Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:43, реферат
Цель данной работы рассмотреть более подробно тему многопартийности в России. От сюда вытекают задачи: описать историю возникновения и формирования многопартийности, место многопартийности в политической системе общества, роль политических партий в обществе.
Введение……………………………………………………………………….3
1. История формирования многопартийной системы в России……………4
2. Становление многопартийной системы…………………. ………………6
2.1. Многопартийность, как одна из партийных систем…………………..10
2.2. Особенности партиобразования в России……………………………..11
3. Роль и функции партий в политической системе……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………………….16
Федеральное агентство по образованию РФ
Рубцовский индустриальный институт
ГОУ ВПО
«Алтайский государственный технический
университет им.
И.И. Ползунова»
Кафедра
«Гуманитарных
дисциплин»
Реферат
По дисциплине: Политология
Выполнила: Никифорова А.О.
группы
АТ-81
Проверил:
Попов В.И.
Рубцовск
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История формирования
многопартийной системы в
2. Становление многопартийной системы…………………. ………………6
2.1. Многопартийность,
как одна из партийных систем……
2.2. Особенности
партиобразования в России……………
3. Роль
и функции партий в
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………….16
Введение
Возникновение
института многопартийности - один
из важнейших признаков
В
нашей стране взят курс на построение
демократического правового государства.
Это декларируется статьёй первой Конституции
Российской Федерации. Но настоящая демократия
невозможна в условиях существования
только одной партии. Это подразумевает
собой однобокость, узость общественной
идеологии, невозможность плюрализма
мнений. Именно поэтому в России признаётся
идеологическое и политическое многообразие
- многопартийность (ст. 13 Конституции).
Многопартийность - один из признаков
демократического режима.
Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы.
Цель
данной работы рассмотреть более
подробно тему многопартийности в
России. От сюда вытекают задачи: описать
историю возникновения и
1. История формирования
многопартийной системы в
Активный
процесс образования
Следует отметить, что процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце 19 – начале 20 веков. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения партий.
Однако отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок политического размежевания общества, до того времени протекавшему довольно вяло, дала революция 1905-1907 гг., во время которой насчитывалось уже более 50 политических партий.
Партии радикальной ориентации, стремившиеся к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия, Общероссийская партия социалистов-революционеров, «Трудовая группа», фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.
Им противостоял проправительственный лагерь. Проправительственные партии вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян. Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма.
Третью
силу представляли политические партии
либеральной ориентации, выражавшие
интересы зародившийся буржуазии. В
силу своей слабости, обусловленной
отсутствием многочисленного
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. [5, с. 226-227]
В странах с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как в досоветский, так и в советский и постсоветский периоды.
После
Октябрьской революции 1917 года в
стране установилась монополия Коммунистической
партии на власть, которая сохранялась
до конца 80-х годов. Отмена статьи 6 Конституции
СССР о руководящей роли партии в
обществе создала юридические предпосылки
для формирования многопартийности. Принятый
в октябре 1990 года Закон СССР «Об общественных
объединениях» вводил принцип многопартийности
в политическую жизнь. С марта 1991 года
началась регистрация партий и общественных
организаций. Однако возникающая многопартийность
иллюзорна, поскольку структура и состав
партий очень нестабилен, отсутствуют
устойчивые связи между ними. Вследствие
этого политическое влияние партий невелико.
[5, с. 228]
2. Становление многопартийной системы
Формирование
многопартийной системы в России
проходит сложно и противоречиво, сопровождается
внезапным появлением и столь
же быстрым исчезновением с
В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ч. 2, ст. 13), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами, но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий. Согласно ст. 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах. [4, с. 354]
Выделяют политико-организационные типы российских политических партий (политико-организационный тип – обобщенная характеристика типа партий с точки зрения её внутренней структуры, территориальных масштабов политической деятельности, размеров, численности и политического представительства, характера внутрипартийных связей и особенностей межпартийного взаимодействия):
В свою очередь малочисленные политические партии делаться на четыре группы.
Первая – партии, для которых характерно наличие крайне малочисленных региональных организации, играющих роль «опорных пунктов» столичной партийной верхушки.
Вторая группа – партии, которые характеризуются немногочисленностью, сочетающейся с жестокой уставной дисциплиной, высокой мобильностью партийного актива, развитостью внутрипартийной иерархии, наличием лидера.
Третья группа – партии предпринимателей.
Четвертая группа – партии, созданные представителями политической элиты.
[4, с. 357-358]
По выше сказанному сделаем несколько выводов:
2.1. Многопартийность,
как одна из партийных систем
Партийная
система – совокупность отношений,
характеризующих численность
Различают
организационно оформленные партии,
члены которых получают партийные
билеты и платят членские взносы и
организационно не оформленные партии,
которые характеризуются
Многопартийностью называют такую партийную систему, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий
Многопартийная система – система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать, на функционирование правительственных институтов. При этом каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя крайними полюсами.