Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа
Способность граждан к принятию рациональных решений, учас¬тию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систе¬матического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, по¬могающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телеви¬дение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, крити¬чески анализировать получаемую информацию.
Целью моей работы является выяснение предмета и объекта политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Политология как наука…………………………………………………..…4
1.1. Предмет политологии. Взаимодействие с другими общественными
науками…………………………………………………………………………….4
1.2. Методы и функции политологии…………………………………………...8
§ 2. Становление и развитие политологии……………………………………..10
2.1. Основные этапы в истории развития политологии…………………..…..11
2.2. Русская политология………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Список литературы……………………………………………………………..18
Становление и развитие политологии как науки.
Введение…………………………………………………………
§ 1. Политология как наука…………………………………………………..…4
1.1. Предмет политологии.
Взаимодействие с другими
науками……………………………………………………………
1.2. Методы и функции
политологии…………………………………………...
§ 2. Становление и развитие политологии……………………………………..10
2.1. Основные этапы в истории развития политологии…………………..…..11
2.2. Русская политология…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами контроля за правительством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарные или даже тоталитарные, диктаторские режимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, критически анализировать получаемую информацию.
Целью моей работы является выяснение предмета и объекта политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.1
§ 1. Политология как наука.
Вычленение любой научной
дисциплины требует определения
прежде всего тех проблем, которые
составляют предмет ее исследования.
Важно сформулировать ее цели, показать
отличие от других социальных и гуманитарных
дисциплин, обозначить место в системе
смежных дисциплин. Невозможно представить
себе любую научную дисциплину без
четких методологических принципов, применения
собственных методов
1.1. Предмет политологии. Взаимодействие с другими общественными науками.
Политическая наука - учение о политике.
Политология - разветвленная отрасль общественных наук изучающих политику, политические институты, политические властны отношения в обществе, политические процессы, политическое сознание и специфику их развития в различных обществах;
-самостоятельная наука, которая имеет свой предмет и объект.
Предметом политологии является закон и формирование власти; формы и методы её функционирования; использование в государственно организованном обществе; политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода политолога к анализу экономического, социокультурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.3
Следует иметь в виду,
что политология представляет собой
целую совокупность наук, отличающихся
друг от друга методами, подходами,
способами исследования политической
жизни, но объединяемых предметом, которым
является или политика в целом, или
отдельные ее стороны.
В структуру политологии как достаточно разветвленной
системы знаний о политике входят следующие
науки:
— история политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;
— политическая философия (философия политики). Часть
политологии, определяющая принципы исследования
и представления о месте политики в системе
социальных отношений; она осуществляет
формирование категориального, понятийного
аппарата политической науки;
— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль
политического знания, занятая изучением
конкретных политических явлений и процессов,
построенным на сборе, обобщении и анализе
эмпирических данных. В наше время служит
рациональной базой реальной политики,
используется для прогнозирования и принятия
политических решений, при постановке
задач и выборе тактики достижения политических
целей;
— политическая психология. Она изучает политическое поведение
и его мотивацию, особенно в массовых формах;
— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.
Все социальные процессы наука реализует в политической власти.
Власть – выражение политической и государственно воли, влияние субъекта на объект власти.
Политика – деятельность людей в сфере политических отношений, отношений между различными социальными группами, нациями, государствами, классами, регулирование многообразием человеческих отношений в целях удовлетворения их жизненных потребностей.
Характерные черты политики:
— связь частного и общего, интереса
личности и интереса социальной целостности
(группы, страны, человечества): мы входим
в мир политики, когда решаем не только
свои частные проблемы, но действуем, исходя
из понимания их связи с задачами, далеко
выходящими за рамки наших личных интересов,
когда этими же проблемами озабочены многие
другие люди;
— любой тип политики связан
с решением проблем существования и функционирования
государства — такого социального института,
который как раз и служит для решения проблем,
интересующих все общество;
— связь с действиями и интересами
больших масс людей;
— целенаправленная деятельность,
предполагающая необходимость трезвого
анализа, учета многообразия условий и
компонентов политических действий, чисто
импульсивное реагирование здесь имеет
чрезвычайно низкую результативность
(хотя сплошь и рядом встречается в реальной
политике);
— властный характер, способность
принуждения, волевого воздействия для
придания целенаправленности действиям
многих людей.
