Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:54, реферат
Начнем с широкого определения демократии, с общих принципов, отличающих эту систему отношений между управляющими и управляемыми. Затем рассмотрим кратко процедуры, условия и мероприятия, необходимые для ее стабильного существования. Наконец, обсудим два дополнительных принципа, обеспечивающих функционирование демократической системы, которые намеренно не отнесены к общим принципам и формальным условиям, но без которых, однако, перспективы демократии становятся весьма туманными.
Хотелось бы сразу заметить, что демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.
Введение. 3
1.1 Что есть демократия. 4
1.2 Процедуры обеспечения демократии. 7
1.3 Принципы, обеспечивающие функционирование демократической системы. 8
2.1 Современные модели демократии. 11
2.2 Суверенитет. 14
Заключение. 17
Библиографический список. 18
Оглавление
Введение. 3
1.1 Что есть демократия. 4
1.2 Процедуры обеспечения демократии. 7
1.3 Принципы,
обеспечивающие
2.1 Современные модели демократии. 11
2.2 Суверенитет. 14
Заключение. 17
Библиографический список. 18
Начнем с широкого определения демократии, с общих принципов, отличающих эту систему отношений между управляющими и управляемыми. Затем рассмотрим кратко процедуры, условия и мероприятия, необходимые для ее стабильного существования. Наконец, обсудим два дополнительных принципа, обеспечивающих функционирование демократической системы, которые намеренно не отнесены к общим принципам и формальным условиям, но без которых, однако, перспективы демократии становятся весьма туманными.
Хотелось бы сразу заметить, что демократия не сводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, от традиционной структуры государства и принятой политической практики.
Современная политическая демократия
есть система управления, при которой
власти отвечают перед гражданами за
свои действия в общественной сфере,
а граждане реализуют свои интересы
через конкуренцию и
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти - людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.
В общественной сфере действуют
коллективные нормы и коллективный
выбор, становящийся обязательным для
общества и подкреплённый силой
государства. При разных формах демократии
сфера эта может быть больше или
меньше, в зависимости от предшествовавшей
системы отношений между
Ключевой элемент демократии - полноправие
граждан. Истории известны жесткие
ограничения в правах, вводившиеся
большинством ранних (или частичных)
демократий по признакам возраста,
пола, общественного статуса, расы,
грамотности, владения собственностью,
уплаты налогов и т. д. Право избирать
и быть избранным распространялось
на небольшую часть населения. Лишь
некоторые социальные группы могли
объединяться в общественные организации.
Продолжительная борьба, доходившая
порой до гражданских или
Состязательность не всегда признавалась
сущностным элементом демократии. В
классических демократиях упор делался
на прямое участие граждан в принятии
решений, якобы обеспечивающее единство.
Собранию граждан предстояло, выслушав
различные предложения и
Расхожее определение
Другой общепризнанный показатель демократии - власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен - идет ли речь об избирательном округе, парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. В исключительных случаях (например, для внесения поправок в конституцию или исключения одного из членов) требуется квалифицированное большинство, то есть более чем 50 процентов голосов.
Однако и здесь возникает
проблема. Что, если законно избранное
большинство (особенно стабильное и
самовоспроизводящееся) регулярно
ущемляет своими решениями некое
меньшинство (например, культурную или
этническую группу)? В подобных случаях
успешно действующие демократии
обычно сочетают принцип власти большинства
с защитой прав меньшинств. Это
может реализовываться в форме
конституционных оговорок, выводящих
отдельные вопросы за пределы
компетенции большинства (Билль
о правах); в виде требований, предъявляемых
в отдельных округах к
Демократические свободы должны также
способствовать развитию коллективного
сознания граждан, пониманию ими
общих нужд и принятию решений - без
расчета на каких-то властителей. Классическая
демократия уделяла этим процессам
особое внимание, но они происходят
и теперь, хотя современные теоретики
проводят аналогию между политической
жизнью и рынком, видя смысл всех
демократических процедур в достижении
максимального успеха в конкуренции.
Носители разнообразных социальных
статусов и интересов, оставаясь
независимыми от государства, а может
быть, и от партий, не только ограничивают
произвол власти, но и формируют
то, что в современных
Прямо или опосредованно избираемые
представители выполняют в
Одновременно с этим за счет роста структур управления (происходящего в значительной мере под влиянием общественных требований) увеличилась численность и упрочилась власть государственных деятелей, принимающих важные для общества решения, но не избираемых публично. Вокруг упомянутых структур возник обширный аппарат советников, подбираемых преимущественно по профессиональному, а не по территориальному признаку. Такие организации, в отличие от политических партий, стали основными представителями гражданского общества в наиболее стабильных демократических странах. Несколько реже проявляют себя в этом качестве общественные движения.
Принципы демократии абстрактны и могут давать начало разнообразным институтам и подтипам. Однако для демократического развития необходимо соблюдение определённых процедурных норм и уважение гражданских прав. Всякое неправовое общество - общество, не ограничивающее себя подобными нормами, не соблюдающее таких процедур, - не может быть признано демократическим.
Роберт Даль назвал следующие условия, необходимые для существования современной политической демократии (или, по Далю, "полиархии"):
Перечисление
условий и процедурных норм позволяет
определить, что такое демократия.
Но оно ничего не говорит о том,
как реально функционирует
В демократическом обществе представительная власть должна хотя бы неформально постановить, что группа, победившая на выборах или добившаяся большего политического влияния, не станет использовать свое временное превосходство для того, чтобы в будущем отстранять проигравших от выборных постов и блокировать их влияние. Проигравшие же, сохраняя возможность конкурировать, будут уважать право победителей выносить обязательные решения. Граждане подчиняются решениям, вырабатываемым в ходе соперничества, если результат соответствует их коллективной воле, периодически выражаемой на честных выборах либо на открытых и регулярных переговорах.
Проблема заключается не столько в определении целей, которые обеспечили бы широкое единство в обществе, сколько в выработке правил, устраивающих всех. Конкретная форма этого "демократического торга" (выражение Даля) может сильно различаться в разных странах. Она зависит от социального деления и от таких субъективных факторов, как взаимное доверие, кодекс чести, готовность идти на компромисс. Подобное соглашение может даже предусматривать значительные разногласия по существенным вопросам политики.
Любой
демократический режим
Эта характерная для всех демократических систем неопределенность существует лишь в определенных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо уважать. Не всякая политика может проводиться - должны соблюдаться необходимые условия. Допустимый при этом разброс в разных странах неодинаков. Частично он определяется конституционными гарантиями прав собственности, личных свобод, возможности самовыражения. Однако по большей части эти ограничения выявляются в ходе соперничества между группами и партиями и в процессе гражданского взаимодействия. Что бы ни говорилось после того, как будет достигнуто согласие по поводу правил, установленных коллективной волей (а в некоторых странах гражданам предлагаются весьма радикальные преобразования), реальный разброс позиций должен оставаться в предсказуемых и общеприемлемых пределах.