Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы – определить теоретические и методологические основания исследования Правительства как политического института, выявление общего и особенного в Правительствах Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь.
В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- интерпретация феномена правительства как исполнительного органа власти в контексте сравнительного подхода;
- изучение основных подходов к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Правительство как орган исполнительной власти в рамках компаративистского подхода
Основные подходы к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии
ГЛАВА II ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
2.1 Правительство Республики Беларусь: история становления, его место в структуре власти
2.2 Условия формирования и порядок деятельности Правительства в Приднестровской Молдавской Республике
2.3 Сходство и различия Правительств Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по белорусии и пмр.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства. Многие учёные при характеристике данного органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А другие считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего группа людей, своего рода коллектив.

 

§1.2 Основные подходы к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии

 

Правительство в определении современных теоретиков страны и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Существуют различные подходы к определению сущности, места и роли правительства в государстве.

Согласно естественно-правовой теории происхождения страны (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) ее авторы считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - итог юридического акта, своеобразного “общественного договора”, положившего конец “войне всех против всех”. Правительство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

Классовый подход в определение страны привнесли К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Правительство, по их определению, есть итог борьбы классов, возникающих в итоге публичного разделения труда, формирования семьи и частной принадлежности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения страны Энгельс, к примеру, считал Афины в старой Греции, где правительство возникло “непосредственно из классовых противоречий”8. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной  власти - классовой диктатуре, смена которой значит смену отношений принадлежности и, следовательно, социально-экономической формации.

Органическая теория возникновения страны (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и правительство – единое целое, социальный организм, работающий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне страны нереально. По мнению одного из последователей данной теории Г.Спенсера, правительство возникает сразу со своими составными частями – людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, её мишень - обеспечение благополучия всего народа.

Правовой статус правительства, как органа, объединяющего руководителей центральных министерств и ведомств неодинаков.9. Он зависит от формы политического режима, процедуры и источников формирования, объёма полномочий. Статус правительства зависит от способа осуществления исполнительной власти в стране, политических и исторических традиций.

Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности партийной системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной власти. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом. В этих странах,  имеющих развитую и сравнительно устойчивую партийную систему, правительство всегда состоит из представителей политической партии или коалиции партий, пользующихся поддержкой парламента. Отсюда проистекает ведущая роль правительства в государственной жизни, поскольку оно включает в свой состав лидеров политического большинства. Следовательно, ведущей фигурой выступает не глава государства, а премьер-министр.

По-другому выглядит роль правительства в президентской республике. Здесь выборный народом президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров. Правительство, являясь обычно однопартийным, несет ответственность перед главой государства, который никому не подконтролен. Думать, что тем самым учреждается авторитарная власть, - глубокая ошибка. Правительство и вообще вся исполнительная власть не уходят из-под контроля общественности, но получают возможность работать без постоянной оглядки на парламент, большинство в котором может принадлежать политической партии, оппозиционной по отношению к президенту. Правительство не знает частой смены своего состава вследствие вотумов недоверия, оно проводит курс президента, одобренный на всенародных выборах.

В полупрезидентской республике в положении правительства можно наблюдать элементы как первой,  так и второй из рассмотренных форм правления. Правительство здесь формируется президентом, но оно делит свою ответственность между ним и парламентом. Глава государства формально не входит в исполнительную власть, но по существу, ее возглавляет, т. к. может председательствовать в совете министров. Правительство здесь обычно однопартийное, хотя может включать и представителей других партий. Преимущество положения правительства при данной форме правления состоит в его стабильности при сохранении известного контроля со стороны парламента. Такая форма правления обычно утверждается в странах с многопартийной системой по причине обилия разнопартийных представителей в парламенте, постоянно создающих серьезные помехи для стабильности правительства.

Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией Российской Федерации 1993 г., предопределила положение Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Структура исполнительной власти в России замыкается на президенте Российской Федерации, который является ключевой фигурой в государственно-политическом механизме России. Президент как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В то же время Президент наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных органах, председательствует на заседаниях Правительства, решает вопросы в области внешних сношений и военной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

§2.1 Правительство Республики Беларусь: история становления, его место в структуре власти

 

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Главой государства является президент.  Государственная власть в стране осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство  - Совет Министров  Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

По Конституции Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров10 по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте. По Конституции Республики Беларусь от 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь.11

Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту (отчёт – это форма контроля за деятельностью Правительства, он может быть как обо всей деятельности за определённый промежуток времени, так и о выполнении отдельных вопросов). В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства12.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статуса Правительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента.

Совет Министров может вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, например при рассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы.

Так как Национальное собрание – это, в первую очередь, законодательный орган, он лишь частично обладает правом контроля. Контроль же осуществляет только Президент. Генеральный прокурор, Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют такого права и суды, за исключением Конституционного суда, который осуществляет контроль за соответствием Совета Министров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента13.

Можно сделать вывод, что все приведённые определения и тезисы отражают  место правительства в системе разделения властей и органов государственного управления. Правительство находится в прямой зависимости от Президента, занимая вторую ступень в общегосударственной системе исполнительной власти, и имеет определённые точки соприкосновения с Национальным Собранием, то есть законодательной властью.

Деятельность Совета Министров Республики Беларусь основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов Совета Министров Республики Беларусь за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы 14.

Подведём промежуточный итог: должности Премьер-министра, его заместителей, министров непосредственно связаны с Советом Министров, являются его обязательными элементами, составными частями. Без них не может быть Совета Министров как органа исполнительной власти. Кроме того, в систему механизма специального государственного управления на республиканском уровне входят руководители иных республиканских органов государственного управления. Необходимо отметить, что по поручениям и указаниям Премьер-министра и его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящих работников.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления республики, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Рассматривая существующую систему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемую Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она не лишена недостатков и обоснованно вызывает критические замечания со стороны не только ученых, но и самих управленцев-практиков.

Совершенствование системы органов исполнительской власти в Республике Беларусь – это решение комплекса проблем, одна из которых – повышение роли правительства при осуществлении исполнительной власти.

С этой целью перспективными задачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти в системе государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительной власти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношений с местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельности управленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочение организации и процедур деятельности управленческого персонала; усиление демократических основ в организации и деятельности системы органов исполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной власти общественности и самое главное – укрепление законодательной основы исполнительной власти.

 

§2.2 Условия формирования и порядок деятельности Правительства в Приднестровской Молдавской Республике

Приднестровская Молдавская Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое государство15, обладающее всеми необходимыми признаками и атрибутами, важнейшим из которых является наличие системы органов государственной власти и управления, образуемой в установленном законом порядке. Развитие системы органов государственной власти является важнейшим этапом легитимации молодого государства на пути к международному признанию. Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе принципа разделения ветвей власти  на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

Исполнительную власть в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике осуществляет Правительство Приднестровской Молдавской Республики. На основании Конституции 1995 года высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики являлось Правительство Приднестровской Молдавской Республики. Оно ответственно перед Верховным Советом Приднестровской Молдавской ССР  и  Президентом Приднестровской Молдавской Республики и им подотчетно. Президент  Приднестровской  Молдавской    Республики возглавлял Правительство Приднестровской Молдавской Республики16.

В 2000-2011 годах в Конституции Приднестровской Молдавской Республики вообще не упоминалось слово «правительство», данный орган назывался «Кабинет министров». Это было связано с тем, что до 2012 года Приднестровская Молдавская Республика являлась президентской республикой и главой исполнительной власти, то есть председателем, был Президент республики. В соответствии с Конституцией 1995 года с изменениями и дополнениями от 30 июня 2000 года  для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Президент формирует Кабинет Министров.17 Министры были непосредственно подчинены главе  республики и все решения, принимаемые Кабинетом Министров, вводились в действие Президентом. Кабинет министров не наделен правом законодательной инициативы, но он может реализовать соответствующие возможности через Президента, а министерства и ведомства участвуют в разработке законопроектов в соответствии с планом законопроектной деятельности или по поручению Президента. 

Информация о работе Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь