Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 01:16, реферат
Монархия — единодержавие, одновластие (с греч. «монос» — один и «архе» — власть, сиречь «моноархия») — модель управления, где главенствующая власть пожизненно принадлежит одной личности — монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует её в качестве представителя правящей династии, представляется единым лидером страны и никак не отвечает перед народонаселением за собственные самовластные действия.
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Происхождение монархической формы правления . . . . . . . . . 4
Монархии в новейшее время . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Монархия в Азии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Монархия в Великобритании . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Монархия в Африке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
В заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . 16
______________________________
4.МОНАРХИЯ В АЗИИ
(страна — столица
— правитель)
Бахрейн — Манама
— король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002,
эмир в 1999-2002)
Бруней — Бандар-Сери-Бегаван
— султан Хассанал Болкиах (с 1967)
Бутан — Тхимпху
— король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук
(с 2006)
Иордания — Амман
— король Абдалла II (с 1999)
Камбоджа — Пномпень
— король Нородом Сиамони (с 2004)
Катар — Доха
— эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
Кувейт — Эль-Кувейт
— эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах
(с 2006)
Малайзия — Путраджайя
— король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
ОАЭ — Абу-Даби
— президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян
(с 2004)
Оман — Маскат
— султан Кабус бен Саид (с 1970)
Саудовская Аравия
— Эр-Рияд — король Абдалла ибн Абдель
Азиз ас-Сауд (с 2005)
Таиланд — Бангкок
— король Пумипон Адульядет (с 1946)
Япония — Токио
— император Акихито (с 1989)
Зарождение столь необычной формы правления для современности имеет свою специфическую особенность. Так, в Таиланде по поводу зарождения монархии на улицах государства и его городах начинались самые настоящие противостояния власти со «спецэффектами»: поджогами зданий правления, нападения на представителей государственной власти и др.
Также следует отметить, что в ряде азиатских стран монархическая форма правления является своеобразной формой противостояния коммунистическим направлениям.
Многие страны Азии с монархической формой правления признают, что данная форма правления немного устаревает в виду глобализации экономики и большой ответственности за жизнь государства. Один неправильный шаг — и вы на грани банкротства. В то же время, многие представители стран Азии утверждают, что под влиянием различных советов и парламентов решение проблемы может неоднократно поддаваться тенденции изменения и в итоге не приведет к желаемому результату, в то время как индивидуальный подход в разрешению конфликтных и иных проблемных ситуаций помогает более точно проанализировать ситуацию на корню, найти причины ее возникновения в более сжатые сроки и работать с более достоверными источниками.
В ходе решения различных проблем есть свои плюсы и минусы. Аналогично и в данной ситуации. На одну и ту же вещь несколько людей будут смотреть с совершенно иных ракурсов и иметь собственную, индивидуальную точку зрении, мнение. Несмотря на то, что в Японии преобладает монархия, это не мешает ей быть лидером по производству и реализации электроники. Возможно, дело в специфике самого государства и его составляющих элементах.
Рассмотрим подробнее азиатскую модель монархии на примере Японии.
Как и свойственно для монархий, лидером страны предстает император. Его роль в системе органов руководства установлена в Конституции 1947 г. следующим образом: «Император представляет собой символ державы и целостности народа, его положение обусловливается по согласию народа, которому принадлежит независимое главенство».
Как было указано ранее, пункт о законном статусе императора следует в конституции в самом начале, обгоняя все без исключения другие разделы (в том числе о правах и свободах людей). Впрочем, это не более чем дань традиции и престижу императора в Стране восходящего солнца, и совсем не указывает на особый статус данной личности. В реальности, положение императора обусловливается парламентарной формой монархии в государстве и совершенно обычно для нее.
Императорская семья Японии считается в настоящее время одной из наиболее древних (а точнее, и самой древней) из сохранившихся на земле монархий.
На протяжении веков император, наделенный безграничными полномочиями, исполнял значительнейшую роль в существования японской державы, целиком устанавливая ее внутреннюю и внешнюю политику.
