Становление и развитие политологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Способность граждан к принятию рациональных решений, учас¬тию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систе¬матического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, по¬могающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телеви¬дение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, крити¬чески анализировать получаемую информацию.
Целью моей работы является выяснение предмета и объекта политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

§ 1. Политология как наука…………………………………………………..…4

1.1. Предмет политологии. Взаимодействие с другими общественными
науками…………………………………………………………………………….4

1.2. Методы и функции политологии…………………………………………...8

§ 2. Становление и развитие политологии……………………………………..10

2.1. Основные этапы в истории развития политологии…………………..…..11

2.2. Русская политология………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………….…..17

Список литературы……………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Становление и развитие политологии как науки.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

2.1. Основные этапы в истории развития политологии.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство»7, «Законы»8, «Республика»9, «Государь», популярные у современных политологов.

Политология, как самостоятельная  наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения  мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что  по времени совпало с Новым  и Новейшим периодами истории, а  точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно  подчеркнуть, что мир политического  в собственном смысле слова - это  исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого  социума произошли на определенном этапе исторического развития и  тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического  и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и так далее.

В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой  степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического  знания было тесным образом связано  с процессами становления и изменения  конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое  в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды  Нового и новейшего времени, в  формировании и развитии их государственной  системы.

Можно выделить три крупных  этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Прежде всего, необходимо отметить, что античная политическая мысль находилась под большим влиянием мифологических представлений. И это наложило отпечаток на основные политические идеи античных авторов. Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса. К правильным Аристотель относил такие формы государства, как: монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной. Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей. Полития (республика) – выборная власть многих (большинства). К неправильным формам были отнесены: тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы. Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде. Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы. Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать Аврелия Августина-Блаженного (354–430 гг.) и Фому Аквинского (1226 –1274 гг.). Августин-Блаженный написал трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Другой мыслитель – Фома Аквинский – развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию. По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.

Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и истока их научного анализа. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно отразить в следующих положениях:

1.      Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».

2.      Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.

3.      Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.

В  ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории: теория политического психоанализа, теория политической культуры, теории политических конфликтов и другие.

2.2. Русская политология.

Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская  политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще  в Киевской Руси. К произведениям  этого жанра относится трактат  митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных  лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи выступавшие за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором славянофилы искали пути возвращения к правде и традициям старой «Святой Руси». Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет к гибельному для страны деспотизму власти. Западники считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного  на праве.

Приверженцем так называемого  «Правительственного либерализма» являлся Михаил Сперанский (1772–1839 гг.). Он был первым в России теоретиком правового государства, выступавшим  за постепенный переход страны путем  реформ «сверху» к конституционной  монархии, в которой должно утвердиться  разделение властей. Многие из его идей были востребованы  революционерами-декабристами. Если Муравьев поддерживал идею конституционной монархии, то Пестель пошел дальше, доказывая необходимость утверждения в России демократической республики.

В середине XIX века был отмечен  бурный подъем народничества, в рамках которого выделились разные идейно-политические направления. Народники-пропагандисты  выступали за «Рабочий социализм», который им представлялся «царством  солидарности трудящихся». Народники-анархисты  разработали «доктрину антивласти», согласно которой государство являлось «циничным отрицанием человечности, ареной разбоя и насилия».

Во второй половине ХIХ  века в России начал распространятся  марксизм, учителями которого стали  Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма  и большевизма, во главе которых  соответственно встали вышеназванные  деятели. Первые являлись приверженцами  ортодоксального марксизма, выступали  против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной  пролетарскую революцию в одной  отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.

В начале 20-х годов, сразу после того, как в России произошла третья Русская революция (октябрь 1917 г.), появилось еще одно идейно-политическое течение – Евразийство. Его родоначальник – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная зона евразийской цивилизации», поэтому приоритет имеют условия политического «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой соединение в политической сфере общества европейских и азиатских элементов, которым не противоречил и большевизм.

В советский период в нашей  стране развитие политической науки  происходило в жестких рамках теории научного коммунизма. Переоткрытие политологии началось в условиях горбачевской перестройки. В настоящее  время институционализировались и  успешно развиваются все основные направления российской политической науки.10

Заключение.

Если в первой половине XX в. в развитии политологии превалировала  идея совершенствования методов  и способов исследований, то во второй половине развитие пошло по пути конкретизации  предметов исследований. Общим продолжает оставаться усиление прагматической направленности политологии и повышение роли ее прикладных отраслей.

Политология имеет хорошие  возможности быть наукой о накопляемом  политическом опыте, меньшие - о политике настоящей и ограниченные - о политике будущего. Как выразился однажды  современный французский политолог и социолог М.Дювеpже, политическая наука может разоблачать обман (и иллюзии), но не более того.

Работая над данной темой, я постаралась выявить особенности  и сущность науки политологии, составить  представление о ее предмете и  функциях, взаимодействии со  смежными общественными дисциплинами, ответить на ряд вопросов, поднятых в водной части  работы, уяснить для себя то, как важно изучать эту науку, особенно на современном этапе развития российской действительности.

 

 

 

 

Список литературы.

[1] Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. – СПб., 1994,  – 482 с.

[2] К. С. Гаджиев. Политическая наука.1994 часть I, 130c.

[3] Пугачев В,П,, Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Аспект-пресс, 2007. – 476 с.

[4] http://www.politnauka.org

[5] http://www.politstadies.ru

[6]http://mirslovarei.com/pol_a

 

 

 

1 [3.,С.4-5]

2 [2.,С.5]

3 http://www.politnauka.org/library/uchebnik/gadzhiev.php

4 Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.

5 Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

6[2.,C, 7]

7 Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.[6]

8 Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Проект закона становится законом после принятия и утверждения его высшим законодательным органом государственной власти. Справедливость закона определяется его степенью соответствия господствующим нормам морали или нравственности, присущим данному обществу на данной территории и в данное время. [6]

9 Республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок органом власти. [6]

10 [1, С…]

 


Информация о работе Становление и развитие политологии как науки