Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 15:39, реферат
Введение_______________________________________________________ Стр.3-4
I. Становление диссидентского движения___________________________Стр. 4-6
II. Практика диссидентского движения_____________________________Стр. 6-10
III. Разгром диссидентского движения______________________________Стр.10-12
Заключение ____________________________________________________Стр. 13
Список литературы______________________________________________Стр. 14.
Данная работа посвящена изучению диссидентского движения, получившего наибольшее распространение в СССР в 1960-1970-х гг. В современной России, да и за ее пределами, представления о советских диссидентах 1960-1970-х гг. остается достаточно расплывчатым. В школьных учебниках и вузовских курсах истории им уделяется чрезвычайно мало внимания. Диссидентская активность или диссидентское движение, ассоциируется исключительно с политическим противостоянием советскому режиму и, таким образом, представление о ней искусственно вписывается в рамки традиционной парадигмы «власть и оппозиция».
Введение_______________________________________________________ Стр.3-4
I. Становление диссидентского движения___________________________Стр. 4-6
II. Практика диссидентского движения_____________________________Стр. 6-10
III. Разгром диссидентского движения______________________________Стр.10-12
Заключение ____________________________________________________Стр. 13
Список литературы______________________________________________Стр. 14.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
I. Становление диссидентского
движения______________________
II. Практика диссидентского
движения______________________
III. Разгром диссидентского
движения______________________
Заключение ______________________________
Список литературы_____________
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена
изучению диссидентского движения, получившего
наибольшее распространение в СССР
в 1960-1970-х гг. В современной России,
да и за ее пределами, представления
о советских диссидентах 1960-1970-х
гг. остается достаточно расплывчатым.
В школьных учебниках и вузовских
курсах истории им уделяется чрезвычайно
мало внимания. Диссидентская активность
или диссидентское движение, ассоциируется
исключительно с политическим противостоянием
советскому режиму и, таким образом,
представление о ней
Публикации о диссидентах,
изредка появляющиеся, сводятся или
к апологетике диссидентского героизма
(такие материалы преобладали
в годы перестройки), или к критике
«беспочвенности» и непрактичности
«правозащитников». Даже терминология
таких публикаций остается расплывчатой
и неоднозначной: так, термины «диссиденты»,
«инакомыслящие» и «
В целом можно сделать вывод о том, что история диссидентов слабо востребована не только широкой публикой, но и большинством специалистов. Это тем более удивительно, что диссиденты оставили после себя огромный и почти не освоенный массив документов и текстов самиздата, так что источниковая база для изучения диссидентской активности в определенном смысле является вполне достаточной. Но, тем не менее, этот сложный и драматический период является частью социальной и культурной истории нашей страны. Опыт диссидентства - первой, еще грубой и несовершенной модели российского гражданского общества - не потерял актуальности и сегодня.
Цель реферата - анализ процесса оформления и развития диссидентского движения в условиях развернутого коммунистического строительства.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить научную литературу по данной теме;
дать определение понятию диссидент;
рассмотреть процесс развития и становления диссидентской мысли;
показать характер принципиальных разногласий различных течений в диссидентстве при решении вопроса о альтернативах развития страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период 60-70-х годов, представляющий собой этап зрелой советской государственной системы, стремившейся сохранить идеологическую монополию в условиях зарождения и развития оппозиционных диссидентских движений.
Следует выделить два основных этапа в развитии отечественной историографии проблемы. Первый из них относится к 60 - концу 80-х годов. Второй охватывает 90-е годы XX в. - начало нынешнего столетия.
На первом этапе, т.е. вплоть до конца 80-х годов, в СССР практически не издавались научные работы, касающиеся советского диссидентского движения. Основная причина этого явления заключалась в том, что данный вопрос являлся предметом острой политической борьбы между СССР и Западом, разворачивавшейся в контексте вопроса о защите прав человека и была фактически закрыта для серьезного научного изучения.
Новый этап в историографии связывается с либеральными изменениями в нашем обществе, начавшимися с рубежа 1980-1990-х гг. В исторической литературе появляются работы, в которых интенсивно разрабатываются ранее запретные темы. При этом особенно ценным в плане качественного улучшения исследований с начала 90-х гг. представляется активное обращение авторов к ранее закрытым архивным материалам.
При написании реферата была использована работа Л. Алексеевой «История инакомыслия в СССР». Эта книга являлась первой попыткой систематизированного описания современного автору, инакомыслия в Советском Союзе. В этой книге освещены все известные на тот момент, независимые общественные движения и систематизированные по главам. Но так как работа издана в 1983г. она все же несет отпечаток своего времени и, следовательно, не может с полной объективностью отразить картину событий, поэтому наряду с ней была использована литература более позднего времени.
Для написания работы так же использовалась статья А. Ю. Даниэля «Диссидентство: культура, ускользающая от определений?». В данной статье рассматриваются культурологические аспекты того сложного и многопланового явления, которое принято называть диссидентской активностью 1960-1980-х гг. в СССР. Особо примечательно то, что Л. Алексеева и А. Даниэль были хорошо осведомлены об описываемых событиях и сами были участниками диссидентского движения.
I. CТАНОВЛЕНИЕ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В словарном определении: диссидент (лат. dissidens - несогласный, противоречащий) - человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официальными установлениями в стране, где он живёт; политически инакомыслящий. Зачастую это приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям его со стороны властей.