Значительные перемены в его правовом состоянии случились в XIX - XX вв. Основой подобных перемен стала «революция Мэйдзи», случившаяся в Японии в 60-е годы XIX в. Согласно ее итогам, в Стране восходящего солнца возникла первая конституция 1889 г.
Конституция 1889 г., несмотря на то, что считалась значимым шагом в будущее формирование японской державы, носила все же монархическую направленность — официально с ее возникновением монархия прекратила являться абсолютной (стала дуалистической), по сути же — продолжала быть таковой, потому что император сберег почти все свои полномочия.
Конечные перемены в законном статусе императора свершились с принятием в 1947 г. новейшей конституции, которая функционирует и в наши дни.
Характерные черты правового статуса императора Японии | |
Порядок престолонаследования |
В статье 2-й Конституции Японии отмечено, что «императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом». Сам алгоритм наследования престола конституцией не определен. Это сделано отдельно специальным Законом об императорском доме 1947 г., который очень детально регулирует вопросы такого рода. В Японии действует салическая система престолонаследования, которая не предоставляет женщинам право на престол (трон передается только по мужской линии). |
Взаимодействие императора и правительства |
Статьи 3 и 4 Конституции, устанавливающие такой порядок – одни из самых важных регламентов, регулирующих статус императора. Де-факто, именно они определяют место императора в системе правительства. В этом разделе японская конституция устанавливает три главенствующих принципа:
|
Полномочия |
Статьи 6 и 7 Конституции. Полномочий и обязанностей мало (к пример, сравнивая с британским монархом) и все они формальны (как следствие принципов, указанных выше):
|
По совету и утверждению Кабинета производит от имени народа следующие действия государственного масштаба:
| |
Иные черты |
Статья 8 регулирует правовой статус имущества императора: «никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе, как в соответствии с резолюцией Парламента» |
Никаких действительных привилегий по управлению государством император не имеет, все они в руках правительства. В то же время, благодаря высокому авторитету японской императорской семьи, император часто значительно влияет на развитие страны и общества, дополняя этим другие органы власти, имеющие более расширенные полномочия. Эта особенность наделяет японскую монархию особым значением, делая её абсолютно не лишним аспектом в системе власти.
Подытоживая, нужно отметить, что такое положение императора абсолютно нормально для многих нынешних парламентарных монархий. Размером полномочий и системой их реализации император Страны восходящего солнца мало чем выделяется среди монархов сегодняшней Европы и иных государств мира.
______________________________
5.МОНАРХИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Монархия предстает классической для Великобритании формой правления. В течение продолжительного этапа своего развития она одолела все рубежи собственного становления (от раннефеодальной до абсолютной). В теперешнем своем облике британская монархия начала образовываться в период английской буржуазной революции, когда были приняты главные ее принципы. К концу XIX в. данный процесс почти закончился на стадии парламентарной монархии. В течение XX в. положение монархии практически не претерпело изменений.
