Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие, причины и функции политических конфликтов и кризисов.
3. Типология политических конфликтов и кризисов
4. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
5. Заключение

Файлы: 1 файл

контр по политологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Международный государственный  экологический университет

имени А.Д. Сахарова»

 

 

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра философии, социологии и экономики

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Политология»

 

 

 

Вариант 31

 

«Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Тема 31. Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов

План:

1. Введение

2. Понятие, причины и функции политических конфликтов и кризисов.

3. Типология политических конфликтов и кризисов

4. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.

5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликтами пронизана  вся жизнь человека, конфликты  охватывают все сферы общества. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.

В рамках данной работы будут рассмотрены понятие, сущность, виды, функции политического конфликта, а также типология политического конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, причины  и функции политических конфликтов и кризисов.

 

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное  противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Понятие  политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство. Субъектами, или участниками, политических конфликтов выступают субъекты политических отношений — отдельные личности, малые и большие социальные группы, партии и движения, государственные институты. Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Источники политических конфликтов понимались по-разному. В настоящее время политическая наука признает ведущую роль социальных факторов в происхождении политических конфликтов. Их можно поделить на три группы:

  1. объективно-социальные заключаются в несоответствии уровня развития общественных отношений реальному статусу субъектов политики (например, конфликты между правящей и контрэлитой по поводу распределения власти и ее ресурсов). Ликвидация подобного рода конфликтов требует серьезного реформирования системы властных отношений, прежде всего ее социально-экономической основы;
  2. аксиологические (оценочные) характеризуют альтернативность понимания индивидами и социальными группами политических идеалов и ценностей, на которых основывается оценка исторических событий и актуальной политической ситуации. Конфликты, возникшие по этой причине, ведут к поляризации общества в целом, что затрудняет их урегулирование в течение длительного времени (примерами подобных конфликтов богата российская история — петровские реформы, гражданская война 1918-1920 гг. и т.п.);
  3. этнокультурные вызывают конфликты путем раскола общества на различные социальные, этнические, конфессиональные и прочие группы в случае процесса дезинтеграции общества или же насильственного объединения ранее независимых сообществ. Культурные различия, несхожесть исторически возникших традиций, особенностей менталитета — все это способно сохранять конфликтную ситуацию или обострять ее в течение десятилетий и даже веков (яркий пример — расхождение культурных типов южан и северян в США, приведшее к Гражданской войне 1861 — 1865 гг.).

Обострению конфликта  способствует ряд обстоятельств, далеко не последнюю роль среди которых играют следующие: придание конфликтному вопросу первостепенного значения — актуализация проблемы (объективно или намеренно); наличие лидера, способного активизировать конфликтную ситуацию; шаги противников, шокирующие или оскорбляющие достоинство противоположной стороны. Затягиванию конфликта и его обострению может способствовать боязнь проиграть и потерять нечто для себя важное (например, сферу влияния во внешней политике), что весьма часто отражает лишь интересы правящей элиты, и т.д.

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как  основной институт политической системы, в политологии используется понятие «политический кризис».

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они  в последствиях, по завершению конфликта.

Функции-последствия  политического конфликта:

  • политические;
  • экономические;
  • военные;
  • экологические;
  • демографические.

Функции конфликта могут  быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
  • коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
  • стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
  • содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
  • функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:

  • угроза раскола общества;
  • неблагоприятные изменения во властных отношениях;
  • раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
  • неблагоприятные демографические процессы и др.

Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит  в том, чтобы не допустить его  разрастания или снизить негативные последствия.

 

 

 

 

Типология политических конфликтов и кризисов

 

Типология политических конфликтов чрезвычайно обширна. Уже  на основе выделения источников конфликтов можно судить о разнообразии их форм. Преобладание какой-либо из них способно изменить общий характер политического процесса, направить его по какому-либо одному из возможных путей. Но и типы конфликтов зависят, в свою очередь, от множества условий, что позволяет осуществить их типологизацию по различным основаниям.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

  1. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.
  2. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может  быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

Конфликты можно классифицировать по области их проявления:

- внешнеполитические;

 - внутриполитические;

 Конфликты во внешней политике принимают разнообразный характер. Это могут быть так называемая дипломатическая война (когда конфликт проявляется в форме дипломатического противостояния), различные военные столкновения (вплоть до ведения крупномасштабных военных действий) и т.п.

Во внутренней политике таковыми становятся противоречия между субъектами властных отношений (политическими элитами, партиями, лидерами). Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными. Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.

Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может  быть захват власти в государстве  или смена политической системы, но без разрушения территориальной  целостности государства.

Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

По форме выражения конфликтов и степени распространения сведений о них можно выделить открытые и закрытые конфликты. Первые отличаются публичностью взаимодействия конфликтующих сторон, активным освещением их хода средствами массовой информации (в том числе и официальными). Примерами могут служить манифестации и другие формы открытого протеста против действий властей, противоборство кандидатов на выборные должности в избирательном процессе и т.п. Закрытые (латентные) конфликты подразумевают борьбу скрытыми (теневыми) средствами, когда о самом конфликте осведомлено ограниченное число людей. Они характерны прежде всего для взаимодействия членов правящей элиты.

Политические конфликты различаются по времени действия. Долговременные длятся годами, десятилетиями (и даже веками). Примером может служить «холодная война» между капиталистическим и социалистическим лагерями после Второй мировой войны. К кратковременным конфликтам относят, например, отставку одного министра или всего кабинета под воздействием компрометирующих материалов.

В зависимости от соблюдения конфликтующими сторонами действующих в обществе норм можно выделить легальные (например, борьба кандидатов в ходе избирательного процесса) и нелегальные политические конфликты. Последние могут принимать такие крайние формы, как политический терроризм и т.п.

По степени вовлеченности, количеству участников можно выделить массовые, групповые и индивидуальные политические конфликты. Примером индивидуального конфликта может служить протест личности против какого-либо мероприятия властных органов.

Еще одним критерием типологизации политических конфликтов является возможность их разрешения. С этой точки зрения выделя ются конфликты агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Агонистический конфликт характеризуется возможностью достижения консенсуса и компромиссного урегулирования. Однако примиримый конфликт может перерастать в непримиримый и наоборот.


Политические кризисы  можно разделить на внешнеполитические (обусловленные международными конфликтами) и внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

Информация о работе Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов