Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:51, контрольная работа
Политология как относительно самостоятельная отрасль обществоведения сложилась в конце XIX – начале ХХ вв. Наиболее видными ее представителями были итальянские ученые Вильфредо Парето (1848-1923), Роберт Михельс (1876-1936), Гаэтано Моска (1858-1941), а также Макс Вебер (1862-1920) – немецкий социолог, историк и философ.
Политическая мысль на рубеже XIX – XX веков………………2-4
Современная зарубежная политология: основные направления развития……………………………………………………………5-12
Развитие политических идей в Республике Беларусь на современном этапе………………………………………………………………...13-15
Список использованной литературы…………………………….16
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Cодержание:
Список использованной литературы…………………………….16
Политология как относительно
самостоятельная отрасль
В. Парето и Г. Моска внесли большой вклад в разработку теории элиты. В их работах были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации. Вариантом элитистской теории являлась концепция “олигархии”, разработанная Р. Михельсом. Он же провел серьезные исследования по проблемам политических партий.
М. Вебер считается основоположником “понимающей социологии” и теории социального действия. В его социологическом учении важное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом политической власти. Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом. Противовесы бюрократизации он усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой – в харизме политических лидеров.
С начала ХХ века политическая наука довольно активно начала развиваться в США. На становление американской политической науки заметное влияние оказали три человека: Чарльз Мерриам (1874-1953 гг.), он считается основателем американской политической науки и отцом бихевиористского направления в политологии, Гарольд Лассуэлл (1902-1979 гг.), преемник идей Ч. Мерриама и Ганс Моргентау (1904-1980 гг.), глава школы прагматизма и политического реализма.
Следует отметить ряд особенностей изучения проблем политики до 40-х годов. Во-первых, число центров по изучению политики значительно возросло; во-вторых, объектом изучения становится не только жесткое управление, но и политика на национальном уровне (деятельность конгресса и федерального правительства, например, в США); в-третьих, в исследованиях широко применялись материалы, полученные путем сбора и обработки эмпирических данных. В целом же на этом этапе политическая теория ограничивалась: а) исследованием влияния философии морали на политические институты; б) изучением истории и анализом концепций различных политических мыслителей прошлого.
В то же время в 30-х
годах появляются теоретические
работы, положившие начало так называемому
эмпирическому направлению
Таким образом в изучении политики в 30-е годы наметилась интеграция социологии, социальной психологии и политической науки, что в послевоенное десятилетие привело к созданию политической социологии. Необходимо отметить и тот факт, что в конце 30-х – середине 40-х годов в рамках общей социологии и политической науки эмпирические исследования стали доминирующими. Это объясняется как широким привлечением социологов к решению практических задач, так и воздействием американского неопозитивизма и прагматизма.
Социологи и политологи стали совместно изучать: 1) проблемы, связанные с обработкой общественного мнения масс в духе холодной войны; 2) методы ведения пропаганды и контрпропаганды; 3) вопросы лидерства в малых группах и т.д. На этом этапе развития политической науки и политических исследованиях зарождается новое направление известное под названием “бихевиоризм”. В переводе с английского языка это слово означает “поведение”.
Корни политического бихевиоризма ведут в начало нашего столетия, к работам М. Вебера и Г. Уоллеса. Тем не менее феноменальный скачок в его развитии произошел в середине 40-х гг., в основном благодаря трудам американских политологов. Это связано, прежде всего с особой предрасположенностью американской культуры к прагматизму, поклонению фактам, науке и т.д. Кроме того сказался и наплыв значительного числа европейских ученых в США, а также организационные меры, принятые правительством по расширению и углублению исследований в области политического поведения. Имело место и влияние таких уникальных американских институтов как фонды Карнеги, Рокфеллера, Форда, благодаря огромной финансовой помощи которых значительно активизировалась работа ученых-исследователей.
Согласно Д. Истону сущность принципов, на которых строилось бихевиоральное течение в политологии сводится к следующему: 1. Закономерность. В политическом поведении обнаруживаются элементы единообразия. Они могут быть выражены в выводах или теориях, имеющих интерпретационную или прогностическую ценность. 2. Верификация, т.е. проверяемость исследований. 3. Применение надежных методов. 4. Квантификация, т.е. точность в регистрации данных и формулировке выводов, на основе системы критериев и количественных оценок, но только там, где они возможны и целесообразны. 5. Ценности. Этическая оценка и эмпирическое толкование – две разные вещи и должны быть аналитически дифференцированы. Однако изучающему политическое поведение не возбраняется сочетать два аспекта, не подменяя при этом одно другим. 6. Исследование должно быть системным. 7. Признание междисциплинарной зависимости.
