Становление гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Одной из актуальных тем на сегодняшний день является проблема становления гражданского общества. Это обусловлено тем, что с развитием государства, на разных исторических этапах, постепенно повышается роль простых рядовых граждан и их добровольческих объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества - экономической, политической, социальной, духовной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…3
1.Становление и развитие гражданского общества до октября 1917 года………...…6
2. Развитие гражданского общества в советский период………………....8
3. Гражданское общество в постсоветский период……………………....10
4. Особенности становления гражданского общества в России……...…13
4.1.Проблемы развития гражданского общества………………………14
5. Направление поддержки развития гражданского общества………….17
Заключение……………………………………………………………….…25
Список использованных источников и литературы……………...………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Становление и развите гражданского общества в России .doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной, их возникло еще больше. Так, в настоящие время в Российской Федерации действуют разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры: Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд “Духовное наследие”; Пенсионный фонд, благотворительный фонд “Нет – алкоголизму и наркомании” (фонд НАН) и др.

Сферы и направления  деятельности гражданских организаций  в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широкая. Здесь защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое.

Реальными признаками существующего  гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных  средств, ослабление роли чиновников в  управлении страной, в том числе  и передача их функций общественным организациям.8

Выделим принципиальные направления в развитии гражданского общества в Российской Федерации:

- формирование и развитие  новых экономических отношений,  включая плюрализм форм собственности  и рынок;

- возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений;

- создание экономических,  социально-политических и духовных  предпосылок для творческой самореализации  личности;

- наличие развитой  и разветвленной системы участия народа в государственном управлении и системы местного самоуправления, способной брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в частные дела;

- подчинение всех форм  общественной жизни закону, способность независимого правосудия противостоять властно-административной системе;

- наличие юридической  базы, гарантирующей свободу политических  взглядов, общественных средств  массовой информации, право общественного  контроля за законодательной  и исполнительной властью.

Таким образом, рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать  два вывода: гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги, хотя становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли многие страны Запада.9

Очевидно, что процесс  формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием сверху или снизу. Такое общество начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности становления гражданского общества в России

Особенности становления  гражданского общества в России связаны  непосредственным образом с ее историческим развитием. Этими особенностями является то, что:

-Россия традиционно принадлежала к тем странам, которые больше были ориентированы на государство, чем на общество.

-В России, введение структур и институтов гражданского общества в российское социальное пространство, как правило, приводило к негативным социальным последствиям. Связано это, прежде всего с тем, что в России, в отличие от Запада, исторически сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности.

-Третье сословие в России всегда выглядело чрезвычайно слабым, в связи, с чем можно говорить о специфической не буржуазности российского общества. Отсутствие достаточно могущественного общественного слоя, готового руководить движением за радикальные преобразования, привело к тому, что эту миссию взяло на себя государство.

-Особая роль народа, которая так же, как и на Западе, была велика. Но в отличие от Запада самостоятельная инициатива народа была намного меньше, чем исполнения воли верхов (историческая ориентированность на царя, упование на единство с ним против правящей бюрократии)

-Автономия различных сфер общества, характерная для нормального гражданского общества, существование соревнующихся движений за свои права приобрели в России свой оттенок. Появление добровольных ассоциаций, направленных против господства государства, приводило к их соперничеству друг с другом за право представлять народ, а в результате    нередко    сопровождалось    стремлением    к    обладанию элементами   государственной   власти   (например,   военизированные

отряды казачества).10

Кроме того, необходимо понимать, что процесс становления гражданского общества охватывает века и связан в немалой степени с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие XX века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления. Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданичество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

 

4.1 Проблемы развития гражданского общества

Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления гражданского общества :

- разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные;

•   отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству  человека;

-отсутствие    многочисленного    среднего    класса.    В    разрозненном

обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь

корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы,

отличные от целей и интересов  общества;

-ведущим    субъектом    корпоративистского    государства    становится

бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм,

коррупция, взаимные обязательства;

-низкий   уровень   доверия   населения   к   политикам,   вынужденность

приспособления    к    действиям    властей,    скепсис    в    отношении

возможности влиять на их решения;11

-наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания,

системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие

ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, всё

ещё порождают психологический  дискомфорт у части населения;

-противоречие  между  необходимостью  формирования  гражданского

общества    и    стабильным    функционированием    государства    как

правового;

-отсутствие     полноценной     социальной     и     экономической     базы

гражданского общества - правового оформления института частной

собственности и введения политического плюрализма недостаточно;

-радикальная трансформация прежней социальной структуры;

-криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;

-отсутствие сосредоточенности российского бизнеса, по образу и подобию западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой, причём последнее должно органично сочетаться с его социальной ответственностью;

-противоречивый характер процесса российской модернизации;

-отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;

-распространение среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;

-терроризм;

-гражданская апатия населения;

-отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества.

Таким образом, при всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское  общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых - выход за пределы прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы.12

 

 

 

 

 

5. Направление поддержки  развития  гражданского общества

Развивающееся российское общество многолико и разнообразно. Несмотря на тяжелые условия, в которых на протяжении десятилетий оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские инициативы в России, поступательный процесс развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.

Естественный, устойчивый путь гражданского общества - это развитие конкретных, местами даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.

Развитие    гражданского    общества    нуждается    в    определенной поддержке, а именно:

1) Ресурсное обеспечение.

Постановка стратегической задачи создания благоприятных условий для развития гражданского общества в России неотделима от обсуждения вопросов   финансирования   гражданских   инициатив.  Так как поддержка социально культурных и иных подобных проектов необходима. Несмотря то, что в вопросах финансирования гражданских организаций в последние годы наметились позитивные сдвиги - стало больше корпоративных доноров в регионах, укрепилась практика проведения конкурсов социальных проектов - вопрос развития механизмов поддержки некоммерческих организаций остается исключительно важным.

Учитывая специфику  гражданского общества, одним из условий  деятельности в направлении укрепления материально-технической базы некоммерческих организаций должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости гражданского общества. В обществе должно утвердиться понимание важности поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике страны. Для обеспечения устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень его ресурсного обеспечения. Сокращение масштабов зарубежных программ, направленных на поддержку отечественного некоммерческого сектора, в последние годы было значительным. Российское

гражданское общество потеряло от 100 до 200 млн долл. в год - до трети  от объемов 2003 года. Эти средства были замещены отечественными, но в целом  ресурсное обеспечение НКО за последние 2 года практически не выросло.

2) Стимулирование частных  доноров НКО и благотворителей. Гражданское   общество   может   выступать   эффективным   партнером

власти и гарантом развития бизнеса только в том  случае, когда его наиболее авторитетные организации независимы экономически от политических, административных или бизнес-интересов. Проблема российских НКО - это слабость их поддержки от самого гражданского общества. Отсюда значительная, а иногда и чрезмерная, опора на местную власть (растет) или на зарубежные фонды (падает). Нужно помочь развитию нормальной ресурсной базы НКО - иначе неизбежно возникнет зона сервильности, когда вокруг власти размещаются свои, прикормленные общественники. Главным источником бюджетов гражданских и благотворительных организаций должны выступать частные средства. Главная задача - помочь направить в НКО средства бизнеса и обеспечить при этом полное сохранение независимости гражданских движений и инициатив.

Действующая налоговая  система не стимулирует доноров  НКО. Ресурсный капитал плюс налоговые льготы донорам, плюс (в максимально доступной степени) ограничение «принудительной благотворительности» -вот решение вопроса о переводе организаций гражданского общества на отечественную ресурсную базу.

3) Государственная поддержка  гражданского общества. Отдельного   внимания   заслуживает   проблема   поддержки   НКО   и

общественных движений со стороны государства. Такую поддержку  получают сегодня более трети  российских некоммерческих организаций. На новом этапе, когда федеральная  власть начала выделять целевые ресурсы на поддержку некоммерческого сектора, необходимо сформировать прозрачную и справедливую систему такой поддержки. Она не должна исключать те или

иные организации по причине их независимой позиции  или прежних источников финансирования.

Система государственной  поддержки российских НКО должна быть построена на установившихся в  мировой практике принципах. Бюджетные  деньги должны перечисляться специально созданным общественно-государственным  фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов осуществляют независимые эксперты, а решения принимает правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.

4) Участие НКО в  исполнении государственного заказа на оказание социальных услуг.

Некоммерческие организации  должны иметь возможность конкурировать  с государственными и муниципальными учреждениями за госзаказ в таких  сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие. НКО имеют определенные преимущества, такие, как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов. Ситуация конкуренции даст возможность существенно повысить качество социальных услуг гражданам, а также поднять стандарты работы НКО, расширить их ресурсную базу. К примеру, в Нидерландах, где наиболее развита такая практика, доля НКО в ВВП страны рекордная - 15%.

Информация о работе Становление гражданского общества в России