Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:47, реферат
В культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией, «руководством к действию».
1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ.
3. ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
4. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ
5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
К атрибутам государственности могут относиться явления знакового характера, указывающие на существенные аспекты жизнедеятельности государства, народа. К ним относятся исторические даты, политические ритуалы, архитектурные сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места, государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели.
Политическими символами могут являться понятия, которые выражают национально - государственную идеологию: идеал, девиз, проект, лозунг; призыв, афиша, пароль, плакат, программа, решение, постановление, указ, приказ, закон, конституция, парламентёр. Все они имеют широкую практику употребления в политической жизни.
Как осуществляется механизм государственной идеологии? Производством политических идей занимаются не только отдельные лица, но и организации и учреждения. Итак, совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и её распространением представляет механизм государственной идеологии.
Существуют два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности. В СССР и других странах бывшего социалистического лагеря существовал централизованный аппарат, сеть специализированных идеологических центров. Но поскольку всё это происходило под давлением сверху и жёстко навязывалось, этот механизм встречал сопротивление со стороны значительной части населения.
Механизм государственной идеологии в западных странах формировался как составной элемент процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Распространением политических идей занимались там кроме органов власти университеты, исследовательские центры, общественные фонды, партии, движения, газеты, журналы, издательства и т.д. В качестве идеологов обычно выступают советники в органах власти, сотрудники секретных служб, писатели, журналисты, политики, политологи, философы, историки, социологи и т.д. Эти люди образуют связную идеологическую среду, – как отмечает А. Зиновьев. – Они делают отбор, систематизацию идей и учений, издают и переиздают сочинения определённых авторов, готовят справочники, учебники. Действуют весьма согласованно, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, становиться известными (см. Зиновьева А.А. «На пути к сверхобществу. М., 2000»).
Российский академик Н.Н. Моисеев подчёркивает возрастающую ответственность интеллигенции за судьбы общества: «И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьёзное влияние на судьбу страны и помогло сформулировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определённого видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными». [Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально - гуманитарные знания, 1999, №4, с.173 – 174]
В литературе высказывается мысль о том, что производством идей, их обновлением должны заниматься сотрудники аппарата власти, научно-исследовательские центры, преподаватели вузов, работники средств массовой информации, учреждений культуры. Становление гражданского общества невозможно без согласования индивидуальных, групповых и общих интересов, их баланса. Государственная идеология должна быть концентрированным выражением мнений большинства членов сообщества на основе плюрализма мировоззрений, а правительство должно заботиться о реализации коренных интересов нации в целом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Научное представление об идеологии сформировалось не сразу, а постепенно, начиная с идеологических систем и религиозных учений в процессе освоения людьми социальной действительности и развития самого общества, научных представлений о нем.
2. Идеология может играть в обществе различные роли, присущие ей определенные внутренние закономерности. Политическая идеология как форма общественного сознания выполняет важнейшие функции в развитии общества.
3. Национальная идеология в конкретных исторических условиях может становиться доктриной государственной власти и государственной политики.
3. ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.
Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых идеологий:
– либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;
– консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;
– социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.
Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства»[1]. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.
Локальные идеологии «появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общественного блага ее народа»[2].
После приобретения независимости Республика Беларусь провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых во многом способствовал либерализм. Основанная на принципе свободы человека либеральная идеология сыграла огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии, способствовала утверждению прав человека в качестве высшей ценности.
Исходным тезисом либерализма является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав личности, среди которых важнейшими признаются право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашает народ основным источником власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т.д.
Условиями самореализации индивида выступают развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме, и правовое государство, основанное на принципе верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.
В духовной сфере либерализм склоняется к терпимости и компромиссу. Идеал либерализма – общество равных возможностей, в котором каждый человек, обладающий достаточным трудолюбием и умением, может добиться жизненного успеха и благополучия.
Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерватизм выступает за сохранение положительных элементов прежней политической системы, т.е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию.
Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные и национальные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое, «мы», которое сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, школе, трудовом коллективе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне является естественным источником стабильности, сохранения традиций и формирования патриотизма.
Основными идеалами социалистической идеологии являются социальное равенство, социальная справедливость, коллективизм и общественная собственность.
Социальное равенство – равное положение людей в обществе, которое обеспечивается обладанием одинаковыми правами, равным, отвечающим принципам справедливости подходом к определению соответствия между реальной ролью отдельной личности или социальной группы в общественной жизни и их социальным статусом, в т.ч. между правами и обязанностями, трудом и его вознаграждением, заслугами и общественным признанием.
Социализм рассматривает социальное равенство в качестве высшего блага для личности и общества в целом и выступает за приоритет общественной собственности, которая создает необходимые условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира.
Социализм исходит из того, что на смену индивидуализму приходит свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенств людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.
Опираясь на вышеперечисленные постулаты современных идеологических концепций, идеология белорусского государства должна включать:
– национально-государственную идею – мировоззренческую основу идеологии;
– концепцию основ идеологии белорусского государства – систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь;
– программы по реализации концепции основ идеологии белорусского государства на уровне отраслей, ведомств и регионов, определяющие цель, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы реализации;
– пропаганду – распространение основ идеологии белорусского государства с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы белорусского народа.
4. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕЯ
Определяя идеологические приоритеты белорусского государства, необходимо учитывать как опыт прошлых веков, так и ориентироваться на то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом следует четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию.
Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей и выстраиваться «на своем, родном фундаменте».
Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной. Национальная идея – это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Иными словами, это «идея нации-государства»[3].
Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими»[4]. Она должна носить созидательный характер и способствовать раскрытию внутреннего потенциала народа.
Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.
Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.
Независимость
Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусского народа.
Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики.
Сегодня очевидно, что в эпоху глобализации именно независимость позволит белорусскому народу сохранить свою национальную идентичность и, тем самым, отстоять право на свой путь развития. Поэтому независимость имеет первостепенное значение для становления нашего молодого государства.