Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:10, реферат
Республика Беларусь — президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти. Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
Введение……………………………………………………..3 стр.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ……… ……….4-6 стр.
Формирование первых политических партий…….………7-8 стр.
Становление многопартийности………………...…………9-14 стр.
Список партий РБ и их виды……………….………………15-18 стр.
Финансирование партий……………...……………………19-20 стр.
Референдумы………………………………………………..21-22 стр.
Значимость партий..................................................................23 стр.
Гражданская активность в политических партиях. Причины малой популярности партий у населения…………………………………….24-26 стр.
Поиск идеологии..…..………………………………..27-29 стр.
Успехи и достижения. Дальнейшие перспективы политических партий………………………………………………………..30-33 стр.
Вывод………………………………………………….34 стр.
Список использованной литературы………………...35 стр.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РБ»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
Становление и развитие политических партий в РБ
Выполнил:
курсант Клебанюк М.А
Научный руководитель:
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин кандидат философских наук доцент Войтеховский А.В.
Минск – 2012
Содержание:
Введение
Республика Беларусь — президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти. Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Одно из первых определений понятия "партия" было дано на рубеже XVIII-XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. "Партия, - писал он, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию" . Конечно, это определение не отвечает всем канонам современной политологической науки. Но оно интересно тем, что довольно удачно характеризует ключевые моменты, которых недостает современным белорусским политическим партиям. Мы имеем в виду, что у партий, не говоря уже об обществе в целом, нет единства в подходе к существованию национального государства и базовых ценностей демократии: частной собственности, свободе слова, свободе собраний, свободе вероисповедания, местному самоуправлению и т.д. В статье 1 Закона Республики Беларусь "О политических партиях", принятого 5 октября 1994 г., законодатель дал следующее определение политической партии: "Политической партией является не зависимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах". С учетом зарубежного опыта можно сказать, что группу лиц можно рассматривать в качестве партии, если она: а) особым образом организована и структурирована; б) имеет программу действий, разработанную на основе определенной идеологии; в) рассматривает участие в выборах в качестве законного способа завоевания власти; г) после прихода власти реализовывает свою программу и предвыборную платформу. Хотя прототипы партий появились еще в Древней Греции, процесс их становления в современном понимании начался только в эпоху буржуазных революций XVIII в.
Значение партий в обществе не всегда оценивалось положительно. Например, А. де Токвиль, посвятивший объемный труд изучению демократии в Америке, писал, что "партии - это зло, свойственное демократическому правлению" . Однако сегодня ни один серьезный политик или политолог не подвергает сомнению утверждение, что политические партии являются одним из основных институтов гражданского общества и правового государства. Это в равной степени относится к партиям, как находящимся у власти, так и к оппозиционным. Каковы же функции современных политических партий? Ответ на этот вопрос зависит от того, что тот или иной исследователь понимает под партией и каких методологических принципов он придерживается при изучении социально-политических процессов, происходящих в обществе. Не претендуя на исчерпывающий перечень всех функций, которые могут выполнять партии, приведем важнейшие из них. Во-первых, партии могут представлять интересы как отдельных социальных групп и слоев, так и всех граждан, и формулировать то, что выгодно обществу в целом. Естественно, что каждая партия, стремясь победить на выборах, должна не только вести механический учет социальных потребностей максимально большого круга избирателей, но и привести их к общему знаменателю в своей программе и предвыборной платформе. Однако партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп. С одной стороны, они помогают им лучше осознать эти интересы, а с другой - активно участвуют в их формировании. Во-вторых, непосредственная работа людей в политических партиях способствует их политической социализации, приобщению к политической жизни. Но это касается не только членов партии. Опосредованно партии способствуют политической социализации всего населения, особенно в период выборов, предлагая каждому члену общества выбрать для себя ту или иную программу общественно-политического развития, определить свое место и участие в жизни. Они прививают гражданам цивилизованные формы участия в политической жизни общества, без стихийных выступлений и беспорядков. В-третьих, партии выполняют интегративную функцию между обществом и государством. Они обеспечивают динамичное функционирование важнейших элементов политической системы общества, прежде всего органов законодательной и исполнительной власти. Через партии осуществляется обратная связь государства с обществом, а конкуренция между ними препятствует установлению монопольной власти одной партии. В-четвертых, партии из числа своих членов осуществляют подбор и подготовку политической элиты (кадров) для управления государством. В странах с развитой партийной системой и конкуренцией партий приход к власти случайных, некомпетентных людей практически невозможен. Партии, заботясь о своем имидже, ведут тщательный отбор лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, а также на должности в аппарат исполнительной власти. В-пятых, после победы на выборах партии получают законное право на осуществление государственной власти, на управление государством. Это дает им возможность реализовывать положения своих программ и предвыборных платформ посредством принятия соответствующих решений органами законодательной, исполнительной и представительной власти. Разработка и реализация внутри - и внешнеполитического курса страны - одна из важнейших функций политической партии. В-шестых, партии, постоянно обновляя свои программы, способствуют выработке наиболее оптимальных и эффективных путей решения проблем, стоящих перед обществом. Партии, которые не в состоянии продуцировать новые идеи, обречены на быстрое политическое забвение. В последнее время партии сталкиваются со своеобразной конкуренцией со стороны различных общественных организаций, лоббистских групп и даже отдельных СМИ, которые претендуют на выполнение некоторых функций, присущих политическим партиям. Это происходит с теми социальными группами (малочисленные этнические и религиозные группы, мигранты и т.п.), интересы которых недостаточно полно выражают традиционные политические партии и у которых не хватает собственных ресурсов на создание полноценных аналогичных структур. Но, несмотря на эту тенденцию, говорить об уменьшении роли политических партий в жизни общества и государства пока преждевременно.
Формирование первых политических партий.
Отмена III съездом народных
депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного
положения (ст. 6 Конституции СССР), закреплявшего
однопартийность и монополию КПСС, открыла
возможность для создания политических
партий. Этому способствовал и принятый
9 октября 1990 г. Закон СССР «Об общественных
объединениях» – первый шаг в правовой
регламентации деятельности партий. Он
придал дополнительный импульс шедшему
еще со второй половины 1980-х гг. процессу
их зарождения.
Фактически начало формирования политических
партий Беларуси связано с появлением
и становлением в 1986–1987 гг. различного
рода дискуссионных клубов и неформальных
организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя»,
«Мартиролог Беларуси» и др.). Их социальной
базой стала творческая интеллигенция
и молодежь. На митингах и собраниях они
выступали за демократизацию общества,
правовое государство, свободу слова,
печати, возрождение национальной культуры,
придание белорусскому языку статуса
единственного государственного языка,
плюрализм различных форм собственности,
экономическую независимость и суверенитет
Беларуси.
В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений
был создан оргкомитет Белорусского народного
фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэнне»,
учредительный съезд которого состоялся
в июне 1989 г. в Вильнюсе. Включившись в
борьбу за власть, приняв все атрибуты
политической партии, БНФ перешел на антикоммунистические
позиции, стал координирующим центром
всех оппозиционных сил и в первые годы
независимости Беларуси занял доминирующее
положение в политическом спектре общества,
он имел самый высокий рейтинг за весь
период своей деятельности. В условиях
общественного подъема начала 90-х гг.,
сложных социально-экономических процессов,
противостояния власти и оппозиционных
сил создавались политические партии
различных идеологических направлений,
формировалась многопартийность. В 1991
г. в республике фактически существовало
несколько партий, в том числе Компартия
Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней
Объединенная демократическая партия
(первая из официально зарегистрированных
Министерством юстиции), Белорусская крестьянская
партия, Белорусская социал-демократическая
Грамада (БСДГ), Национально-демократическая
партия Беларуси.
Становление многопартийности.
Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; убежденностью в непригодности однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.Фактически начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и становлением в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартыралог Беларусі» и др.). В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений был создан оргкомит Белорусского народного фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэньне», учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. После II съезда (март 1991, Минск) БНФ преобразовался в партию с вертикальной организационной структурой, индивидуальным членством, уплатой взносов, образованием своих ячеек в трудовых коллективах.В условиях общественного подъема начала 1990-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Коммунистическая партия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней.
В августе 1991 г. после провала путча ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), зарегистрированная в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, после чего в республике существовали две коммунистические партии.Важную роль в становлении партийной системы в стране сыграли президентские выборы в июле 1994 г., а также Закон «О политических партиях», принятый Верховным Советом РБ в октябре 1994 г. В Законе впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. В соответствии со ст. 1 Закона политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь, в то время как членами общественных объединений могут быть граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 человек до 500.
Принятие Закона «О политических партиях» позволило обозначить место политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политической партии.После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий в республике сократилась, шел интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем некоторые партии числились лишь на бумаге, не имели среди населения серьезной социальной поддержки, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного Суда Республики Беларусь стали считаться недействующими Гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 до 500 человек. После вступления Закона «О политических партиях» (1994 г.) в силу была проведена их перерегистрация, которую прошли все 24 существовавшие в то время политические партии. В период предвыборной кампании резко возросла активность политических партий, они приобрели практический опыт участия в выборах. Из 21 зарегистрированной политической партии в президентских выборах участвовало шесть.На процесс формирования многопартийности в Беларуси значительное влияние оказал Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений», в соответствии с которым была проведена их перерегистрация. Декрет увеличил минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 от большинства областей республики и г.Минска. В результате из 28 существовавших на момент издания Декрета политических партий прошли перерегистрацию 17. В 2007 г. Верховный Суд страны принял решение о ликвидации Белорусской экологической партии зеленых «БЭЗ» и Белорусской партии женщин «Надзея».В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности.Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в исполнительных органах власти. Не имея редставительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью.Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем людей, люди не видят в существовании партий большой пользы и не нуждаются в них. Поэтому весьма актуальным становится наведение «мостов», налаживание диалога, тесного сотрудничества органов власти с политическими партиями, привлечение их к рассмотрению и принятию важных социально-экономических и политических решений.В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.Не все партии способны разработать научно обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствует механизм такого перехода, взвешенная и профессиональная оценка ситуации, конкурентоспособные предложения, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта. В условиях недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия среднего класса, социальной полноценной базы для многопартийности, разобщенности рабочего движения, трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень фрагментации партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу и с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Нельзя не заметить, что о многих малых партиях не известно ничего, кроме имен их лидеров. Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией и действующими в одном политическом поле не проявилась тенденция к взаимопониманию, к сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических организаций: двух партий БНФ, двух – с ориентацией на развитие республиканского строя, двух – с коммунистической идеологией, нескольких социал-демократических партий. В связи с этим назрела необходимость объединения близких по идеологии партий. Такие партии, отражая социальные и политические чаяния граждан, могут конкурировать за получение властных полномочий для реализации поставленных целей. К ошибкам, которые допускают партии, можно отнести недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; внутренние противоречия, мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др. Перечисленные выше факторы обусловили слабость и неразвитость многопартийности. Поэтому речь о сложившейся партийной системе пока не может идти. Известно, что партийная система в странах с развитой демократией создавалась десятилетиями, например, в Америке – больше ста лет. Наличие множества партий – это еще не многопартийная система, но лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом. Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных сил во многом зависит от их способности получить поддержку на выборах, от налаживания конструктивных переговоров с властью. Это дало бы возможность снять недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности позиций и цивилизованного решения конфликтов.
Таким образом, многопартийная система как постоянный фактор универсальности и демократичности общественного строя находится в Беларуси еще на этапе становления. Ее формирование – это долгий и противоречивый процесс. Реальное состояние политического спектра будет определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые завоюют доверие народа, включатся в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение важнейших проблем, стоящих перед обществом
Список партий РБ и их виды
В настоящее время (май 2008 г.) партийная система Беларуси включает в себя 15 официально зарегистрированных политических партий.
На территории страны зарегистрировано 15 политических партий.
Партии, поддерживающие политику президента
· Аграрная партия
· Белорусская социально-спортивная партия
· Коммунистическая партия Белоруссии
· Либерально-демократическая партия
· Республиканская партия труда и справедливости
· Белорусская патриотическая партия
· Республиканская партия
Оппозиционные партии
· Партия БНФ
· Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»
· Объединённая гражданская партия
· Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)
· Консервативно-христианская партия — БНФ
· Белорусская социал-демократическая партия (Громада)
· Социал-демократическая партия Народного согласия
· Белорусская партия «Зелёные»
Партии, не зарегистрированные на территории Республики Беларусь
Незарегистрированные партии и общественные движения, ошибочно причисляемые к партиям
· Белорусская партия труда
· Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)
· Белорусская экологическая партия зелёных «БЭЗ»
· Партия свободы и прогресса (ПСП)
· Белорусская партия свободы
· Над Барьером (правозащитное движение)
· Молодой фронт (оппозиционное движение)
· Белорусское отделение АКМ (леворадикальное движение)
· Революционное действие (анархистское движение)
· Белорусское отделение НБП (национал-большевики)
· Белорусская региональная организация РНЕ (движение русских националистов)
· Славянский собор Белая Русь (движение русских националистов)
Партии, находящиеся в процессе создания
Информация о работе Становление и развитие политических партий в Республике Беларусь