Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие, причины и функции политических конфликтов и кризисов.
3. Типология политических конфликтов и кризисов
4. Пути и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.
5. Заключение

Файлы: 1 файл

контр по политологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Правительственный кризис - выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.

Парламентский кризис —  это такое изменение соотношения  сил в органе законодательной  власти, когда парламент оказывается  не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.

Конституционный кризис означает фактическое прекращение  действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции.

Внешнеполитический, или  международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.

 Наиболее опасным для власти является социально-политический или общенациональный кризис. Этот вид кризиса вплотную примыкает к явлению, которое ранее было обозначено понятием «революционная ситуация», но не тождествен ему Общенациональный же кризис - поворотный момент в развитии социально-политического процесса, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса, не нарушая существующего соотношения между социально-политическими силами. Однако такой кризис, если не будет найдено приемлемого для конфликтующих сторон выхода из него, вполне может перерасти и в революционную ситуацию.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения  политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования  целей и ценностей правящего  режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Кризис политического  участия характеризуется созданием  правящей элитой искусственных препятствий  включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих  претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения  проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения  означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути  и способы разрешения политических конфликтов и кризисов.

 

Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

 В политической практике существуют различные пути урегулирования конфликтов, т. е. снижения их остроты, прекращения открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма невелик. Все их можно свести к следующим четырем: 1) отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов; 2) применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам; 3) осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению; 4) попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин. Выбор того или иного метода в практической политике определяется многими факторами.

Первые два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе  они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах может притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на какое-то время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами.

Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

 Политической практикой и теорией выработан еще один способ урегулирования конфликта – консенсус. Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

В литературе по конфликтологии выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:

1) А выигрывает за  счет Б. 

2) Б выигрывает за  счет А. 

3) Обе стороны оказываются  в проигрыше, хотя каждая надеялась  на благополучный исход. 

4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.

Выбор пути разрешения конфликта  всецело зависит от конфликтующих  сторон, но решающую роль в этом могут  сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

 

 

Заключение

Современные исследователи  обращают внимание на опасность неконтролируемости, а значит — непредсказуемости политических и иных конфликтов. Неконтролируемость политических конфликтов может привести к гибели цивилизации. Специалисты приходят к выводам, что бесконфликтность политической системы практически невозможна. В то же время конфликты необходимо разрешать с минимальными социально-политическими издержками. Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Кравченко А.И. Политология: Учебник / А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2006. – 448 с.

 2.  Мельник В. А. Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с.

3. Мухаев Р.Т. Политология:  учебкик для вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.

4. Политология: Учебник  / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2004 . – 588 с.

 

 

24. 02. 2012


Информация о работе Сущность и разновидности политических конфликтов и кризисов