Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:28, реферат
Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма.
Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему
охранительного сознания предпочитающую систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы Политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.
Введение
Сущность консерватизма и его генезис
Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)
Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси
Заключение
Список литературы
Содержание
1.Введение
Консерватизм — это
система воззрений в отношении
окружающего мира, тип сознания и
политико-идеологических ориентаций и
установок, который так же, как
либерализм, социал-демократизм, марксизм,
не всегда ассоциируется с конкретными
политическими партиями. Консерватизм
вобрал в себя различные, порой противоречивые
идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно,
что в четырехтомной антологии
«мудрость консерватизма» среди
приверженцев консервативной традиции
перечислены такие разные по своим
социально-философским и
Консерватизм как политическая идеология
являет собой не только систему
охранительного сознания предпочитающую
систему правления (независимо от ее целей
и содержания) новой, но и весьма определенные
ориентиры, и принципы Политического участия,
отношения к государству, социальному
порядку и т.д.
2. Сущность консерватизма и его генезис
Консерватизм возник в конце XVIII
века как реакция на французское
Просвещение и Великую
Интеллектуальная
Оптимистическому взгляду
Важнейшим принципом консервативной
идеологии является нравственный абсолютизм,
признание существования
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии
теснейшим образом связан с политическим
реализмом. Консерватизму чужд доктринерский
подход. Политическая практика, как
считают консерваторы, не должна опираться
на голые теоретические схемы. Реформы,
которые проводятся в обществе, должны
быть рассчитаны не на абстрактного человека,
а на реальных людей, из плоти и
крови, образ жизни которых, устоявшиеся
привычки нельзя внезапно изменить без
больших несчастий. Консерватизм возвращал
политической мысли чувство историчности,
отстаивал в бурное революционное
время непрерывность
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.
3. Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)
Объективной основой появления
неоконсерватизма явился структурный
кризис капиталистической экономики.
Прежние средства, применявшиеся
для выхода из кризисных ситуаций
и обоснованные идеологией либерального
реформизма, оказались недостаточными.
Требовались более радикальные
средства. Рухнула вера в то, что
научно-технический прогресс в силу
своего рационального механизма
разрешит социальные проблемы. Оказалось,
что для стабилизации общества необходимо
прочное моральное подкрепление
и дополнительные средства легитимации.
Неоконсерватизм был ответом
на "вызов" кризисного состояния
научно-технической
В мировоззренческом плане
В экономической области
Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".
Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.
Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.
В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.
Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
Органическая концепция
4. Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси
Вопреки общепринятым мнениям, вряд ли
можно признать, что Беларусь в
начале 90?х годов ХХ века прошла через
полноценное национальное строительство.
Либеральные преобразования в Беларуси
были замедлены и модифицированы
значительными национальными
Тем не менее, общая направленность проводившихся в 90?х гг.20 в. реформ была, безусловно, либеральной. Реализовывались традиционный для шоковой терапии меры: широкомасштабная приватизация, либерализация регулирования деятельности субъектов хозяйствования, перестройка политической жизни по образцам классической парламентской демократии. Реализация этих мер, наталкиваясь на социо-культурную инерцию и приверженность советским смыслам и стереотипам большинства населения, требовала также организации мощной работы по смене доминирующей идеологической матрицы.
Основным направлением в этой работе
стало стимулирование развития националистических
настроений, прежде всего, через политику
в сфере культуры и образования.
Эти преобразования, тем не менее,
не носили такого радикального характера,
который им пытается приписать современная
белорусская официальная
Тем не менее, в условиях начала 90?х годов для Беларуси, еще несколько лет назад считавшейся самой союзной из всех союзных республик, даже такие меры были радикальными (помимо того, что чисто технически к принятию таких мер страна была не готова). Белорусы, имевшие богатейший опыт межнационального общения и органически принявшие советский интернационализм, десятки лет обучавшиеся на русском языке и на нем же общавшиеся, не смогли принять такого резкого поворота. Ситуацию усугубляло и наличие огромных групп белорусских граждан приехавших в БССР в советские годы из России, Украины и других союзных республик, для которых введение белорусского языка в качестве обязательного поставило перед угрозой потери работы и средств существования. В результате всего этого на республиканском референдуме 1995 года 82% белорусов проголосовали за придание русскому языку статуса государственного.
На этом языковой вопрос мог бы и быть закрыт, однако этого не произошло.
Дело в том, что несмотря на относительную умеренность собственно государственной языковой политики на этапе национального строительства, националистические настроения в белорусском гражданском обществе нарастали довольно активно. На фоне общего кризиса общества и разрушения традиционного уклада жизни это, безусловно, является закономерным. А поскольку в белорусском национальном возрождении участвовали, в основном, люди с прозападной внешнеполитической ориентацией, традиционно стоящие на более агрессивно-экспансионистских мировоззренических позициях, постольку закономерным стало нарастание в этой среде шовинистических настроений по отношению к несвядомым, просоветски ориентированным белорусам, сопровождавшееся также ростом русофобии.