Сущность консерватизма и его генезис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма.
Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему
охранительного сознания предпочитающую систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы Политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.

Содержание работы

Введение
Сущность консерватизма и его генезис
Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)
Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Консерватизм.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Сущность консерватизма и его генезис
  3. Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)
  4. Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

1.Введение

Консерватизм — это  система воззрений в отношении  окружающего мира, тип сознания и  политико-идеологических ориентаций и  установок, который так же, как  либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными  политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии  «мудрость консерватизма» среди  приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим  социально-философским и идейно-политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Болингброк, Берк, де Местр, де Бональд, де Токвиль, Ницше, Гамильтон, Адмас, фон Хайек и др. Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма.  
Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему  
охранительного сознания предпочитающую систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы Политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.

 

2. Сущность консерватизма и его генезис

Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское  Просвещение и Великую французскую  революцию. Консервативная идеология  была ответом на вызов либерализма  и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу  человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.).Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов  на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать  общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном  несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми  способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной  от морали.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового  общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми  прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии  теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский  подход. Политическая практика, как  считают консерваторы, не должна опираться  на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и  крови, образ жизни которых, устоявшиеся  привычки нельзя внезапно изменить без  больших несчастий. Консерватизм возвращал  политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное  время непрерывность исторического  развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных  конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед богом. Равенство  существует в области морали и  добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального  равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

 

3. Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)

Объективной основой появления  неоконсерватизма явился структурный  кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся  для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные  средства. Рухнула вера в то, что  научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма  разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом  на "вызов" кризисного состояния  научно-технической цивилизации  и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм  выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство  возможностей, но не как равенство  условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм  выступает за ограничение вмешательства  государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать  частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью  предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения  на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы  делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять  социальные блага бесплатно следует  действительно тем, кто в них  нуждается, и сам не в состоянии  себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот  формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая  форма, укрепляющая и расширяющая  класс собственников. Оно также  лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается  ими.

В политической сфере неоконсерваторы  верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными  ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация  и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума  как целостности, где поведение  индивидов с их страстями и  эгоизмом подчинено сложившимся  структурам, ценностям, традициям. Благодаря  этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность  развития, связь прошлого с будущим.

 

4. Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси

Вопреки общепринятым мнениям, вряд ли можно признать, что Беларусь в  начале 90?х годов ХХ века прошла через  полноценное национальное строительство. Либеральные преобразования в Беларуси были замедлены и модифицированы значительными национальными особенностями. Традиционный консерватизм белорусов  оказал огромное влияние на этот процесс: он обеспечил относительно низкие темпы  либеральных преобразований. Кроме  того, их тормозила и внутренняя борьба между функционерами государственного аппарата: подавляющее большинство  правящей элиты Беларуси было сформировано как советская управленческая элита - директорат крупных предприятий. Это  обусловило субъективное неприятие  проекта шоковой деиндустриализации со стороны этой социальной группы. Однако такое субъективное неприятие  базировалось на существенных объективных  предпосылках. Так, если в других странах тотальная приватизация и демонтаж промышленности осуществлялся с относительно незначительными негативными социальными последствиями, то в Беларуси, бывшей сборочным цехом СССР подобные меры оставили бы без средств к существованию более половины трудоспособного населения страны, что имело бы самые неблагоприятные последствия не только для социально-политической стабильности, но и для государственности в целом. Поэтому консерватизм белорусов имел и имеет в настоящее время вполне рациональное объяснение.

Тем не менее, общая направленность проводившихся в 90?х гг.20 в. реформ была, безусловно, либеральной. Реализовывались  традиционный для шоковой терапии меры: широкомасштабная приватизация, либерализация регулирования деятельности субъектов хозяйствования, перестройка политической жизни по образцам классической парламентской демократии. Реализация этих мер, наталкиваясь на социо-культурную инерцию и приверженность советским смыслам и стереотипам большинства населения, требовала также организации мощной работы по смене доминирующей идеологической матрицы.

Основным направлением в этой работе стало стимулирование развития националистических настроений, прежде всего, через политику в сфере культуры и образования. Эти преобразования, тем не менее, не носили такого радикального характера, который им пытается приписать современная  белорусская официальная пропаганда. Так, принятый в 1990 году закон О языках объявлял белорусский язык единственным государственным, однако также учитывал интересы языковых меньшинств страны. Кроме того, введение этого закона в силу было растянуто во времени.

Тем не менее, в условиях начала 90?х  годов для Беларуси, еще несколько  лет назад считавшейся самой  союзной из всех союзных республик, даже такие меры были радикальными (помимо того, что чисто технически к принятию таких мер страна была не готова). Белорусы, имевшие богатейший опыт межнационального общения и органически принявшие советский интернационализм, десятки лет обучавшиеся на русском языке и на нем же общавшиеся, не смогли принять такого резкого поворота. Ситуацию усугубляло и наличие огромных групп белорусских граждан приехавших в БССР в советские годы из России, Украины и других союзных республик, для которых введение белорусского языка в качестве обязательного поставило перед угрозой потери работы и средств существования. В результате всего этого на республиканском референдуме 1995 года 82% белорусов проголосовали за придание русскому языку статуса государственного.

На этом языковой вопрос мог бы и быть закрыт, однако этого не произошло.

Дело в том, что несмотря на относительную умеренность собственно государственной языковой политики на этапе национального строительства, националистические настроения в белорусском гражданском обществе нарастали довольно активно. На фоне общего кризиса общества и разрушения традиционного уклада жизни это, безусловно, является закономерным. А поскольку в белорусском национальном возрождении участвовали, в основном, люди с прозападной внешнеполитической ориентацией, традиционно стоящие на более агрессивно-экспансионистских мировоззренических позициях, постольку закономерным стало нарастание в этой среде шовинистических настроений по отношению к несвядомым, просоветски ориентированным белорусам, сопровождавшееся также ростом русофобии.

Информация о работе Сущность консерватизма и его генезис