Становление и развитие политических партий в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:10, реферат

Описание работы

Республика Беларусь — президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти. Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках, бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3 стр.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ……… ……….4-6 стр.
Формирование первых политических партий…….………7-8 стр.
Становление многопартийности………………...…………9-14 стр.
Список партий РБ и их виды……………….………………15-18 стр.
Финансирование партий……………...……………………19-20 стр.
Референдумы………………………………………………..21-22 стр.
Значимость партий..................................................................23 стр.
Гражданская активность в политических партиях. Причины малой популярности партий у населения…………………………………….24-26 стр.
Поиск идеологии..…..………………………………..27-29 стр.
Успехи и достижения. Дальнейшие перспективы политических партий………………………………………………………..30-33 стр.
Вывод………………………………………………….34 стр.
Список использованной литературы………………...35 стр.

Файлы: 1 файл

Клебанюк М.А Становление и развитие политичесских партии РБ.docx

— 62.53 Кб (Скачать файл)

·         Белорусская христианская демократия (оппозиционная)

 

Партии, прекратившие существование

·         Белорусская социалистическая громада (1902-18 гг.)

·         Объединённая еврейская социалистическая рабочая партия (1917-? гг.)

·         Коммунистическая партия Западной Белоруссии (1923—1938 гг.)

·         Белорусская национал-социалистическая партия (1933—1944 гг.)

·         Партия любителей пива (1993—1997 гг.)

·         Белорусская партия женщин «Надзея» (1994—2007 гг.)

 

В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин, отношения к государственности республики, к проблемам национально-культурного возрождения белорусские партии можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся «левые» партии: Компартия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Данные партии отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны. Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, поддержавшей проводимый в стране курс и государственную идеологию, ПКБ в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила  против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.

   Ко второй группе (социал-демократические и социалистические партии) можно отнести Белорусскую социал-демократическую партию (Грамада), партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Социал-демократическую партию народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма. Первые две считают себя носителями социал-демократических традиций в Беларуси, берущих начало от созданной в 1903 г. Белорусской социалистической Грамады. Социал-демократическая партия народного согласия, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время партия не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.

Третью группу составляют партии либерально-консервативной ориентации – Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларуси и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия. Основной задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур. Это тем более важно, учитывая, что делегаты съезда подвергли резкой критике руководящий центр ОГП за то, что он «оторвался от регионов», от активной деятельности отошли политические менеджеры и технологи, способные привлекать в партию новых членов.

 К четвертой группе (национально-демократические партии) относятся Консервативно-христианская партия – БНФ и Партия БНФ – одна из старейших партий в республике. Разделение партии на две самостоятельные организации было вызвано резким падением ее авторитета в общественно-политической жизни страны, а также противоположными взглядами лидеров на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия внутри БНФ были вызваны нежеланием З.Позняка и его сторонников менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными союзниками. Раскол БНФ, идейное и организационное размежевание, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.  К пятой группе принадлежат Белорусская партия «Зеленые», Республиканская партия и Белорусская социально-спортивная партия. У данных партий нет системообразующих идеологических принципов, четкой опоры на определенные социальные слои и возможности существенно повлиять на политическую жизнь в стране. Традиционное лево-правое политическое деление применительно к Беларуси в значительной степени является условным и не отражает всего разнообразия межпартийных различий.

Финансирование партий.

 

Источниками финансирования партий в соответствии с белорусским законодательством являются вступительные членские взносы; доходы от собственности, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации; поступления от культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий; пожертвования и дарения.Согласно Закону Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политической партии на весь срок полномочий. Также не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля,органовгосударственной безопасности,военнослужащие.Реализуя право граждан на свободу объединения в политические партии, Закон Республики Беларусь «О политических партиях» тем не менее запрещает создавать на территории страны политические партии других государств, а также партии, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущие пропаганду войны, национальной, религиозной и расовойвражды.К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет 13-го созыва в Беларуси насчитывалось 34 политические партии. По итогам майских выборов и довыборов в ноябре 1995 г. победу одержали коммунисты, получившие 45 депутатских мандатов. 33 своих сторонника провела Аграрная партия (АП), занявшая второе место. Остальные партии провели в парламент значительно меньшее число своих членов (от восьми до одного). По результатам выборов в Верховном Совете оформились пять фракций, в их числе: пропрезидентская фракция «Согласие» (60 депутатов), фракция аграриев (46 человек), фракция коммунистов (45 членов). По 11 депутатов вошли во фракции «Гражданское действие» и социал-демократический «Союз труда». В целом партийные фракции включали в себя 2/3 депутатского корпуса, и на первой сессии парламента его руководящие органы были сформированы на основе межфракционного пакетного соглашения. Они стали реальной политической силой: ни один закон без их поддержки не мог быть принят парламентом.В первое время парламентские фракции работали эффективно, занимаясь выработкой и осуществлением политического курса, разработкой социально-экономической и политической стратегии страны. Однако вскоре лидеры четырех оппозиционных фракций вступили в конфронтацию с Президентом республики, внося раскол в работу парламента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Референдумы

 

