Сущность политической идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало общественную жизнь, политический порядок в терминах трансцендент­ных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому познанию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался религиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повседневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 54.21 Кб (Скачать файл)

 

 Основная ответственность  за сохранение в этих условиях  человеческого начала возлагалась  на самого индивида, который должен  был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

 

Конечно, неоконсерваторы не могли решить всех проблем. Предлагавшиеся ими программы стабилизации и роста не смогли найти адекватных механизмов решения проблем, связанных с инфляцией, вовлечением в жизнь уклоняющихся от труда слоев общества, урегулировать отношения богатых и бедных стран и т.д. Тем не менее эта доктрина представила человеку целостную картину мира, показала главные причины кризиса общества и способы выхода из него, согласовала моральные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. Неоконсерватизм служил защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятельности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. На этой идейной основе стали синтезироваться многие гуманистические идеи либерализма, социализма и некоторых других учений.

 

2.3. Коммунистическая идеология.

 

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и  идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

 

 Первые попытки очертить  идеал этого общественного устройства  предпринимались мыслителями Нового  времени Т. Мором и Т. Кам-панеллой, а в конце XVIII — начале XIX столетия — утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества — коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения этого социального идеала, сохранив возможность различного понимания места социализма в данном процессе, возможность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе.

 

 Марксизм представлял  собой крайне радикалистскую  идеологию, акцентировавшую внимание  на революционных методах построения  «светлого коммунистического будущего».  Преобладание революционных, насильственных  методов преобразования социальной  действительности вытекало из  содержания марксизма. Доктринальные  основы марксизма выводились  из возможности познания окружающей  действительности и формулирования  законов общественного развития.

 

 Знание законов позволяет  безошибочно определить пути  преобразования общества. Схема  исторического прогресса была  крайне односторонней и сводилась  к обусловленности общественных  изменений уровнем материального  производства, исключая культурные, психологические, исторические и  другие факторы. Весь исторический  прогресс представлялся как последовательная  смена общественно-экономических  формаций. Однако если антагонистические  формации (рабовладель­ческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собствен­ности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии, а следовательно и жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

 

 Малореалистичным представляется сам коммунистический идеал, в котором первая фаза коммунизма - социализм рассматривается как переходный этап ко второй фазе - собственно коммунизму. Наиболее существенный недостаток, который обнаруживает коммунистическая теоретическая конструкция, состоит в игнорировании природы человека, естественного неравенства людей, а также в игнорировании объективной тенденции общественного прогресса, состоящей в нарастании многообразия социальных интересов и форм разделения труда. В основу же модели коммунистического общества положен принцип монизма, предполагающий преодоление экономического, социального, политического и духовного многообразия интересов и потребностей. Критерием прогресса форм экономической, социальной, политической и духовной жизни признается их соответствие интересам самого передового класса - пролетариата. Считается, что установление общественной собственности на средства производства автоматически ликвидирует все формы социального неравенства.

 

Политический идеал коммунизма - общественное самоуправление, предполагающее поголовное участие населения в  процессе принятия управленческих решений. Идея непосредственного участия  масс в управлении игнорировала опыт западных демократий и тенденции  разделения и специализации общественного  труда, который свидетельствовал об углубляющейся специализации и  дифференциации политических ролей  и функций в сфере управления. Это предполагало наличие управленческих знаний и навыков, профессионализма, вместо которых в коммунистической теории культивируются идеологическая преданность и классовая непримиримость.

 

Новое общество, с точки  зрения коммунистической идеологии, характеризуется  наличием нового человека, презревшего  материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы типа «ощущение  удовлетворенности от работы на общее  благо». Наиболее важным механизмом, интегрирующим  различные элементы социальной системы, признается коммунистическая партия. Для более полной реализации ее функций  как направляющей и руководящей  силы она должна превратиться во властную структуру, срастись с государством.

 

В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные  варианты его политико-идеологической эволюции. Так, В. И. Ленин, развивая революционную  традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной  государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения  сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

 

Попытка реализовать эти  идеи социализма в послевоенном Китае  породила еще одну прикладную разновидность  социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, особенно во времена «культурной революции».

 

2.4. Социал-демократия.

