Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, курс лекций
На основе эмпирического подхода демократия рассматривается не с позиции должного, а с точки зрения реально cyществующих демократических систем. При анализе эмпирических моделей демократии учитываются идеальные демократические цели и ценностные ориентации людей, приводящие в движение весь механизм реально существующих демократий. В этом проявляется взаимосвязь нормативного и эмпирического подходов.
Идеологии современного политического мира зародились в ходе буржуазно-демократических преобразований (эволюционных и революционных) в странах Европы и Америки (ХVI–XIX вв.). Основные разновидности этих идеологий: консерватизм, реформизм, революционные, экстремистские течения. Особое место занимают в идеологическом спектре религиозно- политические течения и национализм (их элементы могут присутствовать и в только что названных направлениях политической мысли).
Консерватизм в период его становления представлял собой систему мироощущения и политических взглядов просвещенной аристократии, выступавшей против вульгарного понимания "свободы, равенства и братства" в эпоху великих буржуазных революций XVII–ХVIII вв. В современном мире существуют влиятельные консервативные партии, одна из самых авторитетных – в Великобритании; ее официальное название – Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций.
Консерваторы:
Консерваторы в этическом
смысле более индивидуалисты, чем
коллективисты. Они – решительные
противники подавления личности коллективом,
большинством; выступают за разумное
сочетание равенства
К реформистским идеологиям относятся либерализм и социал-демократия. Реформистам в большей мере, чем консерваторам, свойственно стремление учитывать изменения в жизни общества и постепенно менять социальный строй посредством реформ. Идеологи-реформисты с большим доверием, чем консерваторы, относятся к безграничным в перспективе возможностям научно- технического прогресса, не отвергая, конечно, нравственные ценности, плодотворные традиции, без которых немыслимо цивилизованное общество.
Либералы – это буржуазные реформаторы. Они проводят политику реформ с точки зрения и в интересах, в первую очередь, предпринимателей, работодателей. Либеральная идеология возникла в ХVII–ХVIII вв. на основе концепции естественных, неотъемлемых прав человека. Либералы отстаивали широкую, почти неограниченную свободу предпринимательства (их лозунг в XIX в. гласил: "пусть делают, что хотят"). Они многое сделали в борьбе с феодализмом, разработали идеологические основания первоначального капиталистического накопления и капитализма времен промышленного переворота; в XX веке произошло становление идеологии неолиберализма – "нового либерализма". Яркий ее пример – "новый курс" президента США Ф.Д. Рузвельта в 30-е гг. Неолибералы стали признавать возможность и даже необходимость государственного вмешательства в экономику. В XIX же в. либералы рассматривали государство лишь как стража законных интересов. Неолиберальная идеология не направлена в сторону коренного изменения отношений собственности. Как и консерваторы, либералы признают священную и неприкосновенную частную собственность, причем обосновывают право государства активно помогать выживанию всего сильного, плодотворного в экономике, устанавливать "правила игры", осуществлять программирование экономического развития.
Социал-демократы –
реформистское течение в
Социал-демократы полагают исторической закономерностью постепенное перерастание буржуазного общества в так называемый демократический социализм. Точного определения этого понятия нет. Его не воспринимают как догму, как точную схему, по которой надо переустраивать общество. Многие социал-демократы не отрицают коммунистическую перспективу человечества. Путь к этой очень далекой перспективе, по их мнению, лежит не через социальные катаклизмы, а через постепенное внедрение принципов справедливости, общественной собственности в различных ее формах, постепенное расширение прав и возможностей народа в политическом управлении. Социал-демократ ХIХ в. Э. Бернштейн утверждал, что цель – ничто, а движение к ней – все. Бернштейн имел в виду сложную диалектику идеала и жизни.
Социал-демократы – сторонники справедливого перераспределения плодов рыночной экономики в пользу нуждающихся, недостаточно хорошо обеспеченных граждан. В этом состоят сила и слабость социал-демократии. Последняя старается "не давать в обиду" тех, кто действительно нуждается в воспомоществовании. С другой стороны, стремление распределять и перераспределять способно поощрить неэффективные, неплодотворные элементы в экономике. Проще говоря, люди, не умеющие и не желающие учиться квалифицированно работать, подчас используют благородный лозунг социальной справедливости в иждивенческих интересах.
Социал-демократические
партии влиятельны во многих странах.
Существует некая закономерность. Когда
появляется объективная необходимость
"унять" аппетиты крупного капитала,
усилить государственное регули
Революционная идеология представлена, в первую очередь, коммунистическими партиями. Революционеры стремятся к коренному и, по возможности, быстрому изменению существующего общественного строя. Коммунисты воспринимают понятие социализма с точки зрения полного преодоления частной собственности и стихийно-рыночных основ экономики. Социализм рассматривается как первая фаза коммунистического общества. Последнее понимается как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2, изд., т. 4, с. 447).
Коммунистическая идеология в современном мире претерпевает глубокие перемены. Почти все компартии отказались от идей насильственной пролетарской революции и диктатуры пролетариата, признают необходимость рыночной экономики в длительной исторической перспективе. Многие компартии осуществили самопреобразование в социалистические, леводемократические. В этом новом качестве они нередко добиваются больших успехов в политике. В Италии, например, при деятельном участии бывшей компартии (ныне Демократическая партия левых сил) было сформировано левоцентристское правительство. В Польше бывшая компартия добилась победы на президентских выборах своего кандидата А. Квасьневского. После крушения "мировой социалистической системы" коммунистическое движение переживает глубокий кризис. Тем не менее компартии остаются влиятельной силой в Японии, Франции, Испании, Португалии, Греции, Индии, России и ряде других стран.
