Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:52, курс лекций

Описание работы

На основе эмпирического подхода демократия рассматривается не с позиции должного, а с точки зрения реально cyществующих демократических систем. При анализе эмпирических моделей демократии учитываются идеальные демократические цели и ценностные ориентации людей, приводящие в движение весь механизм реально существующих демократий. В этом проявляется взаимосвязь нормативного и эмпирического подходов.

Файлы: 1 файл

konspect_Politologii.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

— провозглашаются и  реально обеспечиваются права и  свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих  субъектов и граждан действует  принцип “дозволено все, что не запрещено  законом”;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование  на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление  принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать  стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического  режима, отличающие его от авторитарного  и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

53. Понятие, функции  и структура политических партий

Термин “партия” в  переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.).

Политическая  партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций  в осуществлении государственной  власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем  устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Функции политических партий:

  • выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
  • активизация и интеграция определенной части людей;
  • борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
  • подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;
  • разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
  • политическое воспитание общества в целом или его части;
  • подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

54. Виды политических  партий

Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они  весьма многообразны.

Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:

1) по социальной направленности  программы и деятельности:

социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.

2) по идейным основаниям  их деятельности: доктринальные  (сориентированные прежде всего  на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую  целесообразность действий) и харизматические  (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

3) по методам выполнения  программы: революционные (стремящиеся  к радикальному качественному  преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной  жизни без структурных принципиальных  изменений);

4) по характеру политических  действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по представительству  в высших органах государственной  власти и отношению к официальной  политике: правящие и оппозиционные  (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

6) по месту в политическом  спектре: левые, центристские  и правые;

7) по стилю общения  между партийными лидерами и  рядовыми членами; демократические  и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);

9) по организационной  структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

55. Партийные системы

В настоящее время  в разных странах действует различное  количество партий, участвующих в  борьбе за политическую власть.

В зависимости от положения  политических партий в политической системе общества, взаимодействия между  ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Природа и особенности  партийной системы той или  иной страны обусловлены множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его политического  сознания и культуры, историческими  традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных  систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;

2) в зависимости от  количества партий, борющихся за  власть или влияющих на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий);

3) в зависимости от  соотношения партий с различным  политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от  устойчивости партийной структуры  и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

56. Общественно-политические  движения

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью  тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами  и программными устремлениями, а  также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

1) социальная база  движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому  же движению могут принадлежать  представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

2) общественно-политические  движения, как правило, придерживаются  только одной политической концепции  и добиваются решения одной  крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс  целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

3) общественно-политические  движения не столь долговременны,  как партии;

4) общественно-политические  движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее,  “повернуть” данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию);

5) центром политической  активности в общественно-политическом  движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

6) в общественно-политическом  движении отсутствуют формальная  внутренняя иерархия, четко выраженное  постоянное членство и соответствующие  документы (программа, устав и  пр.).

Виды общественно-политических движений:

  • социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д. (в зависимости от сферы деятельности);
  • революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические (в зависимости от целей);
  • массовые либо элитарные (в зависимости от количества участников);
  • левые, центристские и правые (в зависимости от места в политическом спектре);
  • местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т.п. (в зависимости от масштаба деятельности);
  • профессиональные, женские, молодежные (в зависимости от социального состава);
  • сознательно организуемые и стихийные (в зависимости от характера возникновения);
  • фронты, ассоциации, объединения и т.п. (в зависимости от способа организации);
  • насильственные и ненасильственные (в зависимости от методов действий) и др.

80. Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое  сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного  сознания, она возникает вместе с  появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического  сознания заключается в том, что  это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов  людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения  действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

Информация о работе Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии