Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:29, курсовая работа
Одной из актуальных тем на сегодняшний день является проблема становления гражданского общества. Это обусловлено тем, что с развитием государства, на разных исторических этапах, постепенно повышается роль простых рядовых граждан и их добровольческих объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества - экономической, политической, социальной, духовной.
Введение…………………………………………………………………..…3
1.Становление и развитие гражданского общества до октября 1917 года………...…6
2. Развитие гражданского общества в советский период………………....8
3. Гражданское общество в постсоветский период……………………....10
4. Особенности становления гражданского общества в России……...…13
4.1.Проблемы развития гражданского общества………………………14
5. Направление поддержки развития гражданского общества………….17
Заключение……………………………………………………………….…25
Список использованных источников и литературы……………...………27
Формальных, правовых препятствий для участия российских НКО в проводимых властью конкурсах нет. Тем не менее случаи такого участия все еще достаточно редки. Необходимо ориентировать государственные органы исполнительной власти на создание и распространение реальных практик привлечения НКО к оказанию социальных услуг. Выиграет от этого все общество. Ведь в значительном числе случаев конкурсы не проводятся или проводятся формально, бюджетные средства достаются государственным и муниципальным организациям по принципу отсутствия альтернатив.
5) Поддержка инфраструктуры НКО
За последние годы значительное число активных НКО, особенно в крупных и крупнейших городах, потеряли помещения. Это связано не с какими-то гонениями на гражданские организации, а с повышением требований к эффективности использования муниципальной собственности, а иногда и с вынужденной алчностью местных администраций, предельно ограниченных в средствах. Понятно, что НКО не могут платить столько, сколько коммерческие фирмы, - в результате они теряют помещения, особенно если они расположены в центральных районах города.
Это затрудняет доступ граждан к деятельности организаций гражданского общества, не позволяет расширить масштаб социальной и гражданской активности.
Следует восстановить практику Народных домов, инфраструктура которых финансируется из бюджета. Это доступная и дешевая инфраструктура.
6) Совершенствование правового регулирования.
Развитие законодательства о некоммерческих организациях и гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико-социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества отстает от процессов его становления. Федеральные законы не предусматривают достаточно конкретных и надежных процедур практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности, а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение конституционных прав граждан. В особой степени это относится к мерам, затрагивающим повседневную деятельность защищающих и реализующих эти права общественных объединений, средств массовой информации и других структур гражданского общества. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре и других отраслях социальной сферы в недостаточной степени отвечает на вопросы, связанные с работой негосударственных некоммерческих организаций в соответствующих отраслях.
На современном этапе развития гражданского общества совершенствование законодательства о нем окажется успешным, только если оно будет иметь системный характер. Настоятельно необходимо комплексное решение объективно взаимосвязанных проблем, относящихся к различным областям гражданской активности и разным отраслям права.
7) Гражданское образование.
Мало внимания уделяется в масштабах всей страны в целом развитию гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных НКО и не может обеспечить массовое просвещение граждан. Между тем именно через гражданское образование население получает навыки для реализации гражданской активности, учится ответственности и глубокому знанию конституционных прав. Потенциал для расширения этой работы имеется и должен стать одним из заметных трендов развития российского гражданского общества в будущем.
8) Обеспечение участия
общественности в принятии
В отечественной практике на сегодняшний день накоплен определенный опыт осуществления контроля над властью со стороны гражданских структур. Особенно богаты таким опытом российские правозащитные организации и общества потребителей. Необходимо распространить опыт гражданского контроля и на другие секторы, привлечь силы всех НКО. В последние годы сформировался набор инструментов взаимодействия общества и власти в виде тематических переговорных площадок и общественных советов ведомств. С учетом имеющегося опыта можно и нужно законодательно установить требования к организации взаимодействия власти и общественности, которые обеспечивали бы привлечение реально независимых и наиболее квалифицированных НКО и экспертов, гарантировали бы открытость дискуссии.
В последнее пятилетие
в России одновременно реализовывалось
несколько направлений
9) Развитие местного самоуправления.
Крупнейшим системным
недостатком реформы полномочий
власти является принижение статуса
местного самоуправления, отсутствие
возможности устанавливать
10) Мониторинг гражданского общества.
Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний - перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных профессиональных вопросов к разговору на темы, касающиеся всех, регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан - те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке
эффективной политики по отдельным секторам.13 Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастет, если они будут строиться на основе более полной объективной информации.
11) Экспертиза и мобилизация
ресурса экспертного
Одним из основных инструментов продвижения интересов
гражданского общества является экспертная активность. Продуктивный социальный диалог между властью и обществом может быть усилен и институтами-посредниками, преобразующими научные знания в оформленные специальным образом программы, концепции и рекомендации. Такие независимые институты гражданского общества должны как прогнозировать социальное, экономическое и политическое развитие, так и ставить задачи, предлагать пути их решения. В перспективе нужна сеть аналитических центров, которые будут, в том числе вместе с Общественной палатой, работать над конкретными направлениями экспертной оценки секторальных политик и стратегии страны в целом.
12) Структура и самоорганизация некоммерческого сектора. Эффективность и дееспособность гражданского общества определяется
его структурой (тем, насколько
зоны концентрации интересов граждан
и проблемные для общества сектора
«покрыты» сетью НКО и
13) Голос гражданского общества.
Еще одной важной тенденцией в развитии гражданского общества становится все большая потребность в развитии механизмов всестороннего учета интересов и мнений гражданских структур. Движение в сторону дальнейшего совершенствования российской демократической системы придает все большее значение голосу граждан, озвучиванию не только их забот и чаяний, но и обсуждению в публичном пространстве тех предложений по решению проблем, с которыми самоорганизованные группы и институты обращаются к власти и обществу. Примеров таких проблем много, и все чаще они находят решение, как показала ситуация с защитой озера Байкал в 2006 году и Химкинского леса в 2011.14
Заключение
На основе проведенной мною работы можно сделать следующие выводы о развитии гражданского общества в России:
1. Современная Россия встала на путь формирования гражданского общества, многие институты и организации гражданского общества в России существуют реально.
2. Гражданское общество
в современной России
3. Становление и развитие
гражданского общества в
В настоящее время имеются определенные перспективы и положительная динамика формирования гражданского общества. Становление гражданского общества - сложный социальный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между ними, индивидом и обществом.
Важное значение при анализе имеют различные точки зрения. Они позволяют сформировать разностороннюю картину на определенную проблему. Так, например, большой интерес представляет мнение недавно посетившего Марийский государственный университет, в частности юридический факультет, мнение профессора Лондонского университета Метрополитан (Великобритания) Билла Бауринга. В интервью газете «De facto» он предложил следующие шаги для дальнейшего построения гражданского общества в России:
«- Во-первых, необходимы изменения в налоговом праве. Состоятельные граждане должны отдавать больше денежных средств на развитие гражданского общества, но это трудно.
Во-вторых, нужно изменить закон: упростить процедуру регистрации общественных организаций. Кстати, в Англии регистрации для неправительственных организаций не требуется, но, на мой взгляд, это тоже неправильно». Существуют и другие мнения авторитетных личностей, и они не мало важны, так как только различные взгляды на проблему всего социума и совместные усилия избавляют от возможных ошибок.
Таким образом, несмотря на все трудности и препятствия на пути своего становления, российское гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В настоящее время Россия делает хоть и существенные, но первые шаги; становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада.
Список использованных источников и литературы:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации
Литература:
1.Гершунский, Б. С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. о-во России, 2001. – 220с.
2.Соловьёв А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества / А. И. Соловьев // Полис. – 1996. - № 6. – С. 45-51.
3.Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. -М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011. - 144 с
4.Гражданское общество: условия формирования. – М., 2008. – 96 с.
5.Бауринг Б. Выпускники юридических вузов России отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки / Б. Бауринг // De facto/ - 2012. - №43
6.Гражданское общество в России [электронный
ресурс].-РЕЖИМ ДОСТУПА:http://rosnarod.ru/
7.Липатова, О.В. Местное самоуправление как условия и направление модернизации гражданского общества //Липатова О.В.// Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС.-2011.-N2.-С.38-47
8.Шахов, И. «Гражданское общество»: генезис понятия и процесс формирования/ И.Шахов // Государственная служба.-2011.N 3.-С. 105-107
9.Черный, В.В. Глобализация гражданского общества способствует глобализации демократии/ В.В. Черный//Представительная власть –XIX век.-2011.-N5/6.-С.30-35.
10.Чумаков, А.Н. На пути к гражданскому обществу/
А.Н. Чумаков // 11.Вестник Российского философского
общества.-2011.-№4(60).-С.8-
12.Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. -М.: Общественная палата Российской Федерации, 2006. - 112 с.
13.Судебная реформа
1864г. [электронный ресурс].-РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.seaofhistory.ru/
14.Тресков, А.П. Функция гражданского общества, контролирующая деятельность государственных органов власти/ А.П. Тресков/Юристъ- правоведъ.-2012.-№1.-С. 91-95.
15.Васильев, В.А. Формирование элементов гражданского общества в России (дооктябрьский период)/ В.А. Васильев// Социально-гуманитарные знания.-2012.-№4.-С.215-229.
16.Зинченко.Г.П. Муниципальное управление как институт гражданского общества/Зинченко Г.П., Точиев И.Б.// Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС.-2012.-№4.-С. 29-35.
17.Багреева, Е.Г. Институты гражданского
общества и уголовно-исполнительная система
России: от конфронтации к сотрудничеству/
Е.Г. Багреева // Российский следователь.-2012.-№22.-С.35-
18.Манифест “О незыблемости самодержавия”
(1881 г). [электронный ресурс].-РЕЖИМ ДОСТУПА: http://www.hist.msu.ru/ER/
19.Володин, Л.Г. Гражданское общество и модернизация в России / Л. Г. Володин // Полис. - 2000. - №3.- С. 31-35.
20.Абакумов, С.А. Гражданского общество в России (от древней Руси до наших дней) / С. А. Абакумов - М.: Имидж-Пресс, 2004. - 123 с . –(На пути к гражданскому обществу).
Информация о работе Становление гражданского общества в России