Современные политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Что же такое идеология и почему она играет такую заметную роль в изучении и проведении политической деятельности? Как взаимодействуют между собой различные идеологические направления? Какие идеалы и ценности лежат в их основе и на достижение каких целей направлена деятельность их представителей?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, в первую очередь, определить, что же представляет собой идеология, каково ее назначение и выявить различия основных современных идеологий и формы их сосуществования.

Содержание работы

Введение 3
Политическая идеология: понятие, концепции, функции и роли. 4
Основные политические идеологии современности 12
Либерализм и неолиберализм 13
Консерватизм, фашизм и неоконсерватизм 16
Марксизм и социал-демократизм 19
Заключение 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

Современные политические идеологии.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра «Политология и социология»

 

 

 

Реферат

на тему:

«Современные политические идеологии»

выполнила Бесчастнова Н. А.

группа  ТД 1-1

преподаватель Брега А. В.

Москва, 2012




 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Политическая идеология: понятие, концепции, функции и роли. 4

Основные политические идеологии современности 12

Либерализм и неолиберализм 13

Консерватизм, фашизм и неоконсерватизм 16

Марксизм и социал-демократизм 19

Заключение 22

Литература 23

Введение

Несомненно, любая человеческая деятельность, в  какой бы форме, в какой бы сфере  жизни общества она ни протекала, должна быть направлена на достижение некоторой цели. Политическая деятельность людей, будь то попытка захвата или  удержания власти, участие в выборах, в политических движениях, также  не является исключением. Именно направленность и способы политической деятельности индивидов и различных социальных групп находят отражение в политических идеологиях. Наделяя смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики1.

Таким образом, существование политики, как таковой, невозможно представить без существования идеологий. А в современном мире вопрос ее изучения встает особенно остро, возникает множество идеологических направлений и течений, провозглашающих различные, а порой и противоположные, ценности и идеалы.

Что же такое  идеология и почему она играет такую заметную роль в изучении и проведении политической деятельности? Как взаимодействуют между собой различные идеологические направления? Какие идеалы и ценности лежат в их основе и на достижение каких целей направлена деятельность их представителей?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, в первую очередь, определить, что же представляет собой идеология, каково ее назначение и выявить различия основных современных  идеологий и формы их сосуществования.

Политическая идеология: понятие, концепции, функции и роли.

Впервые термин «политическая идеология» (дословно «наука об идеях») был введен французским  философом эпохи позднего Просвещения  Антуаном Дестютом де Трасси («Элементы идеологии» 1801 г.), стремящимся создать науку об истинных идеях, направленную на создание разумного общественного устройства. Однако почти сразу за созданием науки последовало ее разоблачение, указывающее на противоречивость, а иногда и противостояние, между идеологией и политикой, на ее одностороннюю направленность: выражая субъективно-идеалистические взгляды, наука не учитывала факторов объективной реальности и различия интересов существующих социальных групп. Эти противоречия создали необходимость рассмотрения идеологии с разных подходов: гносеологичесого (идеология как наука) и онтологического (проявление идеологии на практике, в политике). Таким образом, на основе различных подходов, различных взглядов и оценок термин идеология со временем обзавелся множеством разнообразных интерпретаций.

 

 К  примеру, американский политолог Г. Лассуэлл рассматривал политическую идеологию как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества, как такового. В этом смысле она, по его мнению, включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).2

С другой стороны, немецкий экономист и философ К. Маркс сформулировал совершенно иное определение идеологии как «ложного сознания», искаженного представления о действительности. В его понимании идеология рассматривается как одна из разновидностей научного знания, которая в систематической форме обосновывает претензии социального класса на политическую гегемонию. Лишь в случае с пролетариатом научность и объективность совпадают, поскольку интересы этого класса лежат в плоскости общественного прогресса. Соответственно идеология в классическом марксизме рассматривалась как система представлений, выражающая коренные интересы класса. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как такую систему ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк).3

Совершенно  в ином свете рассматривают это  понятие приверженцы культурологического  подхода, к которым относят и  М. Вебера, придающего особое значение культурному и, в том числе, религиозному влиянию на идеологию. Таким образом, культурологическое содержание идеологии  заключается в ее интерпретации как области субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности.

Этот  подход развивают современные исследователи  Э. Шилз, У. Матц и др. с точки зрения роли идеологий в социальном прогрессе.

Основные  положения концепции Э. Шилза состоят в следующем. Во-первых, понятие идеологии применимо только к такой системе убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во время серьезных общественных кризисов. Во-вторых, идеология как политическое мировоззрение представляет собой такую систему ценностей, которая имеет силу веры и поэтому обладает особенно большим ориентационным потенциалом. В-третьих, ориентационные возможности идеологии настолько значительны, что она в состоянии обуздать процессы социальной аномии, вызванные кризисом.4

Однако  при всем многообразии подходов и  интерпретаций наиболее общим и  распространенным является утверждение, что политическая идеология - это выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание определенных индивидов, социальных групп; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения5.

 

Американский  социолог Т. Парсонс предложил еще один способ интерпретации понятия политической идеологии, в основе которого лежит выявление наиболее значимых функций явления. В этом контексте он считал идеологию системой ценностей конкретного общества, выступающих в качестве универсально-заданных ориентаций социальной деятельности. Исходя из этой концепции, можно выделить ориентационную, мобилизационную, интегративную, амортизационную функции идеологии и функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы.

