Становление и развитие социально-политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Первые политические учения появились в условиях раннеклассовых обществ и государств. Сменявшие друг друга, они обусловливались не только интересами определенных классов, но и выражали общечеловеческие ценности — идеи справедливости, общего блага, свободы и т.д. При этом история развития политических учений есть одновременно и история борьбы политических идей, поскольку интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а зачастую носили противоположный характер.

Содержание работы

Введение 2
I. Политические идеи Древнего мира 6
I.1. Возникновение политических идей в Древнем мире 6
I.2. Политические учения Древней Греции 8
I.3. Политические учения Древнего Рима 12
I.4. Политические учения Древнего Востока 14
I.4.1. Древняя Индия 14
I.4.2. Древний Китай 18
Выводы 22
II. Политическая мысль Средневековья 24
II.1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи 24
II.2. Политическая философия Августина Блаженного 27
II.3. Фома Аквинский 28
II.4. Никколо Макиавелли 30
II.5. Политико-правовые идеи средневековых ересей 32
Выводы 35
Заключение 37
Практическое задание 39
Словарь основных понятий 41
Литература 42

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

     Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 в. она была частью философии, а также тесно связана с религией. Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти. История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками. Уже в древних государствах Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.

     Т.к.в  древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель- улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности. Другие же учения (Аристотель, Конфуций) выражают интересы большей части населения, улучшения уровня жизни, сглаживают социальное неравенство.

     Средние века - период спада в истории  политических и правовых учений по сравнению с античным миром. Перемещение  центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты святого писания и каноны церкви - все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.

     Но  и в период Средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение  на первый план проблемы соотношения  церкви и государства неизбежно  порождало споры о сущности, целях, задачах государства, о его отличии от церкви. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом, как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. Демократические и революционные тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологи ряда еретических движений средних веков.

     Применяя  к государству и праву тексты святых писаний о равенстве людей  перед Богом, радикальные ереси  обосновывали равенство людей перед законом их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.  

 

Практическое  задание

     Задание № 9 стр. 6 по учебному пособию-практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004)

     Русский философ Н. Бердяев  писал: "В политике огромную роль играет ложь и мало места принадлежит правде. На лжи воздвигались государства и на лжи они разрушались. И часто говорят, что без лжи все погибло бы в этом мире и наступила бы полная анархия. Макиавеллизм не есть какое-то специальное направление в политике Ренессанса, но есть сущность политики, которую признали автономной и свободной от моральных ограничений. Макиавеллизм практикуют консерваторы и революционеры" (экзистенциальная диалектика божественного и человеческого).

     Разделяете  ли Вы позицию автора? Аргументируйте свою точку зрения.

              Политика  – это искусство  из множества мелкой лжи сделать нечто  похожее на одну большую правду. (В.Швебель)

      Я считаю, что с Николаем Александровичем  Бердяевым можно согласиться. Очень часто в борьбе за захват и удержание власти ложь и обман дают ряд преимуществ. Объекты лжи чаще всего не могут определить истинных намерений в поведении политика – субъекта лжи, поскольку его речь может быть не связана с последующими действиями.

      Многое  сегодня в политике строится на лжи и обмане. Многим лживым фактам есть доказательства, поэтому постоянно лгущий политик имеет довольно определенную репутацию, от которой трудно избавиться. Более того, даже тогда, когда этот политик говорит правду, веры ему не будет. Словом, репутация лжеца приводит к его дискредитации и негативно влияет на собственных сторонников.

      Ложь  со стороны политика может быть и  никогда не раскрыта. В таких ситуациях  действительно можно говорить, что  «…на лжи воздвигались государства…».

      Я считаю, что политикам следовало бы меньше лгать, чем они это делают в реальности. Но бывает и так, что ложь обусловлена требованием ситуации, а значит, планируется с учетом действия разнообразных факторов. В таких ситуациях ложь оправдана. Часто это можно проследить в кризисе, т.к. в данном случае сообщение правдивой информации может привести к негативным последствиям ( паника, бунты).

      В заключение хочется привести несколько  примеров, где политическая ложь была раскрыта:

1) Неоднократные чрезмерно оптимистические высказывания первого вице-премьера А.Чубайса о динамике экономического спада, его обещания населению в приобретении автомобиля за ваучер и т.д.;

2) В.Жириновский,  постоянно говорящий о сотрудничестве  отдельных членов правительства  с зарубежными спецслужбами;

3) Чингис-хан  действовал подобным образом,  распространяя сведения об огромных  размерах своей армии, что снижало  боевой дух врагов;

4) Спецслужбы фашистской Германии старались убедить жителей Великобритании в слабости и неспособности Германии к активной борьбе, назывались даже конкретные даты поражения. Когда же указанная дата наступала, германская армия все еще продолжала активно сражаться, что приводило англичан в уныние и вызывало недовольство правительством.

5) При подготовке к выборам в Думу (1995г.) коммунисты официально заявляли о том, что рассчитывают на 10% голосов. Тем более были эффективными реальные результаты. 

 

Словарь основных понятий

     Монархия (греч. monarchia — единовластие) — одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица — монарха — верховной власти, которая передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную) и конституционную монархии.

     Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство, вероломство, приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение.

      Аристократия (греч. aristokratia от aristos — лучший и kratos — власть) — форма правления в государстве и социальный строй, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим, как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов, знати), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей). В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г. Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э. Беок. И. Бентам) аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным — монархическим, демократическим структурам в государстве, а также гарантом от узурпации власти. В Англии носителем принципа аристократии считалась палата лордов — верхняя палата британского парламента. В истории аристократическая республика существовала, к примеру, в античной Спарте, в средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде, в Голландии нового времени. В государствах с монархическим строем аристократия носила черты латентной или открытой политической оппозиции верховной власти, являясь таким образом ограничителем ее безраздельного господства.

     Олигархия – политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота власти принадлежит определенной обособленной элите (военным, латифундистам и пр.). Вместе с тем употребляются понятия «финансовая олигархия», «промышленная олигархия», указывающие на общественную сферу и социальный слой, осуществляющий здесь безраздельное господство. Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

     Тимократия  (греч. timos - цены, честь; kratos -власть) - форма олигархии в Древней Греции, правление при котором власть принадлежит привилегированному большинству с высоким имущественным цензом. Тимократия  означала практику разделения народа в зависимости от имущественного ценза, когда определялись размеры денежных платежей, воинская повинность, а также возможность содержать необходимое количество конец и т.д., что существенно влияло на определенные права.

     Термин  тимократия встречается у Платона ("Государство", 8, 545) и Аристотеля ("Этика", 8-12). По Аристотелю, тимократия - это государственное устройство, при котором граждане обладают определенными политическими правами в зависимости от размеров их имущества. По Платону, тимократия (тимархия)- это господство благородных и честолюбивых воинов, что берется за честь и основу. Тимократия рассматривается как близкая к "наилучшему государству". Платон подчеркивает и недостатки тимократии, которые он видит в неком элементе нестабильности.

     Тирания – форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем, основанная на единоличном правлении. Особенностью является то, что она возникает  в переходной период борьбы народа (демоса) с родовой знатью (аристократией) и опирается на народ для борьбы с аристократической оппозицией. Социальный смысл оправдания власти тиранов специалисты устанавливают в проведении непопулярных реформ, направленных объективно на улучшение положения демоса, развития  новой социальной иерархии, формировании сильной государственности.

     Демократия (греч. demos — народ, kratos — власть) — народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

     Полития – первое название «политики», данное Аристотелем.

Литература 

1. История  политических учений.  / Под ред.  Денисова А.И. Ч. 1. М.,1982.

2. История  политических и правовых учений. / Под ред. Нерсесянца B.C. М,, 1988.

3. Философская   энциклопедия.   Статьи,   посвященные   Аристотелю, Платону, Цицерону, Аквинскому, Макиавелли и т.д.

4. Идеи  Средневековья и Возрождения.  Политические идеи Нового времени  //Сморгунов  Л. Семенов В.  Политология. – СПб, 1996.

5. История  политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

6. История  политических учений.  // Под ред.  О.В.Мартышина. – М., 2004.

7. Лазарев  В.В. История государственно-правовых  учений. – М., 2006.

8. Интернет-источники

Информация о работе Становление и развитие социально-политических идей