Становление многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть более подробно тему многопартийности в России. От сюда вытекают задачи: описать историю возникновения и формирования многопартийности, место многопартийности в политической системе общества, роль политических партий в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. История формирования многопартийной системы в России……………4
2. Становление многопартийной системы…………………. ………………6
2.1. Многопартийность, как одна из партийных систем…………………..10
2.2. Особенности партиобразования в России……………………………..11
3. Роль и функции партий в политической системе……………………….13
Заключение…………………………………………………………………...15
Список используемой литературы………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

      Как правило, в многопартийных системах ни одна партия не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и обычно формируют коалиционные правительства или кабинеты министров. В данном случае ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или её большинства, поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки или представителей других партий.

      В Конституции РФ признаются политическое многообразие и многопартийность. Все  общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. [1, с. 264-267]

2.2. Особенности  партиобразования в России

 

   Становление многопартийности в  России в различные периоды  имело свои

   особенности, но, как правило,  в качестве непосредственных  побудительных

   мотивов для организации партии  выступали следующие факторы:

1. общность психотипов, личностные симпатии или антипатии, ориентация на  популярного политического лидера;

2. единство ценностных ориентаций, приверженность определенной системе  взглядов или идейно-политическому течению;

3. давление внешних обстоятельств раскол внутри партии, перспектива

   досрочных выборов;

4. необходимость организационной консолидации на основе общих корпоративных интересов, реализация которых оптимально достижима в рамках  парламентских структур.

    Образование политических партий в современной  России осуществлялось

 преимущественно двумя способами.

   Первый, наиболее распространенный путь - это самоорганизация "снизу", второй - предварительное конструирование политической организации "сверху". Самоорганизация политической партии

 предусматривала после возникновения в результате инициативы группы лиц первоначальное функционирование в качестве различного рода неформальных объединений (народных фронтов, клубов гражданских и правовых инициатив и т.д.).

В рамках этого пути были возможны два варианта самоорганизации: рождение партии непосредственно из политизированного неформального движения (таким образом, возникли Партия свободного труда, Русская партия, Партия возрождения) или создание ее на базе блока избирателей, с опорой на уже имеющиеся предвыборные структуры в регионах.   

      Общими  признаками всех политических партий, возникших путем самоорганизации, являются слабая организационная устойчивость и высокая степень отождествления имиджа партии с имиджем ее лидера. Партии, выросшие из неформальных организаций, характеризуются, кроме того, сильной зависимостью организационного единства партии от межличностных отношений.  
 "Снизу", из неформального движения, партии образовывались преимущественно в 1988-91 гг. , когда политически активная часть общества видела в создании партий основное средство реализации собственных политических убеждений, отличных от официальной точки зрения. 

Процесс образования партии "сверху" в действительности означал лишь формализацию уже фактически установившихся отношений между представителями определенной части политической элиты, сплоченной общими корпоративными интересами. В российской политической практике инициаторами такого создания партий были либо высшие руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, либо представители депутатского корпуса.

      Еще одним организационным источником создания партий явилось дробление  уже существующих партий и движений, в частности внутрипартийные  расколы в только что созданных  политических партиях.

Наиболее  редко встречающийся вариант  партиобразования - унитарный путь, то есть объединение нескольких политических партий. Фактически единственным в постперестроечной российской политической истории примером слияния нескольких организаций в единую партию стало создание в феврале 1993 г.

      Таким образом, если классифицировать российские политические объединения с точки зрения источника их происхождения и механизма формирования, то следует отметить, что структура современной российской многопартийности весьма неоднородна. Одни партии являются продуктами кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, возникновение третьих вызвано внешними политическими факторами, четвертых - необходимостью содействовать удовлетворению корпоративного интереса. Из-за того, что политическая система страны эволюционировала с беспрецедентной скоростью, более совершенные способы политической организации не вытеснили предшествующих.

 

3. Роль  и функции партий в политической  системе 

Для того чтобы говорить о роли партий в  жизни общества необходимо четко обозначить суть понятия слова «партия».

партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей(идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе.

Партии  выражают интересы определенных социальных сил и признаны представлять эти силы в структурах власти. В данном контексте, как уже отмечалось, партии играют ключевую роль несущей конструкции как гражданского общества, так и политической системы. В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами. Часто эти законы представляют собой довольно объемистые кодексы, детально предписывающие функции партий на общенациональном и местном уровнях. Эти предписания, в частности, включают: процедуры и правила избрания делегатов на партийные съезды или конференции; сроки и порядок их проведения, процедуры избрания должностных лиц партийной организации; порядок внесения кандидатов партии в избирательные бюллетени и избрание делегатов, но общенациональный съезд; правила расходования денег партийными кандидатами на политические кампаний и выборов и др. [3, с. 215]

      Функции, выполняемые политической партией, можно разделить на политические, т.е. связанные непосредственно с реализацией властных отношений, и общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной, экономической, идеологической и т.д.     Важнейшей политической функцией партии является политическое рекрутирование, т.е. продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти.    По мере становления многопартийности все большее развитие получает конституирующая функция, которая заключается в установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Резкое ухудшение  условий социального существования, отождествленное с введением  новых демократических принципов, вызывает резкий протест населения, желание вернуться к старому. 
Это трудный, социально и политически неустойчивый этап движения к гражданскому обществу. 
В наших условиях, делающих невозможным введение в одночасье гражданского общества и правового государства, многопартийность получает значение как гарант движения к такому обществу. Это путь - жердочка, по которой мы можем перейти из нынешнего состояния в общество цивилизованное.

В условиях многопартийности политическое руководство  носит, как правило, коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

      В данной работе была рассмотрена многопартийность с самого начала ее становления, роль и функции партий. Многопартийность показывает эффективность политической системы общества. Многопартийность и демократия не могут быть реализованы друг без друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 448 с.
  2. Политология. Учеб. пособие для технических вузов/ М.А. Василик, И.П. Вишнякова – Вишневецкая. Под ред. М.А. Василика. – 4-е изд., перераб. и доп. – Сиб.: ООО «Издательство Пионер», 2002,-  400 с.
  3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2002, -  488 с.
  4. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М.А. Василика М.: - Юрист, 2000. – 592 с.
  5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 432 с.
  6. Политология: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева – М.: Издательство «Экзамен», 2004 – 320 с.

Информация о работе Становление многопартийности в России