Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:34, контрольная работа
Способность граждан к принятию рациональных решений, учас¬тию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систе¬матического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, по¬могающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телеви¬дение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, крити¬чески анализировать получаемую информацию.
Целью моей работы является выяснение предмета и объекта политологии и показ реальной исторической эволюции политических идей и теорий с античных времен до настоящего времени.
Введение…………………………………………………………………………...3
§ 1. Политология как наука…………………………………………………..…4
1.1. Предмет политологии. Взаимодействие с другими общественными
науками…………………………………………………………………………….4
1.2. Методы и функции политологии…………………………………………...8
§ 2. Становление и развитие политологии……………………………………..10
2.1. Основные этапы в истории развития политологии…………………..…..11
2.2. Русская политология………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Список литературы……………………………………………………………..18
2.1. Основные этапы в истории развития политологии.
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство»7, «Законы»8, «Республика»9, «Государь», популярные у современных политологов.
Политология, как самостоятельная наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с Новым и Новейшим периодами истории, а точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова - это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и так далее.
В истории Запада формирование политического знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего времени. В целом формирование политического знания было тесным образом связано с процессами становления и изменения конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды Нового и новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы.
Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.
Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Прежде всего, необходимо отметить, что античная политическая мысль находилась под большим влиянием мифологических представлений. И это наложило отпечаток на основные политические идеи античных авторов. Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса. К правильным Аристотель относил такие формы государства, как: монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной. Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей. Полития (республика) – выборная власть многих (большинства). К неправильным формам были отнесены: тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы. Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде. Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы. Если античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство и политику, то во времена Средневековья апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать Аврелия Августина-Блаженного (354–430 гг.) и Фому Аквинского (1226 –1274 гг.). Августин-Блаженный написал трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Другой мыслитель – Фома Аквинский – развивает политические идеи в работах «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию. По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.
Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и истока их научного анализа. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Состоялся переход от религиозной к светской политической науке. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), он разработал концепцию политики, которая получила название «Макиавеллизм». В концепции обосновывается мысль о том, что в политике «цель оправдывает средства». В этой теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Он обосновал положение о постоянной смене форм государственного правления, которая происходит циклически и связана с объективными законами общественного развития. При этом благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.
В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов. Ярким явлением обществоведческой мысли ХIХ века стал марксизм (основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс), составной частью которого стала политическая доктрина. Известно, что одной из трех составных частей марксистского учения является теория научного коммунизма, в котором политическая концепция занимает основное место. Тезисно существо последней можно отразить в следующих положениях:
1. Власть, государство, политическая система относятся к основным институтам общества и не могут не иметь классовую природу, ибо они возникают с расколом человеческого общества на антагонистические классы. Их природу нельзя понять из самой себя, ибо она коренится в «в материальных жизненных отношениях» общества, в силу чего «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».
2. Будучи обусловленные характером господствующего способа производства, государство и политическая надстройка в целом оказывают активное обратное воздействие на материальный базис, замедляя либо ускоряя его развитие.
3. Возникая в дифференцированном обществе как инструмент подавления господствующим классом угнетенных и эксплуатируемых классов, государство и политическая надстройка будут существовать не вечно. Они начинают отмирать по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие победоносной революции рабочего класса и осуществления диктатуры пролетариата.
В ХХ веке постепенно самые активные политические исследования переместились в США. Здесь были разработаны наиболее известные ныне научные теории: теория политического психоанализа, теория политической культуры, теории политических конфликтов и другие.
2.2. Русская политология.
Отдельным направлением эволюции политической мысли является русская политология. Первые общественно-политические идеи в России стали появляться еще в Киевской Руси. К произведениям этого жанра относится трактат митрополита Иллариона (ХI в.) «Слово о законе и благодати». Политические мотивы содержит также «Повесть временных лет» (1113 г.). В условиях реформ Петра I заметное распространение получили политические идеи выступавшие за строгую государственную регламентацию общественного производства, труда и быта подданных, права и обязанности основных сословий общества в государстве. В этот временной период стало формироваться идейно-политическое течение славянофильства, в котором славянофилы искали пути возвращения к правде и традициям старой «Святой Руси». Самодержавность Святой Руси заключалась, по их убеждению, в непреходящей ценности православной монархии по типу Московского Царства. А императорская Россия – это подражание Западу и ведет к гибельному для страны деспотизму власти. Западники считали, что Россия достойна европейских свобод и цивилизованного государственного устройства, основанного на праве.
Приверженцем так называемого
«Правительственного
В середине XIX века был отмечен
бурный подъем народничества, в рамках
которого выделились разные идейно-политические
направления. Народники-пропагандисты
выступали за «Рабочий социализм»,
который им представлялся «царством
солидарности трудящихся». Народники-анархисты
разработали «доктрину
Во второй половине ХIХ века в России начал распространятся марксизм, учителями которого стали Георгий Плеханов и Владимир Ульянов (Ленин). В начале ХХ века марксизм воплотился в идейно-политических течениях меньшевизма и большевизма, во главе которых соответственно встали вышеназванные деятели. Первые являлись приверженцами ортодоксального марксизма, выступали против искусственного ускорения политической революции в России. Большевики ревизировали марксизм и считали возможной пролетарскую революцию в одной отдельно взятой и самой слаборазвитой капиталистической стране, благодаря чему в ней будет облегчен процесс отмирания государства и установления коммунистического самоуправления народа.
В начале 20-х годов, сразу после того, как в России произошла третья Русская революция (октябрь 1917 г.), появилось еще одно идейно-политическое течение – Евразийство. Его родоначальник – Николай Трубецкой в 1920 году выпустил манифест евразийства «Европа и человечество». А в августе 1921 года вышел в свет известный трактат «Исход к Востоку. Утверждение евразийцев». Их политическая доктрина исходила из того, что Россия есть «культурная зона евразийской цивилизации», поэтому приоритет имеют условия политического «месторазвития». Месторазвитие России неповторимо и представляет собой соединение в политической сфере общества европейских и азиатских элементов, которым не противоречил и большевизм.
В советский период в нашей
стране развитие политической науки
происходило в жестких рамках
теории научного коммунизма. Переоткрытие
политологии началось в условиях
горбачевской перестройки. В настоящее
время институционализировались и
успешно развиваются все
Заключение.
Если в первой половине XX в. в развитии политологии превалировала идея совершенствования методов и способов исследований, то во второй половине развитие пошло по пути конкретизации предметов исследований. Общим продолжает оставаться усиление прагматической направленности политологии и повышение роли ее прикладных отраслей.
Политология имеет хорошие
возможности быть наукой о накопляемом
политическом опыте, меньшие - о политике
настоящей и ограниченные - о политике
будущего. Как выразился однажды
современный французский
Работая над данной темой,
я постаралась выявить
Список литературы.
[1] Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология. Обзор основных направлений. – СПб., 1994, – 482 с.
[2] К. С. Гаджиев. Политическая наука.1994 часть I, 130c.
[3] Пугачев В,П,, Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Аспект-пресс, 2007. – 476 с.
[4] http://www.politnauka.org
[5] http://www.politstadies.ru
[6]http://mirslovarei.com/pol_
1 [3.,С.4-5]
2 [2.,С.5]
3 http://www.politnauka.org/
4 Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.
5 Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.
6[2.,C, 7]
7 Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.[6]
8 Закон - это общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и(или) их отношения с государством. Проект закона становится законом после принятия и утверждения его высшим законодательным органом государственной власти. Справедливость закона определяется его степенью соответствия господствующим нормам морали или нравственности, присущим данному обществу на данной территории и в данное время. [6]
9 Республика - это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок органом власти. [6]
10 [1, С…]
Информация о работе Становление и развитие политологии как науки