Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 00:34, реферат
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами. Следует заметить, что в настоящее в юридической литературе предлагается трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, «но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы». Имеет ли эта точка зрения имеет под собой веские основания в настоящее время является дискуссионным вопросом.
Сущность идеологической функции государства. …………….3
Либерализм и неолиберализм. …………………………………….5
Консерватизм и неоконсерватизм. ………………………………..7
Коммунистическая и социалистическая идеология.
Социал-демократия. …………………………………………………10
Фашизм. ………………………………………………………………..12
Идеологический дискурс…………………………………………....13
Базовыми ценностями
социал-демократического идеала признаются
свобода, справедливость, солидарность.
Они неосуществимы без
Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться государственным регулированием рынка в интересах всех граждан, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.
Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.
Международная демократия обеспечивается преодолением неравенства в международном масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.
Социалистические идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР.
Формула российского социализма, отмечает Председатель СНПР М.Шаккум, “выводится на пересечении двух ключевых принципов — справедливости и коллективизма. Это гармония частного и коллективного начал в обществе, увязка индивидуальных и общественных интересов через меру справедливости... Мы пожертвовали идеалами коллективизма ради примитивно понимаемого рынка. Мы разрушили комплекс социальных прав и гарантий ради обеспечения индивидуальных прав и свобод. Соблюдение и развитие цельного комплекса прав граждан является сегодня в России социалистическим лозунгом. Социалистической является формула: развитие рынка и частной собственности в той мере, в какой это не препятствует осуществлению всего комплекса прав человека... Российская экономика и государственность нуждаются не в реформах, а в восстановлении. Мы должны честно сказать народу: нужно восстановить экономику, управляемость страны, возродить великое российское государство. Это – стратегическая цель, это – главный лозунг России последних лет ХХ и первых лет ХХI века” .
Нельзя не отметить,
что пока не сложилось единого
понимания российского
Фашизм.
Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими [шестью] признаками и чертами:
[1] обоснование
по расовому признаку
[2] нетерпимость
и дискриминация по отношению
к другим «чужеродным», «враждебным»
нациям и национальным меньшинс
[3] отрицание демократии и прав человека;
[4] насаждение
режима, основанного на принципах
тоталитарно-корпоративной
[5] утверждение
насилия и террора в целях
подавления политического
[6] милитаризация
общества, создание военизированных
формирований и оправдание
Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.
Запрет дискриминации и право на защиту от какой бы то ни было дискриминации становится общепризнанным принципом и нормой международного права, получает закрепление во многих международно-правовых документах в области прав человека: во Всеобщей Декларацией прав человека (ст. 2, 7), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 26), в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 14). В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая вступила в силу 1 января 1969 года.
Действующий УК РФ содержит целый ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за характерные для фашизма действия, и позволяющих вести эффективную борьбу с наиболее опасными преступными деяниями профашистской направленности особенно такими, как организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); геноцид (ст. 357).
Возрождение в последние годы некоторых проявлений фашизма в странах Европы вывело задачу борьбы с ними на общеевропейский уровень. Главы государств и правительств членов Совета Европы на своей встрече в Вене (1993 г.) приняли решение образовать комитет Совета Европы, цель которого состоит в создании и усилении гарантий против любых проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, в стимулировании деятельности в этом направлении на местном, национальном и европейском уровнях.
Идеологический дискурс.
Реальное сосуществование и постоянное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначаются в политической науке понятием «дискурс». С содержательной точки зрения оно предполагает целый спектр возможных вариантов духовного взаимодействия: от взаимного дистанцирования идеологий до их объединения и соответствующего синтеза тех или иных идеалов, норм, политических требований и прочих своих элементов. Причем как в мировом или, предположим, региональном масштабе, так и в рамках отдельно взятой страны могут складываться самые разнообразные и противоречивые тенденции идеологического диалога. Но духовный климат, образовавшийся в том или ином государстве, как правило, всегда испытывает влияние более масштабных идейных веяний, свойственных межгосударственным и мировым политическим процессам.
Реалии XX в. существенно повлияли на характер идеологического взаимодействия как в мире в целом, так и в отдельных странах. Если вторая половина прошлого века, проходившая под знаком интенсивного формирования и развития индустриального общества, несла на себе явный отпечаток идейной конкуренции социалистической и либеральной идеологий, то нынешнее столетие, знаменующее борьбу традиционных и модернизирующихся государств, поменяло и укрупнило акценты идейной дискуссии. Наряду с поощрением самых разнообразных идеологий главный водороздел оно провело между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма, человечности и демократии, а также доктринами, оправдывающими насилие, физическое принуждение и террор как основополагающие методы реализации своих целей.
Такое положение предопределило и соответствующую эволюцию идеологических систем: с одной стороны, сближение и даже синтез определенных положений политических доктрин и философий либерализма, консерватизма, социал-демократии, христианско-демократической идеологии и ряда других учений, и противостояние им фашистских, экстремистских, шовинистических, расистских и иных аналогичных течений — с другой.
Сближение и
объединение реакционных
В целом для устойчивых, стабильных государств демократической ориентации сегодня в основном характерна приглушенность идеологических споров. Там же, где борьба за выбор направления социально-политического развития продолжается, где различные группы ведут интенсивный диалог за приоритеты национальной политики, там идейное противоборство между идеологиями только обостряется, а внутренняя напряженность такого спора мешает их сближению и внутреннему синтезу. Подобная ситуация, способствующая росту политической напряженности в обществе, характерна, в частности, для современной России.
Основная литература:
1. Перевалов В. Д. Политология. Учебник для вузов. - М., 2001. - Глава 4.
2. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку - М., 1997. - Глава 3.