Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы – определить теоретические и методологические основания исследования Правительства как политического института, выявление общего и особенного в Правительствах Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь.
В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- интерпретация феномена правительства как исполнительного органа власти в контексте сравнительного подхода;
- изучение основных подходов к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Правительство как орган исполнительной власти в рамках компаративистского подхода
Основные подходы к сопоставлению правительств в методологии сравнительной политологии
ГЛАВА II ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
2.1 Правительство Республики Беларусь: история становления, его место в структуре власти
2.2 Условия формирования и порядок деятельности Правительства в Приднестровской Молдавской Республике
2.3 Сходство и различия Правительств Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая по белорусии и пмр.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

В 2009 года в республике произошел конституционный кризис, связанный с проектом Конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики», более известный как «Инициатива 17-ти». Законопроект предусматривает следующее: упразднение поста Вице-Президента и создание Правительства — органа исполнительной власти, формируемого Президентом,  и объединить городские и районные советы. Кроме того, они хотят закрепить в Конституции положение, в соответствии с которым депутат Верховного Совета может быть лишен полномочий за систематическое неучастие в работе парламента18. Законопроект был принят вопреки негативному отзыву Президента и его просьбе законопроект отклонить.

С 1 января 2012 года в соответствии с поправками, внесенными в июне 2011 года в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики, в республике вводится институт Правительства и должность премьер-министра Приднестровской Молдавской Республики.  Правительство Приднестровской Молдавской Республики осуществляет исполнительную власть и является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Приднестровской Молдавской Республике19. Председатель Правительства республики возглавляет Правительство, определяет в соответствии с Конституцией, конституционными законами, законами и правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

В своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принципами народовластия, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров,  глав государственных администраций городов и районов. 
Председатель Правительства назначается Президентом республики с согласия парламента. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение двух недель со дня отклонения кандидатуры парламентом. В компетенцию премьер-министра входит представление Президенту республики  предложения по структуре органов исполнительной власти, представление кандидатуры на должности своих заместителей и министров,  представление кандидатуры на должности глав государственных администраций города (района) после предварительного согласования данных кандидатур с соответствующим городским (районным) Советом народных депутатов. Порядок деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики определяется конституционным законом.

Сопоставление практики деятельности Кабинета Министров - совещательного органа при Президенте Приднестровской Молдавской Республики, созданного после конституционной реформы 2000 года, и ранее существовавшего Правительства Приднестровской Молдавской Республики как высшего коллегиального органа исполнительной власти государства показывает, что более эффективной была деятельность Правительства. Это связано с предоставлением излишней самостоятельности министерствам и ведомствам в решении отраслевых вопросов, что  приводит в итоге к неподконтрольности их вообще и серьезным нарушениям действующего законодательства. Таким образом, «возврат» к Правительству направлено на укрепление  исполнительной вертикали власти.

 

§ 2.3 Сходство и различия Правительств Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь

 

Рассмотрев в предыдущих параграфах институт исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь можно выделить общее и различное института Правительства данных государств. Исполнительная власть в Приднестровской Молдавской Республике представлена Правительством, а в Республике Беларусь – Советом Министров. Правительство не всегда рассматривается как  высший орган государственного управления. В Конституции Республики Беларусь (ст. 106) определяется, что Правительство осуществляет исполнительную власть в республике и является «центральным органом государственного управления», в отличие от Правительства Приднестровской Молдавской Республики, которое является «высшим исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики»20.  

Формирование Правительства Республики Беларусь обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь" не предусмотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течение которого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру в Палату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.  
Для сравнения, в Конституции Приднестровской Молдавской Республики установлены конкретные сроки, в течение которых Верховному Совету должна быть предложена на рассмотрение кандидатура на должность Премьер-министра, а именно: внесение кандидатуры не позднее двухнедельного срока после вступления вновь избранного Президента в должность или после отставки Правительства Приднестровской Молдавской Республики либо в течение двух недель со дня отклонения кандидатуры Верховным Советом21.

Совет Министров Республики Беларусь и Правительство Приднестровской Молдавской Республики в своей деятельности  подотчетны, в первую очередь, Президенту, осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией.

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями. Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др. Исполнительная власть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой издается огромное количество распоряжений — административных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современные демократические государства, соблюдая принцип разделения властей, регламентируют в текстах своих конституций организацию и функционирование исполнительной ветви власти. Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Высшим органом, осуществляющим управление делами государства, является правительство. В различных государствах этот орган имеет свое наименование: Правительство (Российская Федерация, Приднестровская Молдавская Республика), Совет министров (Беларусь, Болгария, Греция, Дания, Италия, Кипр, Польша, Турция, Франция), Кабинет министров (Великобритания, Исландия, Латвия, Мальта, Украина,), Государственный совет (Норвегия, Финляндия), Союзный Совет (Швейцария), Союзное правительство (Югославия), но функционально – единое предназначение.

Основной закон государства устанавливает основные положения правового статуса исполнительных органов государственной власти. Подробная же регламентация их организации и деятельности, в большинстве государств, устанавливается законом. Наиболее важными положениями, отраженными в Конституциях современных государств, являются нормы о том, кто является носителем полномочий исполнительной власти в государстве, каков порядок назначения и отставки правительства, его состав, функции и ответственность.

Правительство – коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации. В Приднестровской Молдавской Республике и Республике Беларусь, исполнительная власть осуществляется Правительством страны, которое в своей деятельности руководствуется основным законом государства – Конституцией. Приднестровская Молдавская Республика и Республика Беларусь являются президентскими республика, в связи, с чем Правительство подотчетно президенту. В президентских республиках глава государства является главой исполнительной власти, даже если это прямо не отражено в тексте Основного закона государства. В целях реализации закрепленных за ним конституцией, исполнительных полномочий, он формирует себе совещательный орган – Республика Беларусь, Казахстан, Кипр, Россия. В Приднестровской Молдавской Республике президент, не принадлежа формально к исполнительной власти, фактически возглавляет ее, поскольку назначает с согласия Верховного Совета Председателя Правительства, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, принимает решение об отставке правительства, по предложению Председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, министров, глав государственных администраций городов и районов.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на 6 августа 2011 года);
  2. Конституция Приднестровской Молдавской ССР 1991 г.
  3. Конституция Приднестровской Молдавской Республики (текущая редакция по состоянию на ноябрь 1995 года);
  4. Конституционный закон  «О Правительстве  Приднестровской  Молдавской  Республики», 30 ноября 2011 г. № 224-КЗ-V
  5. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.);
  6. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г.;
  7. Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. " О Совете Министров Республики Беларусь";
  8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 "О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь";

 

ОБОБЩАЮЩИЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

    1. Административное право / Под общ. ред.Л.М. Рябцева. – Мн.: "Книжный Дом", 2007г., с.13
    2.   Административное право Российской Федерации / Под ред. Овсянко Д.М. – М., 2003
    3. Василевич Г.А. Органы государственной власти: Учебное пособие. – Мн.: "Бип-с", 1999г., с. 182
    4. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 384 с.
    5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной принадлежности и страны // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 21. С. 217 – 230
    6. «Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах», Л.А. Могусева, Институт законодательства и сравнительного правоведения (Руссиа) Юридическая литература, 1994, С.5
    7. Конституционное право - Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян., Учебник для вузов, Москва, Юристъ, 2000.
    8. Крамник А.Н. Административное право. – Ч.1. Управленческое право. – Мн.: "ТЕСЕЙ", 2008.
    9. Подупейко А.А. Конституционное право Республики Беларусь: Курс лекций / М-во внутр. дел РБ; Акад. МВД. - Мн.: Акад. МВД РБ, 2008 - 255с. УДК 342
    10. Кодавбович В.А., Кругнов В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебное пособие. – Мн.: "Амалфея", 2007.

ИНТЕРНЕТ-РЕУРСЫ:

    1. http://studentforever2007.narod.ru/constusa.html
    2. http://www.olvia.idknet.com/ol04-05-09.htm

 

 

1 Административное право / Под общ. ред.Л.М. Рябцева. – Мн.: "Книжный Дом", 2007г., с.13

2 Осипова С.А.. Современные технологии политического лидерства: опыт Приднестровья // Приднестровская государственность: история и современность. Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2005; Берил С.И.., Галинский И.Н. Президентские выборы 2001 года и легитимизация приднестровской государственности // Феномен Приднестровья Массово-политическое издание. Тирасполь: РИО ПТУ, 2003; Смирнов И.Н. Институт президентства - основа стабильности и устойчивого развития ПМР // Стратегия устойчивого развития: современный мир - Приднестровье Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2003

 

3 Административное право Российской Федерации / Под ред. Овсянко Д.М. – М., 2003

Информация о работе Сравнительный анализ правительств приднестровской Молдавской Республики и Республики Беларусь