Диссиденты в таком, классическом
понимании этого слова
Консолидация части
За пару лет из значительной
массы инакомыслящего населения
выделилась особая группа, со своей
культурой социального
В первые годы брежневского правления (1964-1967) существенно усилилось наступление на островки свободы, порожденные оттепелью. Что, в свою очередь положило начало формированию организованной оппозиции режиму в лице диссидентского движения. В истории диссидентского движения эти годы можно определить как начальный этап его формирования.
Основными требованиями диссидентов были: демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество, радикальная экономическая реформа.
Основными формами диссидентской деятельности являлись:
1) сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат), которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений (И.А. Бунина, М.В. Цветаевой, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.). Затем появились стенограммы судебных процессов, стали выходить литературно-художественные, общественно-политические, религиозные и др. журналы, содержавшие произведения А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова, Р.А. и Ж.А. Медведевых, В. Гавела и др. Наибольшую известность получил информационный бюллетень «Хроника текущих событий», издававшийся с апреля 1968г.;
2) подготовка и распространение «открытых писем» в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны. Наиболее известной акцией «подписантов» стали письма в ЦК КПСС 43 детей репрессированных коммунистов и обращение большой группы известных и культурных деятелей против тенденций ресталинизации;
3) демонстрации. Наиболее известные две из них: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, в День Советской Конституции, с требованиями защиты конституционных прав, открытого суда над арестованными ранее писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем и 25 августа 1968 г. на Красной площади с протестом против ввода советских войск в Чехословакию;
4) конкретная моральная
и материальная помощь
Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к:
1) гражданскому и нравственному сопротивлению;
2) оказанию помощи людям, подвергшимся репрессиям;
3) формированию и сохранению
определенных общественных
А.Ю. Даниэль в статье «Диссидентство: культура, ускользающая от определений?» выделял следующие основные составляющие советского диссидентства:
- национальные движения (Украина, Прибалтика, Закавказье, «изгнанные народы» - крымские татары, месхетинцы, немцы - «автономисты» и пр.);
- религиозные направления (баптисты-«инициативники»; «христиане веры Евангельской», или пятидесятники; одна из ветвей адвентизма; православные диссиденты; в 1980-е гг. - кришнаиты);
- эмиграционные движения (т. н. «отказники»: евреи, немцы, стремившиеся уехать в ФРГ, часть пятидесятников);
- политические движения (коммунисты - от «марксистов-ленинцев» до реформистов еврокоммунистического толка; социалисты разных оттенков; представители политически ангажированной части «русской правой» - от умеренных до крайних; идеологи политического и экономического либерализма западного образца);
- многочисленные движения, переходные между предыдущими четырьмя типами (например, литовские католики);
- люди и группы, пытавшиеся создать в СССР независимое профсоюзное движение;
- литераторы, художники,
люди других творческих
- объединения, создаваемые «по интересам»: например, существовала группа, боровшаяся за воссоединение разделенных семей;
Небольшая группа людей, чьи интересы сосредоточились на борьбе с нарушениями гражданских прав в СССР независимо от общественно-политических и идеологических мотиваций как правительства, так и его «оппонентов». Эти люди были активистами движения, которое принято называть «правозащитным» и которое часто смешивали (смешивают и сейчас) с диссидентством в целом. Путаница не случайна: именно правозащитники предложили обществу новую личностную и социальную модель поведения во взаимоотношениях с властью, и именно они стали на рубеже 1960-1970-х гг. ядром, вокруг которого консолидировались остальные диссиденты.
Различные компоненты диссидентства были близки друг к другу по основным принципиальным установкам (ненасилие, гласность, апелляция к закону), по формам общественной активности (создание неподцензурных текстов, объединение в независимые общественные ассоциации, изредка - публичные акции) и по используемому инструментарию (петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращенные к общественному мнению; распространение информации через Самиздат и западные масс-медиа). Со второй половины 1960-х и до начала 1980-х гг. данные формы гражданской жизни абсолютно доминировали в сфере независимой общественной активности. Например, «диссидентские» типы поведения почти полностью вытеснили с общественной сцены старую российскую традицию идеологически и политически ориентированных подпольных кружков, традицию, которая в 1940-1950-е гг., казалось, снова начала возрождаться. В рамки диссидентства уместились практически все значимые оппозиционные и просто критические выступления этого времени, так что можно утверждать, что в истории советского общества диссидентское движение составляло особую эпоху.
II. ПРАКТИКА ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Своеобразным днем рождения диссидентского движения многие считают 5 декабря 1965 года, когда в День советской Конституции на Пушкинской площади в Москве состоялся «митинг гласности». Инициатором, которого был математик и поэт А. Есенин-Вольпин, этот митинг был ответом на арест Ю. Даниэля и А. Синявского, и призывом к властям соблюдать собственные законы.
По оценке Буковского, к памятнику Пушкина в назначенное время пришло около 200 человек. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!». Как вспоминал об этих памятных днях сам А. С. Есенин - Вольпин, выступая на расширенном заседании кафедры отечественной истории новейшего времени Историко-архивного института РГГУ 17 января 1994 года, именно в его руках был плакат «Уважайте Советскую конституцию», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у официальных чинов, во время его допроса. Задержали двадцать человек. Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер были исключены из институтов.