В настоящее время правовое положение монарха характеризуется следующими чертами:
Правовое регулирование |
Не существует общего правового акта, описывающего статус монарха. Правовая координация осуществляется посредством многочисленных источников. Основным письменным источником является «Акт об устроении» 1701 г. Кроме того, статус монархии регулируется большим числом обычаев и традиций (не имеющих письменной формы выражения, но соблюдаемых весьма строго). |
Место в системе органов власти |
Согласно конституции, монарх предстает руководителем страны и основой независимой власти. С этой точки зрения, правитель – высочайшее официальное лицо в государстве. Права абсолютно всех других организаций страны – производны от возможностей монарха (напр. от его имени функционирует власть, от имени монарха объявляются законы и др.). На самом же деле положение монарха, как и свойственно для парламентарных монархий, абсолютно другое – он, по большому счету, никогда не предпринимает государственно-властных действий и никак не воздействует на деятельность организаций правительства в государстве. |
Порядок занятия трона |
Установлен ранее упоминавшимся «Актом о престолонаследии». Функционирует кастильская система престолонаследования (преимущественная прерогатива занятия трона принадлежит представителям сильного пола). Имеется и классический майорат – наследует старший по годам преемник (тем не менее младший брат исключает старшую сестру!). Кастильская система, хоть и дает превосходство мужчинам, отнюдь не запрещает наследование трона женщинами, вследствие чего королевы в Великобритании не редкость (хоть их существовало не так много, как королей). Монарху дана возможность преобразовывать порядок престолонаследования (в рамках закона – к примеру, при нескольких преемниках монарх имеет право непосредственно установить, кому достанется престол). |
Требования к личности монарха |
Их по большому счету мало (вероятно, меньше, чем у президентов). Вводится неотъемлемое вероисповедание протестантской веры (не разрешается католичество). Закреплено вето на выезд из государства без дозволения парламента. Подобные условия касаются и жены (мужа) монарха. |
Охват возможностей английского монарха весьма обширен (официально — одна из наиболее «сильных» монархий), тем не менее де-факто, как уже отмечалось ранее, правитель по большому счету никак не правит государством. Это рядовой аспект правового статуса монарха в нынешних парламентарных монархиях, где монарх в основном осуществляет формальную (представительскую) функцию.
Полномочия можно кратко описать следующим образом:
Прерогативные полномочия |
Статутные полномочия |
Исключительные полномочия монарха, прочно сопряженные с ним и не зависящие от каких-либо органов страны. |
Такие права, которые предоставляются монарху актами парламента (статутами). Это сопряжено с тем, что прерогативные полномочия британских монархов и так довольно велики, и благодаря этому нет потребности обеспечивать какие-либо дополнительные. |
Личная прерогатива полномочия, сопряженные с персоной и титулом монарха (отсюда и название). |
Политическая прерогатива полномочия в области национального управления, отношений с парламентом и т.п. |
|
|
* финансирование монархии происходит за счёт государственного бюджета. С этой целью парламент каждый год утверждает документ, фиксирующий все предстоящие расходы двора — цивильный лист. Де-факто, цивильный лист является частью государственного бюджета.
Необходимо заметить, что большая часть возможностей политической привилегии являются фиктивными – монарх или реализовывает их не лично (а согласно «рекомендациям», к примеру, руководителя правительства), или, по большому счету, никак не реализовывает. Определенные права являются дремлющими (имеются, однако никак не используются в течение веков – к примеру, абсолютное вето).
______________________________
6.МОНАРХИЯ В АФРИКЕ
Всего на Африканском континенте есть три государства с монархической формой правления:
(страна — столица — правитель)
Лесото — Масеру — король Летсие III
(с 1996, первый раз в 1990-1995); население 2,3
млн. чел.
Марокко — Рабат
— король Мухаммед VI
население 33,1 млн. чел.
Свазиленд (столица
Мбабане) — король Мсвати III
(с 1986);
население 1,2 млн. чел.
Лесото признано конституционной монархией согласно конституции, которая действует с 1993 года. Роль конституционного монарха и главы государства играет король. В исключительных случаях (король не достиг требуемого возраста, болеет или находиться за пределами страны) его функции выполняет регент. Король Лесото не наделен исполнительными или законодательными функциями, как правило, он выполняет лишь церемониальную функцию. Право определять будущего наследника или регента принадлежит коллегии вождей. Парламент Лесото является двухпалатным и включает сенат и нижнюю национальную ассамблею. В состав Сената входит 33 члена (22 — верховные вожди, 11 — лица назначенные королем по представлениям членов государственного совета).
Марокко является дуалистической конституционной монархией, которая располагает развитым аппаратом безопасности внутри страны и традиционными институтами, но со слабо структурированным парламентом и политическими партиями. Политическая система государства характеризуется тем, что у короля практически неограниченные полномочия.
В Марокко запрещено критически отзываться о членах королевской фамилии, концепции местной монархии и о том, что государство имеет все права на Западную Сахару.
Информация о работе Современные монархии. Сравнительный анализ (Великобритания, Азия, Африка)