Ориентационная функция заключается в том, что она задает основные направления человеческой деятельности, выражают свое представление о социальном и личном прогрессе и общественных идеалах, к которым нужно стремиться. Возникая на базе интересов (функция выражения интересов) конкретных социальных групп, политические идеологии определяют основные ценности и принципы, предлагают возможные пути достижения желаемого результата и, как правило, направлены на завоевание или воздействие на власть с целью защиты интересов этих групп. Таким образом, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют социальные группы на их реализацию (мобилизационная функция).6 Интегративная функция идеологии обусловлена противопоставлением не только интересов, выраженных в других идеологиях, но и личных интересов каждого отдельного человека интересам всей социальной группы, класса и т. д. Наконец, амортизационная функция позволяет ослабить социальную напряженность в обществе, предлагая возможности выхода из положения несоответствия между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения и вдохновляя людей на исправление существующей сутуации.

 

Американский  социолог К. Герц, рассматривая функции  политической идеологии с точки  зрения представителей власти, назвал эту функцию «выпусканием пара из котла», подчеркивая значимость для этих целей перевода противоборства различных классов и социальных групп в область идейной полемики. Также для политической элиты важны такие функции идеологии, как идейное овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач политического развития; стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач; активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям.7

 

Исходя  из вышесказанного, можем заметить, что идеология может приобретать существенное значение для элитарных слоев, обеспечивая их связь с народом, в том числе и предоставляя огромные возможности для манипулирования его сознанием и мнениями. Это происходит из-за тенденции любой идеологии к огрублению, схематизации действительности, изначально употребляющихся для упрощения восприятия идеологии и понимания политической жизни в целом, выделения наиболее важных и опущения незначительных (или нежелательных) аспектов политики. Идеология всегда предполагает некоторую степень утопичности и отдаленности от действительности, что особенно характерно для оппозиционной идеологии, стремящейся к завоеванию симпатий населения и указывающей на недостатки и проблемы существующей власти нередко без наличия альтернативного решения этих проблем.

 

Политическая  идеология предназначена для  целевой и идейной ориентации поведения граждан, чем можно  обусловить выделение трех уровней  ее функционирования. На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения  и цели идеологии, выражающей идеалы и ценности определенной социальной группы. Программно-политический уровень  связан с выражением этих идеалов и ценностей в программах, лозунгах и требованиях, то есть с формированием нормативной основы, привлечением сторонников, оформлением методов ведения политической борьбы, предполагающей подавление оппонентов. На данном уровне функционирования политической идеологии идеалы поверяются на свою жизнеспособность, поэтому к идеологии предъявляются особые требования: осознавать важное значение тех или иных проблем общественной жизни, артикулировать интересы граждан, воплощать их в политическую волю. Актуализированный уровень характеризует степень освоения приверженцами принципов  данной идеологии и мера воплощения этих принципов и целей в их деятельности. Данный уровень может отличаться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе. 8

 

Можно проследить, что с течением мировой истории каждая новая система идей и ценностей появлялась в ответ на все возрастающее несоответствие между потребностями определенных социальных групп и их реализацией в существующем обществе. В это время возникающая идеология становится воплощением желаемого политического состояния общества, выражением желаемых ориентиров деятельности и основополагающих ценностей. К примеру, зарождение идеологий соотносят с периодом Возрождения (XVI в.) и началом процесса секуляризации (освобождения индивидуального и общественного сознания от религии), когда устаревают устоявшиеся взгляды и в обществе возникает необходимость формирования совершенно новых представлений о мире, в том числе и о происхождении и сущности власти. Впоследствии складываются и другие политические идеологии, наиболее известными из которых можно считать либерализм, социализм, коммунизм и прочие, которые предлагали новые интерпретации общественного прогресса, наиболее актуальные в конкретный период времени и в конкретных исторически сложившихся условиях.

 

В современном  мире политология обычно представляет собой сложное переплетение вышеуказанных течений, каждое из которых исследует складывающуюся политическую ситуацию определенными теоретически обоснованными методами. На этой почве в первой половине XIX века возникает и такое методологическое течение, как позитивизм, основанный в значительной степени на базе «Системы позитивной политики» О. Канта. В настоящее время эта методология представлена в таких направлениях, как политическая социометрия, исследующая социально-психологические отношения между представителями в разных политических институтах экспериментальными методами, и струкурно-функциональный анализ, уделяющий большее внимание направленности и содержанию политической деятельности различных субъектов. Особым направлением в позитивистском течении является политический бихевиоризм, подробно изучающий политическое поведение людей. Этот подход к исследованию политической ситуации позволил объяснить объективные факторы политического поведения людей, переосмыслить многие политические явления в зависимости от их интересов и политической деятельности с использованием количественных, статистических методов и методов естественных наук. При этом подчеркивается недопустимость ценностного подхода к изучению политических явлений, что приверженцы этого метода объясняю его несовместимостью с принципами научной объективности. В то же время представители этого подхода (Б. Берельсон, Г. Лассуэл, Д. Истон и другие) обосновывали «личностное измерение политики», возводя групповые действия людей к поведению конкретных личностей, тем самым вступая в противоречие с принципами системного подхода, то есть невозможностью сводить свойства целой системы к свойствам ее отдельных элементов.

Информация о работе Современные политические идеологии