Необходимо принимать во внимание,
что все вышеназванные качества не изолированы,
а взаимно дополняют друг друга: так, властный
характер политики предопределяет использование
государственного механизма; соединение
частных и общих интересов осуществляется
в теоретической форме, а реализация теории,
программы предполагает обращение к механизмам
власти. Роль политики в общественной
жизни определяется ее функциями, среди которых можно выделить следующие:
— осуществление авторитарного
(властного) распределения основных
социальных ценностей, в качестве которых
могут выступать самые
— интеграцию, объединение
всех элементов общественной жизни,
мобилизацию социальных ресурсов для
реализации общих целей и интересов
общества;
— реализацию общей воли в условиях
наличия социальной дифференциации, многообразия
интересов и социально-политических ориентации
людей.
1.2. Методы и функции политологии.
Методы политологии
1. Системный метод – рассмотрение
политики как целостного сложного организма,
который находится в непрерывном взаимодействии
с окружающей средой. 2. Бихевиористский метод акцентирует внимание
на поведении человека в сфере политики.
3.Количественные методы – статистические
исследования, анкетные исследования,
опросы, лабораторные эксперименты, особенно
в сфере международной политики.
К эмперическим относятся:
1. Наблюдение – отслеживание событий, изучение групп людей… 2.Контент анализ – целенаправленное изучение определенных документов ( кодексов, книг…) для сравнения, как изменилась ситуация. 3.Опрос – выявление информации через анкеты и тому подобное. 4. Игровые методы – конструкторование ситуации (как будет проходить процесс и тому подобное).
Функции политологии как
науки и учебной дисциплины
Политология тесно связана
с жизнью общества, с его политической
системой. Социальное признание политологии
определяется теми функциями, которые
она осуществляет в интересах стабильности
общества. Вот наиболее важные из них:
1.Теоретическая - имеет своей целью разработку
основных концептуальных парадигм, объясняющих
характер политического развития общества
на его разных этапах. Такого рода парадигмы
должны быть, с одной стороны, достаточно
общими, чтобы охватить политическую жизнь
общества в целом, а с другой – в максимальной
степени конкретными, чтобы не потерять
из виду характер взаимоотношений отдельных
частей этого целого.
2. Методологическая - с помощью неё раскрываются
общие закономерности политики, различных
политических систем, политических отношений,
создается база для развития более частных
политических теорий и для других общественных
наук.
3. Аналитическая функция - позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества.
4. Прогностическая - предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, своевременное внесение корректировок в политическую деятельность субъектов политики.
5. Воспитательная – выражается в утверждении определённой политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения.
6. Мировоззренческая – позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов, правильно определять свое место в политической жизни общества.
7. Прикладная функция - предусматривает практическое использование достижений политологии, разработку критериев эффективности деятельности политических институтов. Функции политологии тесно взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга.
§ 2. Становление и развитие политологии.
Процесс формирования и выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий, которые приходятся на конец XIX - начало XX в. В Германии о начале политической науки можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX века правовой школы, поставившей своей целью изучение государства в различных его аспектах и проявлениях. Разумеется, основы этой школы были заложены работами Канта4 и Гегеля5, особенно "Философией права" последнего. Немаловажную роль здесь сыграли известные немецкие правоведы и государствоведы. Главная особенность этой школы состояла в том, что она сводила политическое исследование к идее государства, интерпретируемого как комплекс формальных конституционных норм. Политическая наука, таким образом, превращалась в науку догматическую, лишенную возможности изучения социальной реальности.6
Информация о работе Становление и развитие политологии как науки