. В самом общем виде можно сформулировать две основные, первичные функции системы:
- Отображательная функция (отражает познавательный аспект идеологии);
- Регулятивная функция (отражает деятельностный аспект идеологии).
Система идеологии выступает в двух основных ролевых качествах - она обеспечивает процесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.
В работе Волкогоновой О. Д. сформулированы пять функций системы идеологии:
Интегративная - объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.
Аксиологическая - производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.
Познавательная - дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеология интерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.
Мобилизующая - посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям (или бездействию).
Прогностическая - идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, - он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическом уровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.
Система идеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия. Теория идеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знания затрагивает целый ряд научных дисциплин: социология, философия, психология, политология. В самом общем определении, идеологический процесс охватывает и представляет собой деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации идеологии (идеологических представлений, идей и ценностей). В советской литературе идеологический процесс рассматривается главным образом как процесс возникновения, развития идеологии и процесс пропаганды, внедрения идей в сознание масс, как процесс "формирования и развития социалистического сознания трудящихся". В более широком выражении идеологический процесс как определенная область жизни общества охватывает сферу производства социально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий, их воспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение, в том числе через систему средств идеологического воздействия. Суть идеологического процесса, - воспроизводство и реализация идеологии. Калинин А. Е. характеризует различные типы идеологического процесса:
По характеру деятельности (практический и теоретический);
По направленности распространения (идеологизация, деидеологизация, реидеологизация);
По содержанию отношений (идейный диалог, взаимообмен идеями, борьба идей и идеологий);
По генезису возникновения идеологий (интеграция существующих идеологий, заимствование или эвристическое происхождение идеологий);
По характеру взаимодействия идеологии и массового сознания (тотальная идеологизация или частный характер идеологического воздействия).
Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе (организации) является, прежде всего, семиотической (знаковой) системой. Она отражает (выражает) внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия (знаки, идеи, ценности и т.д.) в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно-аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней (ее идеям, ценностям, нормам) со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений (образов, символов, знаков), который означает, что у личности установилось определенное (заданное) отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности. Система идеологии может в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определенная форма, посредством которой выражают себя внутренние (скрытые) отношения сложной системы общества (организации). При этом идеология скрывает их фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М. А., идеология как видимая форма действительных отношений "играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы". Идеология как "превращенная форма" действительности выполняет функцию "вытеснения, замещения и восполнения предметов в системе". Таким образом, мы можем видеть, что в зарубежной и отечественной теории существует множество подходов и взглядов на определение идеологии как понятия и явления - от взаимодополняющих до взаимоисключающих. Во многом это обусловлено тем, что, в силу своих качеств и специфических особенностей, идеология может рассматриваться с различных позиций, разными методами и под углом достижения различных целей и решений исследовательских задач. Общим фоном для современных исследований по идеологии является признание того факта, что дать исчерпывающее универсальное определение этому понятию и явлению принципиально невозможно.
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ.
Нации как государственно организованные сообщества людей выступают как один из основных субъектов политических отношений. Следовательно, они также являются носителями определённых философских, экономических, политических, правовых, этических и религиозных идей, в которых они осознают себя как целостность, своё положение в окружающем мире, свои интересы, как единого целого, и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. В числе таких представлений каждый народ вырабатывает определённую сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.
Доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл исторического сознания, называют национальной идеей. Содержанием национальной идеи являются ответы на вопросы, касающиеся смысла жизни: историческая судьба народа, его история, место в мире, цель существования, историческая культурная миссия, отношения с соседями и т.д.
Нациями не рождаются, а становятся. Свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл бытия. С одной стороны, она есть самосознание, самоидентификация нации, а с другой – её послание миру о своём бытии, о своих интересах и ценностях как уникальной исторической общности людей. Национальная идея вырастает естественным образом из совокупности национальных черт и ценностей определённого народа.
Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретно-исторических условиях, развивается и формируется вместе с восстановлением и развитием самой нации. В различных исторических условиях, от эпохи к эпохе национальная идеология может видоизменяться, менять своё содержание и форму. Но при этом в содержании национальной идеологии сохраняется её генетическая основа, т.е. базовые идеи, постулаты и ценности, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью.
Поскольку выразителем и основным инструментом реализации интересов любого народа является его государство, то образующую национальную идеологию, совокупность идей, представлений, убеждений, устремлений можно назвать также государственной идеологией или идеологией данного государства. Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и государственной политики. Государство как форма самоорганизации в единое целое определённого сообщества людей с момента своего конституирования становится носителем идеологии данного народа, или носителем национальной идеологии. Поэтому государственная идеология может быть только национальной идеологией. А если совокупность идей противоречит коренным интересам данной нации, она не может являться национальной и, соответственно, государственной идеологией.
Используется также и понятие «национально - государственная идеология». Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, позволяющей объединить народ или народы во имя будущего, во имя цели. Без идеологии государство не состоятельно. Разрушение идеологии приводит к разрушению самого государства. Примером является печальный опыт СССР. Идея идеологизации, которая внедрялась в общественное сознание средствами массовой информации в условиях перестройки, привела к разрушению самого государства.
Хорошо сформулированная государственная идеология способствует эффективному развитию государства. Сенека сравнивал государство с кораблём: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра». Отсутствие государственной идеологии, которая консолидирует и сплачивает народ, отрицательно сказывается на развитии различных сфер жизни и общественной психики.
Не следует отказываться от понятия «государственная идеология» на том основании, что это понятие может быть связано с идеологией правящего правительства. Во многих демократических странах одна партия сменяет другую, но, ни одна из них не покушается на фундаментальные ценности, разделяемые данным обществом. Та сила, которая совершит покушение на это, неизбежно утратит статус национальной и уйдёт с политической арены.
Государственная идеология – сложное образование. В качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.
Культурно - историческая составляющая государственной идеологии – это совокупность устоявшихся идей и представлений о происхождении и формировании данного народа, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытной общности, нации, а также представления о месте и роли народа в мировом историческом процессе, становлении его этнических и национально-культурных особенностей в контексте развития мировой цивилизации в целом.
Политическая составляющая государственной идеологии – это комплекс идей и представлений данного народа об условиях становления и особенностях институтов государственной власти, о сущности политической системы страны, о путях её дальнейшего развития. Сюда входят представления о характере социально-политического строя страны, целях и путях модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, общественных формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизни народа, а также совокупность идей о месте и роли народа в мировом политическом процессе.
Экономическая составляющая государственной идеологии – это весь комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Это представления народа об особенностях организации экономической жизни страны, его отношении к различным видам собственности, формам хозяйствования, распределению национального богатства и т.д. Это идеи и представления о месте и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.
Социогуманитарная составляющая государственной идеологии – это комплекс, осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека. Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования. Каждое государство имеет свои подходы в регулировании семейных отношений, нравственных норм и т.д.
Государственная идеология имеет несколько уровней: высший, средний и низший.
Высший уровень государственной идеологии составляют литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие концептуальный системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, имеющие научный характер.
Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это Конституция страны как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.
Низший уровень государственной идеологии – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии – политическая символик, книги, статьи, лекции, художественная литература, аудио- и видеопродукция, произведения искусства, вузовские лекции, школьные уроки и т.д. Распространение идеологии связано с проблемой сохранения её подлинного содержания, ибо в процессе усвоения может теряться её подлинный смысл.
На массовом уровне неизбежно упрощение идеологии, однако это не является препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных слоёв населения. Политические символы широко используются в пропаганде национально-государственной идеологии. Назначение символов состоит в том, чтобы, отражая в сознание реальность, обеспечивать связь между этой реальностью и воспринимающим субъектом. Политическая символика закрепляет и пропагандирует существенные аспекты национально-государственной жизни. К государственным символам обычно относят флаг, герб и гимн государства (в Республике Беларусь это – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн).