Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:42, контрольная работа
Политический Актор - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе.
Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов государственной власти. Таким образом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу.
Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов государственной власти. Таким образом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу.
Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности.
Основными акторами политического процесса в России являются:
- политическая система, определенная в Конституции, как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
- политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.).
Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни. Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство.
Гражданское общество - совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.
Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
- организованные группы людей (общественные объединения физических лиц, ассоциации юридических лиц), неорганизованные группы людей, индивиды.
Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.
Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации – от случайной группы, образованной на митинге до высоко организованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.
Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) – 166, по два представителя от законодательного и исполнительного органов власти от каждого субъекта РФ, которых насчитывается 83 шт. (с 1 марта 2008 года, после объединения регионов).
Нет, лишить депутата полномочий может лишь суд, ФЗ №3-ФЗ от 08.05.1994.
Министерство юстиции РФ подготовило поправки в закон "О статусе депутата Госдумы", которые оставят парламенту право лишить депутата полномочий без решения суда. Однако поправки закрепляют право депутатов обжаловать решение Госдумы в Верховном суде РФ.
Напомним, данные поправки Минюст РФ
разработал по рекомендации Конституционного
суда РФ, которые он дал после того,
как вынес решение по делу о лишении депутатских
полномочий Геннадия Гудкова. Тогда суд
постановил как раз отдельно прописать
в законе возможность обжалования решения
Госдумы в Верховном суде, а также указал
на то, что у депутатов должно быть право
жаловаться на "бездействие" Госдумы.
(http://www.zaks.ru/new/
Индемнитет (от лат. Indemnitas - безущербный; англ. Indemnity; нем. Indemnitat) -
- в ряде стран свобода выступлений и голосования в парламенте, в силу которой не допускается привлечение депутата к ответственности за его парламентскую деятельность;
- предусмотренное национальным законодательством вознаграждение депутатов за их деятельность в парламенте, включающее заработную плату, компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи и др.;
- возмещение ущерба, компенсация (обычно в международном праве).
Согласно ст. 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Комментарий к ст. 106: Перечень законов, содержащийся в комментируемой статье, относительно невелик, но он охватывает вопросы чрезвычайной важности: бюджетно-финансовые, международных договоров и группу вопросов, связанных с безопасностью государства. Государственная Дума не может принимать такие законы без рассмотрения их в Совете Федерации. Однако если последний не одобрит такой закон, его отказ может быть преодолен 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обязательность рассмотрения в Совете Федерации не означает обязательности одобрения им закона.
Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
В соответствии с законом, к основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:
- рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
- изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
- выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
- осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Военные суды, одновременно с судами общей юрисдикции, входят в Верховный Суд Российской Федерации, который наряду с Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом, составляет единую судебную систему.
Третейский суд не относится к федеральным (государственным) судам, а является частным (народным, негосударственным) судом.
Третейский суд — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения).
В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
Согласно закону Российской Федерации
от 26.06.1992 N 3132-1
"О статусе судей в Российской Федерации", судья Российской Федерации — это
лицо, наделенное в конституционном порядке
полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои
обязанности на профессиональной основе.
Совокупность государственных служащих, занимаемыми должность судей называется судейским корпусом. Он охватывает всех судей, начиная от Председателей федеральных судов РФ до мировых судей. Круг этот очень широк и разнообразен. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
Определен порядок наделения полномочий в соответствии со ст. 6 ФЗ «О статусе судей»:
2. Судьи федеральных арбитражных
судов округов и
3. Судьи других федеральных
5. Президент Российской
6. Назначение кандидатов на
Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд. (абзац введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)
7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи. (п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)
8. Не позднее чем за шесть
месяцев до достижения судьей
федерального суда предельного
возраста пребывания в