 

Другая, эволюционистская (или  в терминологии российских большевиков  — ревизионистская) линия марксизма  связана с деятельностью немецких теоретиков К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, которые, напротив, позитивно трактовали роль государства (демократической  республики) в становлении социально  справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Такой  характер интерпретации буржуазного  строя больше соответствовал основным тенденциям его эволюции, пониманию  социализма как определенной формы  политики индустриального общества, применяемой на поздних стадиях  его развития.

 

Э. Бернштейн отверг выводы классического марксизма о классовой  борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе  устранения господства буржуазии, о  пролетариате как авангарде общественных преобразований и о диктатуре  пролетариата как новой форме  власти трудящихся.

 

Вместо них он выдвинул положения о реформе как единственно  возможном и целесообразном способе  преобразования западного общества и демократии, как форме социального  переустройства. Очень конструктивными  и прогрессивными оказались выводы Э. Бернштейна о позитивной роли государства  в развитии общества, о необходимости  эволюционной перестройки классового характера государства и гуманизации его функций. С точки зрения Э. Бернштейна, государство есть орган управления обществом, который по мере укрепления демократии и утверждения всеобщего избирательного права теряет свой классовый характер, становится надклассовым и выражает интересы всех членов общества. Причем государст­венная власть должна быть разделена на исполнительную, законодательную и судебную и должна опираться на развитые институты парламентской демократии. Использование возможностей парламентской демократии в целях повышения уровня благосостояния трудящихся, их социальной защищенности является приоритетной задачей современных социал-демократических партий.

 

Теоретические новации Э. Бернштейна впоследствии составили  содержание политической доктрины международной  социал-демократии.

 

Важным вкладом международной  социал-демократии в политическую теорию и практику является концепция «социального государства». Она исходит из того, что общественный прогресс может  обеспечиваться лишь сотрудничеством  и парт­нерством между предпринимателями и наемными работниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своей борьбе за улучшение экономического положения не должны переходить границы, за которыми у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям необходимо создавать благоприятные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспро­изводства каждого работника, без труда которого не может быть экономического прогресса.

 

Государство выступает координатором  отношений между предпринимателями  и наемными работниками. Оно защищает институт частной собственности, являющейся двигателем прогресса и основой  социальных прав собственников. Наряду с этим государство заботится  о тех, кто нуждается в социальной защите, для чего формируются социальные фонды государства за счет налоговых  поступлений от предприятий, перераспределения  их прибыли. Система социальной защиты распространяется на все социальные группы, а не только на социально  ущемленных. Через систему «социального государства» в обществе создается наиболее низкая дифференциация доходов, что обеспечивает социальную стабильность и гармонию общественных отношений. Государство проводит активную политику и в области труда. Оно берет на себя функции обучения работников новым профессиям, необходимым производству. Социально ориентированную политику правящие социал-демократические партии проводят в области здравоохранения, образования (услуги в них - бесплатные), а также в сфере социального страхования.

 

Политическая система  обществ, исповедующих идеологию социал-демократизма (Швеция, Австрия, Норвегия, Швейцария  и т. д.), основывается на принципах  общественного макроконсенсуса, разделения властей, социального партнерства и компромисса политических сил. Так, принцип общественного макроконсенсуса (согласия социальных групп по базовым ценностям) ориентирует систему на представительство интересов всех социальных групп и слоев общества. Это обусловлено высокой степенью культурной однородности общества, приверженностью населения идеалам свободы, демократии, солидарности, справедливости.

 

Функционально политическая система строится на сочетании, во-первых, сильной централизованной власти в  лице институтов парламентской представительной демократии (парламент, правительство, ведомства), обеспечивающей политическую стабильность общества, общее регулирование  социальных процессов, и, во-вторых, демократичности  общественных структур, отражающих высокую  степень децентрализации власти, зрелости форм непосредственной демократии, опирающихся на принципы самоуправления с широким спектром финансовой и  юридической самостоятельности.

 

Органы самоуправления позволяют  политической системе быть восприимчивой  к социальным изменениям. Устойчивость же политической жизни основана на социальном партнерстве социал-демократов и буржуазных партий, на практике политического  компромисса между ними. Каждая из партий, проигравшая на выборах, выступает  в роли конструктивной оппозиции, заставляя  тем самым правящую партию «отрабатывать» предвыборные обещания. В результате даже после по­ражения социал-демократов на выборах в некоторых странах пришедшие к власти буржуазные партии в целом сохраняют приверженность важнейшим ценностям демократии - социальной защиты, солидарности и справедливости.

Информация о работе Сущность политической идеологии