Первый труд бихевиористского
толка под названием “
Интеллектуальным крестным отцом бихевиорального подхода считается Ч.Г. Мерриам. Его работа “Новый аспект политики” (1925 г.) явилась мощной пропагандой идеи о большой значимости психологических параметров политического процесса. В 1928 г. Стюарт Ройс опубликовал книгу “Количественные методы в политической науке”.
В Великобритании развитие нового подхода обнаруживается в работах Г.Е. Котлина “Наука и методология политики” (1927 г.), “Исследование о принципах политики” (1930 г.), в которых автор доказывал, что властные отношения составляют ядро политологии.
Дальнейшая разработка бихевиорального подхода легла на плечи Гарольда Лассуэлла. Такие его работы как “Власть и общество”, “Психопатология и политика”, “Язык политики” и другие имеют первостепенную важность для понимания теории политики [1, с. 237-240].
Бурное общественное развитие, происходящее в современном мире, ведет к расширению исследований западных политологов, использованию ими различных методологических принципов и методических приемов.
Основными проблемами, рассматриваемыми современной западной политологией, являются:
• механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений;
• поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной кампании;
• процесс формирования политических установок и общественного мнения;
• механизм формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций;
• деятельность государства и проблема бюрократии;
• сущность, функции и формирование политической культуры и др.
Каждая из перечисленных проблем решается разными политологами далеко не одинаково и зависит от времени, в которое они работают, а также от исходных методологических принципов, которых они придерживаются. Это ведет к существованию различных школ и направлений в современной западной политологии. Значительное влияние на проблематику исследований и разрабатываемые концепции оказывает принадлежность политологов к традициям и культуре страны их проживания. С учетом этого попытаемся кратко охарактеризовать основные направления развития современной политической мысли в различных странах.
Начиная с ХХ в. политология как наука получает значительное развитие в США. В этот период американские политологи постепенно переходят от сравнительно-исторического описания политических процессов к их изучению во взаимосвязи с социальными процессами.
Особое внимание они
уделяют влиянию
Цель бихевиоризма в политической науке состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Являясь субъектом политического процесса, человек изначально наделен определенными чертами, вытер дающими из его универсальной природы. Эта человеческая природа в конечном счете определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.
Политическая реальность – часть естественной, при родной реальности, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, обусловленных неизменно природой индивида. Задача политической теории поэтому заключается в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей. Особое значение при этом имеют опора на данные, полученные в ходе выборочных лирических исследований, их строгая систематизация и математическая обработка, точное формулирование гипотез.
По мнению сторонников бихевиоризма, в результат изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивы как отдельных людей, так и целых групп.
Следует отметить, что внутри рассматриваемого направления детальную разработку получил бихевиоральный метод как определенный способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.
Использование этого метода привело к возникновению различных конкретных теорий в русле бихевиористского направления.
В отличие от концепций, основанных на методологии бихевиоризма, в начале 60-х гг. в американской политологии была сформулирована концепция "политической культуры", которая в дальнейшем получила широкое распространение и в западноевропейской политологии. Ее создателями явились Г. Алмонд и С.Верба. Их книга "Культура гражданина. Политические отношения и демократия странах" стала важным этапом в развитии американской политологии. В основе их взглядов лежит представление о том, что традиционный подход к политике, выражающийся в терминах "политическая система", политическая идеология, "исследование государственно-правовых институтов" и т.д., не в состоянии определить, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в различных странах или почему те и иные институты, дееспособные в одних странах, совершенно неприемлемы в других. Концепция "политической культ туры" была выдвинута как попытка соединить формальные и неформальные компоненты политических систем с национальной психологией.
На основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике, Г. Алмонд и С. Верба разработали типологию политических культур. Они выделили три чистых типа культуры (патриархальная, подданническая и активистская), а из их сочетания вывели еще три смешанных типа.
Большинство приверженцев концепции "политической культуры" сходятся в признании существования в каждой общественно-политической системе и каждой стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение, придавая ему то или иное содержание и направление.
Концепция "политической культуры"
была выдвинута в связи с