Становление многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть более подробно тему многопартийности в России. От сюда вытекают задачи: описать историю возникновения и формирования многопартийности, место многопартийности в политической системе общества, роль политических партий в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. История формирования многопартийной системы в России……………4
2. Становление многопартийной системы…………………. ………………6
2.1. Многопартийность, как одна из партийных систем…………………..10
2.2. Особенности партиобразования в России……………………………..11
3. Роль и функции партий в политической системе……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Рубцовский  индустриальный институт

ГОУ ВПО  «Алтайский государственный технический  университет им.          И.И. Ползунова» 
 
 
 
 
 
 

Кафедра

 «Гуманитарных дисциплин» 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: Политология

На тему:  Становление многопартийности в России

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Никифорова А.О.

группы  АТ-81 

Проверил: Попов В.И. 
 
 
 
 
 

Рубцовск 2010 г. 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3

1. История формирования  многопартийной системы в России……………4

2. Становление многопартийной системы…………………. ………………6

2.1. Многопартийность, как одна из партийных систем…………………..10

2.2. Особенности  партиобразования в России……………………………..11

3. Роль  и функции партий в политической  системе……………………….13

Заключение…………………………………………………………………...15

Список  используемой литературы………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления  в стране гражданского общества. Появление  и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.  
             В нашей стране взят курс на построение демократического правового государства. Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие - многопартийность (ст. 13 Конституции). Многопартийность - один из признаков демократического режима.

      Многопартийность  и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы.

      Цель  данной работы рассмотреть более  подробно тему многопартийности  в  России. От сюда вытекают задачи: описать  историю возникновения и формирования многопартийности, место многопартийности в политической системе общества, роль политических партий в обществе. 
 
 
 
 
 
 

1. История формирования  многопартийной системы в России 

      Активный  процесс образования политических партий к концу 80-х – начале 90-х  годов 20 века в России, связанный  с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.

      Следует отметить, что процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце 19 – начале 20 веков. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения партий.

      Однако  отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революция 1905-1907 гг., во время которой насчитывалось уже более 50 политических партий.

      Партии  радикальной ориентации, стремившиеся к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия, Общероссийская партия социалистов-революционеров, «Трудовая группа», фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.

      Им  противостоял проправительственный лагерь. Проправительственные партии вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян. Затем  эти клубы трансформировались в  политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма.

      Третью  силу представляли политические партии либеральной ориентации, выражавшие интересы зародившийся буржуазии. В  силу своей слабости, обусловленной  отсутствием многочисленного среднего класса, буржуазные партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции.

      Однако  рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. [5, с. 226-227]

В странах  с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как  в досоветский, так и в советский и постсоветский периоды. 

      После Октябрьской революции 1917 года в  стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась  до конца 80-х годов. Отмена статьи 6 Конституции  СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990 года Закон СССР «Об общественных объединениях» вводил принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций. Однако возникающая многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабилен, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико. [5, с. 228] 
 
 
 

2. Становление многопартийной системы

Формирование  многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь  же быстрым исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами  и размежеваниями партийных  рядов. Причин тому несколько.

  1. Прежде всего следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России.  Всего за несколько лет в стране возникло большое число партий. Однако деятельность многих из них реально еще пока не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятия решений большинство их ближе к группам  давления, а по основным признакам, отличающим партии, они ближе к протопартиям, характеризующимся малочисленностью,  организационной слабостью, популизмом.
  2. Особенностью формирования партий в России связаны так же с их социальной базой. Исторически партии появились, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Партийное же строительство в России опережает трансформацию её социальной структуры. Формирование социально-профессиональной структуры современного индустриального типа в общероссийских масштабах далеко не завершено, в обществе численно значительны слои, занятые  «традиционными» видами хозяйственной деятельности.
  3. В основе образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие лидеры рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями. Проблема социальной базы партий в России связана также с причинами психологического социокультурного характера: у многих граждан упоминание слова «партия» вызывает негативные ассоциации, а к создаваемым партиям и их лидерам они проявляют недоверие.
  4. Трудности становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуацией и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом. В условиях поиска нового пути развития партии обращаются не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.
  5. Но, возможно, самая большая трудность в формировании многопартийной системы в России заключается в том, что российские партии не спешат преобразовываться в партии парламентского типа, т.е.  приверженные принципам конституционализма, прав и свобод личности и ориентированные на парламентский путь прихода к власти через демократические выборы. Движение в этом направлении должно способствовать переходу от опасной своей дестабилизирующей неорганизованностью множественности партий к становлению устойчивой многопартийной системы, основанной на признании всеми партиями основных принципов взаимодействия и правил политического поведения. Достижение согласия по вопросам политического поведения, взаимодействия партий позволит сделать следующий шаг – достичь согласия по поводу основных ценностных ориентаций общества и целей его развития. [2, с. 229-230]
 

      В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ч. 2, ст. 13), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами, но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий. Согласно ст. 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах. [4, с. 354]

      Выделяют  политико-организационные типы российских  политических партий (политико-организационный  тип – обобщенная характеристика типа партий с точки зрения её внутренней структуры, территориальных масштабов  политической деятельности, размеров, численности и политического представительства, характера внутрипартийных связей и особенностей межпартийного взаимодействия):

  • Массовые политические партии с развитыми региональными структурами, большой численностью членов, высокой степенью участия членов партии в   ее  мероприятиях, сильными и влиятельными руководящими органами партии, активно воздействующими на политическое представительство;
  • Относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата, своей деятельности партии этого типа ориентированы прежде все на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические возможности;
  • Малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои финансированием.
  • Карликовые партии-аутсайдеры, фактически не состоявшиеся как самостоятельные политические единицы. Они фактически не имеют региональной структуры, их численность не превышает нескольких десятков человек.
 

В свою очередь  малочисленные политические партии делаться на четыре группы.

Первая –  партии, для которых характерно наличие  крайне малочисленных региональных организации, играющих роль «опорных пунктов» столичной партийной верхушки.

Вторая  группа – партии, которые характеризуются  немногочисленностью, сочетающейся с  жестокой уставной дисциплиной, высокой  мобильностью партийного актива, развитостью  внутрипартийной иерархии, наличием лидера.

Третья  группа – партии предпринимателей.

Четвертая группа – партии, созданные представителями  политической элиты.

[4, с. 357-358]

По выше сказанному сделаем несколько выводов:

  • Политическая партия, будучи важным элементом политической системы, участвует в формировании и выражении интересов имеющихся в обществе, политической воли народа, и представляет эти интересы и волю в системе власти.
  • Тип партийной системы взаимосвязан с основными характеристиками политической системы общества.
  • Партийная система современной России находится в процессе своего становления.

2.1. Многопартийность, как одна из партийных систем 

Партийная система – совокупность отношений, характеризующих численность существующих в стране политических партий, их относительные  размеры, коалиции и стратегии.

Различают организационно оформленные партии, члены которых получают партийные  билеты и платят членские взносы и  организационно не оформленные партии, которые характеризуются отсутствием  официального членства. Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. Они могут быть: однопартийными, двухпартийными, многопартийными.

      Многопартийностью называют такую партийную систему, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий

Многопартийная  система – система, в которой  более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать, на функционирование правительственных институтов. При  этом каждая партия представляет более  или менее четко очерченные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами.

Информация о работе Становление многопартийности в России