Выходом из кризиса между ветвями власти стал референдум 26 ноября 1996 г. На суд белорусских граждан были представлены вопросы относительно внесения изменений и дополнений Президента в Конституцию страны: отмена смертной казни; введение частной собственности на землю; два проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. Аграрии и коммунисты предложили свой проект Конституции,упразднявший президентский пост вообще. Референдум позволил разрешить противостояние законодательной и исполнительной властей мирным путем, вследствие этого удалось избежать дестабилизации политической ситуации. 
После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий республики сократилась, шел интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем ряд партий числились лишь на бумаге, не имели серьезной социальной поддержки среди населения, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного суда республики стали считаться недействующими Белорусская гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений. Декрет увеличил минимальное количество членов партий, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 человек от большинства областей республики и г. Минска. В результате из существовавших на момент издания Декрета 28-ми политических партий прошли перерегистрацию17. В ноябре 1999 г. Национальное собрание Республики Беларусь внесло изменение в Закон «О политических партиях». В соответствии с ним в названии политической партии не допускается использование слов национальный, народный в любых падежах. После раскола Партии Белорусского народного фронта и вступления в силу новой редакции Закона «О политических партиях» были зарегистрированы Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. В августе 2004 г. по предложению Министерства юстиции Верховный суд республики принял решение о ликвидации Белорусской партии труда.Таким образом, на политической арене Беларуси в настоящее время действуют 17 политических партий, шесть из которых поддерживают официальный политический курс и являются проправительственными: Аграрная партия (АП), Белорусская патриотическая партия (БПП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП), Коммунистическая партии Белоруссии (КПБ), Республиканская партия (РП), Республиканская партия труда и справедливости (РПТС).Что касается Социал-демократической партии народного согласия (ПНС), то она, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время согласие не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали. В оппозиции по отношению к власти находятся 10 партий: Белорусская партия женщин «Надзея», Белорусская партия «Зеленые» (БПЗ), Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Консервативно-Христианская партия – БНФ, Либерально-демократическая партия (ЛДП), Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская. Следует подчеркнуть, что Либерально-демократическая партия, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларусь и с критикой действий ряда оппозиционных партий.

 

 

 

Значимость партий.

 

В настоящее время партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования, отличается нестабильностью и имеет свои особенности. Не все партии способны разработать научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет Беларуси, в их программах отсутствуют механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта. Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую осуществляет назначенное Президентом и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1).

Гражданская активность в политических партиях. Причины малой популярности партий у населения

 

В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.     Между политическими силами со схожей идеологической ориентацией не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий. В связи со слабой материально-технической базой большинство политических партий не имеет собственных средств массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них. Поскольку политические партии не обладают властными рычагами для решения насущных проблем трудящихся, люди не видят в их существовании большой пользы и не нуждаются в них. Этим частично объясняются низкие рейтинги политпартий. Так, по данным Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, самый высокий рейтинг у поддерживающей Президента страны Коммунистической партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую партию – 1,2 %. В то же время более половины жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения ни одной из политических партий. Наличие объективных трудностей во многом объясняет причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др. Особо важное место в современных политических партиях занимают политические лидеры. Они, как правило, являются их брендом, особенно в ходе избирательных кампаний, в общении с людьми и средствами массовой информации. Партийные лидеры должны выражать существующие интересы, в этом смысле – быть отражением настроений партийного электората, своих избирателей – всегда находиться впереди «на белом коне». Они во многом влияют на политическую партию, в некоторых случаях полностью сравниваются с ней, «растворяются» в ней. Современная политическая реальность, заставляет партийных лидеров жить по новым, ранее совершенно не знакомым и непонятным им правилам – быть компетентными и мобильными, элегантными и эрудированными, выражать социальные ожидания и заказы людей, понимать их настроения, а не быть Бабой Ягой на метле и в ступе, пытающейся призывами и заклинаниями вести электорат к лучшей жизни. Новые условия требуют полной смены поведенческой парадигмы современных партийных лидеров, формирования их принципиально нового имиджа. Что в Беларуси так и не произошло и не очень скоро произойдет. Как результат, у подавляющего большинства белорусских политических партий нет запоминающихся лидеров, отвечающим современным требованиям и способных в трудные политические периоды принимать необходимые политические решения или хотя бы демонстрировать, что они готовы взять на себя ответственность за положение дел в государстве. Руководители многих политических партий просто-напросто не интересны. У них полностью отсутствует не только харизма, но даже элементарная привлекательность. Под вопросом и моральный облик лидеров некоторых политических партий. Следует особо подчеркнуть, что, как показали социологические исследования, о подавляющем большинстве партийных лидеров многие люди вообще никогда ничего не слышали. Их рейтинг, как говорится, ниже плинтуса – 0, 00… процента. История показывает, что политические партия нужны до тех пор, пока они служат людям, выполняют и отражают их запросы и интересы, эффективно и целеустремленно сражаются за них.

 

 

ПОИСК ИДЕОЛОГИИ

 

Классический набор признаков политической партии, как известно, включает в себя и наличие идеологии. Обретение идеологической идентичности лишь на первый взгляд представляется простым. В целом вариантов видения и объяснения мира не так уж много. В самом общем виде можно сказать, что большинство из них располагается в смысловом поле между такими глобальными понятиями, как "свобода" и "равенство". Понятно, что конкретных вариантов и комбинаций здесь может быть великое множество, но и это множество уже получило свое оформление в демократической политической практике. Однако, как показывает опыт, простые идеологические аналогии с политическими партиями Европы, отраженные в названиях белорусских политических партий, еще не означают действительного обретения идеологической идентичности. Заметим, что особенности политических доктрин, а также различия между ними, не только не известны широкой общественности, но далеко не всегда осознаются рядовыми членами политических партий. Прежде всего, речь, безусловно, должна идти о некоторых вариациях на тему левой идеи. Формальное начало дробления белорусских коммунистов было положено референдумом 1996 года, после которого в стране появились две партии, называющие себя коммунистическими: Коммунистическая партия Белоруссии (ортодоксальная по идеологии и практикам) и Партия коммунистов белорусская (менее ортодоксальная по фразеологии и уже похожая на еврокоммунизм по практикам). Во-вторых - и это, пожалуй, самое главное - левая идея, перестав быть монопольной, пережила и содержательную трансформацию вполне в духе времени. Это проявилось в некоторых принципиальных заменах: воинствующего материализма - на "православный атеизм", пролетарского интернационализма - на братство славянских народов, тотальной национализации - на "хорошие стороны рынка" и т.п. На мойвзгляд, этот конгломерат сегодня можно назвать "стихийной новой левой" (СНЛ) идеей. Ее сторонники действительно левые (выступают за госсобственность и госконтроль), стихийные (не пользуются какой-либо стройной теорией) и новые (дрейфуют от марксизма-ленинизма к гибриду полудемократии и ксенофобических идей). В Беларуси СНЛ получила свое оформление в виде президентской "вертикали", во многом копирующей структуру КПСС-овского управления. В этом смысле именно "вертикаль" и может быть названа новой левоконсервативной партией власти.  Разумеется, официальное изложение своей идеологии каждой из компартий выглядит иначе. В наибольшей мере это касается ПКБ, представляющей оппозицию нынешней власти и последовательно защищающей идеи парламентаризма. Однако нынешние компартии, даже если будут переименованы и сменят свои политические словари, своего стихийного нового левого избирателя будут иметь еще весьма долго.  Иные варианты развития общества были сформулированы не-левой оппозицией - НЛО. Предложенный термин и невольная аббревиатура, наводящая на мысль о летающих тарелках, на наш взгляд, весьма удачно совмещаются. Сегодняшние не-левые, которых часто называют емким словом "демократы", - явление, еще требующее своего опознания в белорусском политическом пространстве. Не-левую оппозицию составляют те, кому удается в равной мере сочетать оппозиционность существующей власти и реформаторские устремления на основе не-коммунистических проектов с большей или меньшей долей либеральных элементов.  Белорусская НЛО рождалась в русле борьбы за суверенитет, но, в конечном счете, не стала крепить ряды национал-демократов, а начала создавать самостоятельные политические отряды, ориентированные не только (а иногда и не столько) на лобовое противостояние и активные прямые действия против вертикали по любым поводам, сколько на строительство элементов гражданского общества: создание структур независимого образования, профсоюзов, женских, молодежных, религиозных и правозащитных обществ и объединений. Именно не-левые, как бы тщательно они ни проговаривали свои аналогии с политическими партиями Европы, с кем бы ни пытались дружить в Европе, под какие бы социально-философские идеи Европы ни пытались подгонять свои доктрины, будут всего лишь НЛО и в качестве таковой будут идентифицированы собственным избирателем.  А что же национальная идея? И она была избрана целым рядом партий, наиболее заметным среди которых стал Белорусский народный фронт. Более того, в общественном сознании БНФ является едва ли не монопольным "держателем" национальной идеи. Национальная идея рождалась как идея борьбы и противостояния. Первоначально это была борьба с коммунистической идеей, позже - с ее наследником - нынешней белорусской властью, ориентированной на союз с Россией. Национальная идея в Беларуси - это всегда идея суверенитета, который по прошествии почти десяти лет независимости по-прежнему остается в центре общественной дискуссии. Заметим, что для большинства постсоветских стран вопрос о ценности суверенитета давно решен. Беларусь в этом смысле представляет собой исключение. Это и делает идеологическое пространство Беларуси весьма специфичным.  Последнее обстоятельство столь определенно, что способно достаточно точно обозначить сторонников и противников. И это несомненное преимущество национальной идеологии в ее оппозиционном варианте. Вместе с тем это позволяет говорить и о некоторой исчерпанности ее потенциала, поскольку национальная идея вроде бы не требует пространных проектных проработок. Национальная идея в белорусском контексте как идея защиты суверенитета представляется политическим партиям самодостаточной.   Таким образом, можно говорить о складывании (в самом первом приближении) идеологического спектра политических партий. Дальнейшая идеологическая идентификация во многом будет зависеть от того, сколь интенсивным будет диалог между партиями по теоретическим основаниям. Сегодня, на мой взгляд, такой диалог практически не ведется.

Информация о работе Становление и развитие политических партий в Республике Беларусь