Экстремистские идеологии провозглашают целью коренное преобразование общества и даже мира насильственными средствами. Политический экстремизм – это приверженность крайним методам, позициям, решениям, взглядам. К экстремистским направлениям в политике относятся, например фашисты и маоисты (сторонники лидера Компартии Китая Мao Цзе-дуна, 1893–1976). В первом случае речь идет об ультраправом экстремизме, во втором – об ультралевом.
Какие группы в обществе могут быть носителями экстремистских настроений, порождающих соответствующие политические идеи? 1. Социальные силы, которым "нечего терять": реакционная правящая группа, утрачивающая власть и не останавливающаяся поэтому перед крайними методами; деклассированные слои населения, которым близок и понятен лозунг "грабь награбленное", а также маргиналы. "Маргиналис" (лат.) – значит "пограничный". Речь идет о таких слоях общества, представители которых в результате неблагоприятных исторических условий утратили привычное им и стабильное место в социальной структуре. Это – люди, "выбитые" из своей "ячейки" в обществе и не нашедшие другой. 2. Социальные группы, еще не осознавшие своих подлинных социальных интересов ("класс в себе"). Можно вспомнить, какие социальные силы и почему поддержали в свое время политических экстремистов в России (1917 г.), Китае (1949 г.), Кампучии (1975 г.), на Кубе (1958–59 гг.) и т.д.
В современном мире экстремистские идеологии еще далеко не отжили свой век. Например, большую угрозу человечеству представляют исламские фанатики-фундаменталисты, в том числе "братья-мусульмане" на Ближнем Востоке, движение "Талибан" в Афганистане. Речь идет о неблагополучных регионах мира, где сохраняются массовая бедность и социальная нестабильность. Противостояние политическому экстремизму – одна из серьезных проблем глобального масштаба.
В некоторых странах получили значительный политический вес религиозные идеологии. Политические идеалы, принципы, методы получают религиозное мировоззренческое обоснование. Например, пользуется авторитетом идеология христианско-демократических партий.
Эта идеология начала зарождаться в конце XIX в. в результате переосмысления католической церковью реалий современного ей мира. В 1891 г. появился первый документ, развивающий социальное учение католицизма. Это была энциклика папы римского Льва ХIII "О новых вещах". Папа римский высказывал тревогу по поводу того, что в обществе происходит концентрация капитала, большая масса людей терпит нужду. Глава церкви констатировал, что первоначальной причиной всех бедствий является грехопадение, а страдания – удел человека в земной жизни. В борьбе против бедности люди должны действовать солидарно и как великую ценность отстаивать мир. Святейший престол призвал к созданию рабочих организаций, построенных на принципе сотрудничества классов и признающих авторитет церкви. В документе говорилось: "При всех попытках поднять благосостояние низшего народа нужно незыблемо держаться основного положения: частная собственность не должна быть нарушена".
В последующие десятилетия церковь стала признавать необходимость прогрессивных реформ, даже возможность создания государственной собственности не в ущерб частной, предлагать пути преобразований, в том числе в аграрном секторе экономики (энциклика "Мать и наставница", I961). Церковь стала активно выступать с миротворческих позиций по международным вопросам, заняла доброжелательную позицию в отношении некоторых национально- освободительных движений. Соответствующие этой церковной позиции взгляды получили развитие в христианско-демократической идеологии. Партии – носители этих взглядов – пользуются большим уважением и поддержкой во многих странах. Они стремятся облагородить политику религиозной верой.
В 1990-е гг. хриcтианско-демократическое движение, тем не менее, стало ощущать симптомы кризиса. Это явно проявилось в Италии. Почти полвека христианские демократы формировали правительства этой республики. К 1994 г. выяснилось, что почти все партии и их лидеры замешаны в коррупции, в том числе христианские демократы. Началась кампания "Чистые руки", многие итальянские политики предстали перед судом. Политическая система страны потерпела крушение. Все ведущие партии, кроме коммунистической и фашистской, были распущены. Христианская демократия потерпела в Италии серьезное поражение. После 1994 г. возникла новая расстановка политических сил.
Мы назвали лишь некоторые основные типы политической идеологии, хотя в современном мире существуют десятки различных идеологий. Некоторые из них в большой мере выражают общечеловеческие ценности. Носителям идеологий часто бывает свойственно стремление делить человечество на "своих" и "чужих", проявлять амбициозность и нетерпимое отношение к инакомыслящим. Углубление идеологических споров способно подорвать усилия человечества в решении глобальных проблем, многие из которых крайне обострились. Среда них: экология, бедность и голод, быстрое и неконтролируемое распространение оружия массового уничтожения, рост агрессивности фанатичных (так называемых фундаменталистских) политических течений.
Академик А.Д. Сахаров говорил: "Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность". (Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопроси философии, 1990, № 2, с. 7).
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.
Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:
— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— существование гражданского общества с его развитой структурой;
— реальное осуществление правового государства;
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
— легитимность государственной власти;
— “силовые” структуры
(вооруженные силы, полиция, органы
безопасности и т.п.) находятся под
демократическим контролем
— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
— во всех сферах общественной жизни господствует закон;
Информация о работе Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии