Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 06:18, реферат
В то же время язык политики не выделяется так же четко, как, например, язык медицины, техники или юриспруденции. Причем между языком политики и общеязыковым словарным составом идет постоянный взаимообмен: специальные политические термины, слова и выражения превращаются в достояние общеязыкового словарного состава и, наоборот.
Введение…………………………………………………………………………………2
1. Структура языка политики………………………………………………………..3
2. Язык как фактор политического воздействия
2.1 Роль и место языка в политике………………………………………………….7
2.2 Язык политиков…………………………………………………………………..9
3. Имидж в политике
3.1 Особенности формирования речевого имиджа политика…………………….12
3.2 Составляющие речевого имиджа……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………..16
1. риторика государственного деятеля;
2. риторика демагога;
3. риторика харизматического лидера.
Государственный деятель(1) апеллирует к рациональным и оценочным качествам публики. В основе успеха этого вида речевой деятельности заложено стремление слушателя найти рациональное объяснение текущим процессам и проводимой политике. Крайним вариантом подобного рода вербальной деятельности может стать «навешивание политических ярлыков», призванное выполнять функцию классификации и упорядочения в видении социального мира.
Риторика демагога(2) не
имеет четко очерченных рамок
в силу своей «принципиальной
беспринципности». Единственной целью
здесь выступает овладение
Речь харизматического лидера(З) представляет собой наиболее интересный тип вербальной деятельности. Политик при этом делает ставку на чувства, свойственные большому количеству людей, которые в силу различных причин либо не могут, либо не хотят обнародовать их: риторика Муссолини, Гитлера, использование ярких выражений, идей типа «национальный позор», «великий народ - великая страна» и т.п. (2)
Как правило, в чистом виде ни один из вышеуказанных типов не проявляется, но имеются доминирующие черты того или иного типа вербальной деятельности, проявляющиеся в процессе политической коммуникации. Так, в определенных ситуациях риторика государственного деятеля может приобретать и черты демагога (выборы), и черты харизматического лидера (изменение политического статуса). Использование силы языкового воздействия, языковые манипуляции способны не только сформировать необходимые политику взгляды, но и полностью изменить поведение личности, ее сознательную и бессознательную ориентацию в мире.
Очевидность того, что язык в политике играет если не главную, то одну из важнейших ролей. (1)
______________________________
(1) Осетрова Е.В. Речевой имидж. М, 2004г.
(2) Ушакин С.А. «Речь как политическое действие», 1995г.
3. Имидж в политике
3.1 Особенности формирования речевого имиджа политика
Основы описания речевого имиджа дал Аристотель, который говорил, что речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается.
Анализируя устные выступления и интервью политиков, мы обнаруживаем два пути создания имиджа. В традициях античной риторики их можно определить через понятия Ethos и Persona. С одной стороны, автор в своей речи может акцентировать специфические особенности собственной личности (тяжеловесные интонации Б. Ельцина, южнорусский акцент М.Горбачева, импульсивность В.Жириновского), с другой - политик обычно выбирает для себя роль (или роли) и соответствующую ей речевую "маску". Выбор осуществляется на основе прогнозирования аудитории, ее ожиданий и, по сути, является коммуникативной стратегией. Приемы, избираемые для ее реализации, определяются нами как речевая тактика.
Постсоветская политическая сцена обнаруживает определенные предпочтения политических и государственных деятелей в выборе имиджа. Наибольшей популярностью пользуется роль «Патриота» и «Державника». Доминанта «Патриот» не исключает, а, скорее, предполагает другие составляющие имиджа, или микро-роли. Например, «Избранник народа». «Избранник народа» должен быть таким, как все, при этом социум избирателей обычно обозначается как «простые люди».
Следующий блок микро-ролей определяется доминантой «Хозяин» или «Сильная рука». «Хозяину» и «Сильной руке» вполне может сопутствовать роль «Неполитика», вынужденно вовлеченного в политические игры.
Еще один блок микро-ролей ориентирован на систему нравственных ценностей, на эмоциональную сферу. Он может быть определен доминантой «Борец» за социальную справедливость. Тематические цепочки типа: старики, пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи, русские в бывших советских республиках маркируют имидж «Борца». Кроме защиты обездоленных, энергия «Борца» направлена на борьбу с мафией и коррупцией.
Кроме того, следует отметить как факультативные составляющие имиджа следующие микро-роли: «Мудрый вождь», «Провидец», «Военный», «Отличный семьянин». Каждая из этих микро-ролей выполняет тактическую задачу придания имиджу объемности, построения достоверной модели личности.
Важную роль при создании речевого имиджа играет категория «Свой круг». Противопоставленные концепты «свой» - «чужой» позволяют установить отношения между говорящим, его собеседником и третьими лицами. В этой системе координат автор осуществляет самопрезентацию, очерчивая «свой круг» и каждый раз заново (в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией) разграничивая «своих» от «чужих».
Создание «своего круга» может осуществляться через семантику «морального большинства». Подавляющее большинство людей оценивают свою мораль, логику, здравый смысл положительно. Поэтому обозначение общих исходных посылок включает слушателя в «свой круг».
Еще один прием создания максимально широкого «своего круга» обозначается словами: «Ты - один из нас». Один из способов проведения этой идеи - употребление «пустых» фраз: «Наша задача - привести в порядок Россию», «всему нужен хозяин» и т. п. Каждый может интерпретировать эти фразы по-разному. Фразы подобного рода позволяют приобщить к «своему кругу» практически любого.
Одним из способов присоединения к «своим» являются соответствующие обращения типа «коллега», «земляк» (имеется в виду: «ты такой же, как я»).
Анализ содержания речевого имиджа политика в целом заставляет предположить следующее: основные концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика, кризис и др.) и положительная оценка будущего (в перспективе которого - решение большинства проблем) оказываются относительно постоянными величинами в текстах.
______________________________
(1) Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М, 2006г.
3.2 Составляющие речевого имиджа
Самым интересным объектом
являются лозунги. Они позволяют
политику быть содержательно узнанным
и отличным от любого из своих оппонентов.
Особенно функция лозунга актуализируетс
В качестве примера можно проанализировать лозунг «Единой России» - «План Путина - победа России». Понимая масштабность стоящих перед страной задач, партия "Единая Россия" провозглашает стратегию качественного обновления страны на принципах суверенной демократии.
Главный лозунг ЛДПР: «Не врать и не бояться!».
Коммуникативная составляющая играет не меньшую роль в формировании речевого имиджа политика. Очень часто его оценивают, имея в виду следующие категории: «умеет или не умеет говорить»; «читает по бумажке» или готов вступить в диалог; «врет или говорит правду»; агрессивный, властный или либеральный, «мягкий».
Модель речевой коммуникации «говорящий - слушающий» по отношению к политической сфере общения преобразуется в более сложную, двумерную: «политик - оппонент» и «политик - народ (население)». Политик обращается именно к этим двум адресатам. Причем народ оказывается в данной иерархии на первом месте и всегда оценивается положительно. Оппонента же можно назвать навязанным адресатом. Отношение к нему если не отрицательно, то, по крайней мере, критично, поскольку оппонент - соперник политика в борьбе за главного адресата - население. Для речевого имиджа публичного деятеля важно, какие образы двух обозначенных адресатов формируются в его текстах.
Коммуникативной характеристикой политика являются его предпочтения в сфере речевых жанров. В своей работе Т.В. Шмелева выделяет, в частности, четыре жанровых типа в зависимости от цели высказывания:
1) информативные, цель которых - различные операции с информацией, ее проявление или запрос, подтверждение или опровержение;
2) императивные - они устремлены
в мир реальных действий, а
существо их сводится к
3) оценочные - с коммуникативной
направленностью в
4) этикетные, цель которых
- обращение к миру отношений,
предусмотренных этикетом
Заметно нарушается в политике правило - «говори правду, будь искренен и правдив». Заслуживает внимания принцип целесообразности, выдвигаемый в качестве основного критерия языковой нормы речевого имиджа. «Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности, то есть исключительно в тех качествах, которые ускоряют и облегчают переход мысли из головы говорящего в голову слушающего. (2) Следующим этапом в формировании речевого имиджа можно назвать стремление избегать в речи тавтологических сочетаний, например, таких: «моя автобиография», «апрель месяц», «мемориальный памятник», «мемориал памяти», «сегодняшний день и т.д.
Вместе с тем риторика строится на технологии ораторского искусства, овладения мастерством речевого общения. Риторика учит говорить красиво.
______________________________
Заключение
Взаимодействие языка и политики происходит в рамках социально обусловленной коммуникации, при этом можно выделить два основных аспекта их соотношения:
1) язык обслуживает политику, являясь ее основным инструментом, т.е. политическое общение происходит с опорой на языковую систему;
2) политика способна не только воздействовать при помощи языка, но и оказывать влияние на сам язык, изменяя, в том числе и системные отношения.
Язык политики носит прагматический характер. Основанием для данного положения является тот очевидный факт, что в политике применение языка соответствует действию. В наиболее яркой форме это проявляется в тексте закона. Но вместе с тем в обществе любое высказывание политика чаще всего расценивается как определенное действие.
Список литературы
1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987г.
2. Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М, 2006г.
3. Кессиди Ф.Х. «Этические сочинения Аристотеля», 1983г.
4. Никольский Л.Б. «Язык, идеология, политика», Москва, 1982г.
5. Осетрова Е.В. Речевой имидж. М, 2004г.
6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М, 1992. С. 107
7. Ушакин С.А. «Речь как политическое действие», 1995г.
8. Шмелева Т.В. «Модель речевого жанра», Саратов, 1997. С. 98.
9. Шмидт В. «Язык - идеология – общество», Москва, 1979г.